РАЗРАБОТКИ
|
Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе.Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе. На сегодняшний день актуализируется задача подготовки учащихся в условиях школы заниматься научной и исследовательской деятельностью. Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «Исследуем!», сохранённое преданием, определяло подход философа к изучению действительности. Ставя свои вопросы, отыскивая и анализируя, вместе с собеседниками ответы, философ стремился пробудить в людях жажду свободного познания, он считал, что они все вместе предвзято, пробиваясь к истине, помогают рождению истинного знания, помогают учиться. В современных условиях значение терминов «исследование» и «исследовательская деятельность» приобретает несколько иное значение, но в них всё также присутствует содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Какова же роль школьной библиотеки в организации исследовательской работы в школе? Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос. Для того чтобы решить поставленные задачи, и учащийся, и его научный руководитель используют различные информационные ресурсы, в том числе и школьной библиотеки. Да, школьные библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, и одной из функций библиотек была и остаётся образовательная. А главная задача любой школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Поиск информации по заданной теме обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки. Библиотекарь оказывает и методическую и библиографическую помощь учащимся в работе над исследованием, подбирает книги, журнальные статьи. Библиотека предоставляет информацию и идеи. При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает информационным и научно-методическим центром, что обусловлено следующими обстоятельствами: - наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях; - высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных библиотекарей, позволяющими ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.); - активным внедрением ИКТ в работу современных школьных библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д.; - возможность организовать на базе библиотеки самостоятельные исследования. Например: «Судьбы поэтов Серебряного века», «Проблемы авторства произведений В. Шекспира», «Проблемы истории книги», «Жизни и деятельности известных лексикографов В.И. Даля и С.И. Ожегова» и т.д. Именно библиотекари выступают в таких исследованиях инициатором и доминирующим субъектом, выявляя проблемы и организуя их рассмотрение и решение. При осуществлении подобных исследований у библиотекаря нарабатывается опыт исследовательской работы; - возможностью создания банка проектных работ с целью дальнейшего их использования в порядке ознакомления с опытом исследовательской деятельности, для разработки и проведения смежных исследований, уроков, библиотечных уроков, массовых мероприятий. С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста библиотекаря, педагогов, обучающихся. Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся. Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены