РАЗРАБОТКИ
|
Реализация творческого потенциала учащихся как личности в процессе языкового образования
МИРОНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ГБОУ СОШ 613 ЦАО МОСКВА РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ КАК ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-познавательная деятельность при изучении иностранного языка имеет ряд существенных особенностей. Важнейшую роль в этом играет познавательная мотивация. Ввиду изменяющихся социальных потребностей в использовании языка, учащийся обладает личностно значимыми мотивами. В последние годы изучение иностранных языков стало приоритетным направлением образования для многих учащихся. Наряду с практическим применением языка познавательная мотивация заложена в довольноспецифическом, новом характере изучаемого языка и культурного наследия. Личная вовлеченность учащегося в учебно-познавательный процесс раскрывает во всей полноте характерные особенности нового языка и культуры, духовно обогащая обучаемого. Поскольку изучение иностранного языка является осознанной учебно-познавательной деятельностью, то главную роль в этом процессе играет рефлексия каккоммуникативная, так и учебная деятельность. Под «изучением языка и культуры» подразумевается обширная языковая и речевая практика в условиях самостоятельной коммуникативной и учебной деятельности, а также опыт межкультурного общения. Разнообразные внеклассные мероприятия способны обеспечить оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных видов работы с целью создания прочной базы языковых средств, а с другой – свободы творческих замыслов и продукции их с выходом за пределы учебной ситуации. Здесь имеется в виду креативность учащегося, которая проявляется в производимом учеником текстовом продукте. Продуктивное образование способствует глобальному развитию личности ученика, когда тот видит собственные образовательные продукты, исследования, сочинения, с включением в научные и культурно-исторические процессы в качестве полноправного участника. В этом ключе продуктивная учебная деятельность выступает как деятельность созидательная и творческая, ориентирующая ребенка на самостоятельный опыт в накоплении добытых знаний в отличие от репродуктивной деятельности, когда результат достигается стереотипными способами. Основу продуктивной учебной деятельности составляет два аспекта: умение учиться – «учить себя» и определение качества личности. Владение такой методологией определяется как учебно-познавательная компетенция и дает учащемуся необходимую степень свободы для реализации творческого потенциала. Таким образом, ключевыми характеристиками продуктивной учебной деятельности являются:
Поскольку язык является социокультурным явлением, он имеет социально ориентированный характер, следовательно, языковое образование формирует сознание личности, широкий взгляд на мир, готовность к конструктивному диалогу, терпимое отношение к другим языкам и культурам мира и способность межкультурному общению. Благодаря социально ориентированному характеру изучения иностранного языка, учащийся познает окружающий мир через иноязычный текстовой продукт. Изучаемый язык и культура предстают реальными объектами исследования и освоения. Учащийся проводит типологическое сравнение лингвокультуры с родным языком и культурой, что обуславливает новизну и созидательный характер продуктивной учебной деятельности. Чтобы направить учащегося на создание личностного образовательного продукта, нужно представить изучаемый язык и лингвокультуру как новую систему и новые способы и средства коммуникативной деятельности. Если иноязычный текст достаточно креативен, создаются предпосылки для свободы выбора предметного содержания речевого общения, соответственно, вовлеченности учащегося в постановку учебной задачи и созданием им собственного лингвопродукта. Если содержание и характер учебной деятельности формирует только репродуктивные навыки и умения, то самостоятельность, вовлеченность и виды языковой и речевой практики реализуют и развивают креативный потенциал учащегося. Конструктивный созидательный характер продуктивной учебной деятельности выражается в поиске учащимся образовательного продукта. Объектами самостоятельного поиска в создании собственного образовательного продукта являются:
Таким образом, личностный образовательный продукт подразумевает создание учеником в ходе освоения предмета познаваемой реальности и приобретения личностных способов познавательной деятельности. Его можно определить по:
Личностный образовательный продукт служит инструментом освоения реальности. Учащийся овладевает этим инструментом и использует его в разнообразных целях социокультурной деятельности. Сюда относятся знания и языковые средства, включая лингвокультуроведческие и социокультурные, языковые навыки, коммуникативные умения и опыт использования коммуникативной деятельности в различных функциях. К материальному образовательному продукту, который фиксирует личный опыт учащегося в коммуникативной и учебной деятельности, относится изучение грамматического материала путем составления учеником личной системы грамматики, (таблицы, рисунки типа словообразовательное древо, собственные справочные записи), а для овладения лексическими средствами можно использовать традиционные словарики, самостоятельные списки словосочетаний, идиоматических и фразеологических единиц. Создавая такой личностный продукт, учащийся ориентируется на самостоятельную работу и регулярно накапливает и пополняет знания, что является обязательным условием эффективного изучения языка. Материальными продуктами учебной деятельности можно считать выстроенный в качестве личностной системы и присвоенный учащимся собственный справочный инструментарий, который служит ему в качестве своеобразной собственной опорной учебно-информационной базы данных:
на коммуникативные потребности в ситуациях межкультурного общения; потребности использования иностранного языка как средства спектра – учебной, деловой, профессиональной, самообразовательной, игровой, творческой и др. Продуктами учебной деятельности можно считать соответствующие коммуникативные умения и опыт использования изучаемого языка в ситуациях межкультурного общения, а также презентацию этого опыта в материальных продуктах иноязычной речевой деятельности. В современных стандартах и программах говорится, что рациональное зерно в оценке качество обучения следует искать в самих продуктах, созданных учащимся в ситуациях применения изучаемого языка, например, в проектных работах, в том числе – страноведении, литературе и т.д. Основными видами творческих и проектных работ в зависимости от возраста могут быть устные и письменные сочинения с определенной смысловой задачей до развернутых творческих произведений (рассказов, обзоров, комментариев), а также рефераты, научно-исследовательские проекты и сценарии. Творческий компонент содержания обучения языку носит интегрированный междисциплинарный характер, и тогда изучение языка включает в процесс познания общую картину мира, а, в целом, участвует в глобальном развитии личности учащегося. В таблице представлены типичные виды творческих и учебных самостоятельных работ с включением «творческого компонента» в содержании самостоятельной работы и содержании контроля и оценки качества владения изучаемым языком. Это также позволяет реализовать творческий потенциал учащегося как языковой личности в процессе языкового образования. Обучающийся всегда руководствуется свободой выбора предметного содержания, а творческая составляющая его контента зависит от уровня владения изучаемым языком и уровня личностного развития учащегося. Здесь также большое значение имеет рефлексивно-творческий и самоуправляемый характер продуктивной деятельности, который проявляется в осознанном проникновении в культуру носителя языка и овладении соответствующей системой понятий. Виды творческих и учебных самостоятельных работ Творческие работы (базовый уровень) Уровень независимого пользователя Свободные творческие сочинения различного характера (письменные и устные), письма в школьную газету, заметки, короткие статьи, наброски сценария для школьного спектакля, интеллектуальные игры, дискуссии в молодежном клубе, сценарии деловой игры, тексты интервью, подготовка доклада, обзора, резюме, подготовка проектов реферативно-обзорного и исследовательского типа. Уровень эффективного пользователя Различные виды устных и письменных творческих исследовательских, конкретно-практических и других работ, связанных со свободным использованием изучаемого языка как средства информационной, образовательной, учебно-профессиональной и самообразовательной деятельности Учебно-самостоятельные работы (базовый уровень)
Дневник наблюдений самостоятельного изучения языка, языковый портфель как форма самооценки свой учебной деятельности. Литературные переводы прозы и стихов на родной язык.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены