РАЗРАБОТКИ
|
«Дети войны» Общешкольное мероприятие.Общешкольное мероприятие «Дети войны» Вед 1: Тебе сейчас 10 или немногим больше, Ты родился и вырос на мирной земле, Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вед 2: Ты видишь, как строят новые города, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Вед 1: Вспомним безмятежный детский сон счастливый, Вед 2: Первый солнца луч неторопливый, Вед 1: Запах яблок, зреющих в саду, Вед 2: Вспомним самый страшный день в году. Вед 1: Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа… НА ЭКРАНЕ «ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ВОЙНЫ» - д/ф ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» (А. Александровна, Лебедева-Кумача) 1 ученик: Шло детство, поспевала клубника… Нам день обещал тишину. И было нелепо и дико, Что вдруг объявили войну. Мы ждали гостей. Наша мама, Начав хлопотать у стола, Смотрела так пристально и прямо И слез удержать не могла. И болью огромного роста Набат подымался, как крик. И было нам, детям, непросто Понять этой скорби язык. Война надвигалась столико. Родной закручинился кров… На блюдце забытом клубника Сочилась, как алая кровь. Вед 1: Война… Вед 2: Жесточе нет слова. Вед 1: Война… Вед 2: Печальней нет слов Вед 1: Война… Вед 2: Святее нет слова В тоске и славе этих лет И на устах иного слова Еще не может быть и нет. 1 ученик: А мы не будем памяти перечить, И часто вспоминаем дни, когда Упала нам на слабенькие плечи Огромная, недетская беда, 2 ученик: Была земля жестокой и метельной, Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе детство и война. 3 ученик: В годы войны было горя много, И никто никогда не сочтет, Сколько раз на своих дорогах Оставляла война сирот. (Кадры: беженцы, среди которых дети. Воздушный налет) 1 ученик: В эти годы порой казалось, Что мир детства навек опустел, Что не вернется радость В город, где дома без стен. 2 ученик: Был серебряным смех девчонок. Но его заглушила война. А седины ребячьих челок… Разве этому есть цена? Вед 1: Юные безусые герои! Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль в глазах сейчас тому причина, Благодарность вечная вам всем, Маленькие, стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. Вед 2: Сколько вас? Попробуй перечислить- Не сочтешь, а впрочем, все равно Вы сегодня с нами, в наших мыслях, В каждой песне, мягком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно. Фонограмма «Звон колокола» Вед 1: В 1943г исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сараи старики, женщины и дети… На экране «Монумент в Хатыни» Вед 2: И этот звон болит во мне. (на фоне звука колокола) Перед симфонией печали Молчу и плачу в этот миг, Как дети в пламени кричали! И до сих пор не смолк их крик Над белой тишиной Хатыни. Колокола, как голоса Тех, Что ушли в огне и дыме За небеса. «Я - Анна, Анна, Анна!» Издалека… «О, где ты, мама, Мама?» Издалека… На экране «Слова на мраморе в Хатыни» (ведущий их читает) Вед 1: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!» На экране кадры из д\ф (трубы от домов в Хатыни. Монумент старика с ребенком на руках) Вед 2: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попади в войну, расстались с детством навечно. 1 ученик: Учились мы при свете коптилок, Писали меж строчек газет, И черного хлеба кусочек Был слаще заморских конфет. 2 ученик: Мальчики мужали, мальчики взрослели, И только бы жить начинать сорванцам, Как их завертели такие метели. Какие, пожалуй, не снились отцам. Вед 2: Женя Баковец - белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, группа партизан попала в засаду. Все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: « Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. Вед 1: Не склонили головы перед врагом и пионеры Кубани. В Усть-Лабинске фашисты вывели на расстрел около трехсот граждан. Среди них были и дети. Пионер Муся Пинкензон, сын главного врача больницы, не предполагая, что людей горят на казнь, нес с собой скрипку, на которой любил играть. Обреченных на смерти остановили у рва. Отец Муси крикнул немецкому офицеру: « Не убивайте мальчика. Из него выйдет большой музыкант!» Эсэсовец ответил: «Хорошо! Пусть играет, а я послушаю!» Из шеренги смертников вышел мальчик. Он взмахнул смычком и раздались торжественные звуки «Интернационала». И гимн запели все. Тогда палачи открыли яростный огонь. Вед 2: Виктор Чаленко, уроженец Ейска, пятнадцатилетний разведчик еще до высадки морского десанта у Новороссийска был награжден орденом Красной Звезды. В бою на Малой Земле он уничтожил пулемет, преграждавший наступление моряков. Во время атаки вражеская пуля скосила юного героя. Мальчика из Ейска наградили посмертно орденом Красного Знамени. В кармане погибшего сохранилась записка: « Если погибну в борьбе за рабочее дело, прошу командира зайти ко мне домой в город Ейск и рассказать моей маме, что сын погиб за освобождение Родины. Мой орден, комсомольский билет передайте мамочке. Пусть хранит и вспоминает своего сына. Передайте ей бескозырку, пусть помнит сына-матроса!» Вед 1: Меткими выстрелами разил гитлеровцев, пионер из станицы Новопокровской Ваня Масалыкин. Выполняли разведывательные задания партизан Леня Тараканник, Володя Гуков, Федя Токарев. Помогали красноармейцам ребята из станицы Брюховецкой Витя и Лена Голубятниковы. Можно было бы назвать и десятки имен юных героев, отдавших свои жизни своей Отчизне. На экране кадры из д\ф «Курское танковое сражение» 1 ученик: В сорок третьем в атаке Сквозь крутые снега Шли ребята на танки, Сокрушая врага. 2 ученик: Фашистские танки все ближе, И, кажется, выхода нет, Но встал на пути их мальчишка Неполных пятнадцати лет. 1 ученик: Зажав, как заветную книжку, Гранат смертоносный пакет, На танки рванулся мальчишка Неполных пятнадцати лет. 2 ученик: Да разве можно в атаку? Попробуй дрожь унять. И навстречу танку С последней гранатой встать. Навстречу огню полшага! Сотню стволов в одного. И вот, проявив отвагу, Всегда кто-то первым встает. «Баллада о зенитчицах» (Р. Рождественский) Как разглядеть за днями след нечеткий? Хочу приблизить к сердцу этот след… На батарее были сплошь одни девчонки. А старшей было восемнадцать лет. Лихая челка над прищуром хитрым, Бравурное презрение к войне… В то утро танки вышли прямо к Химкам. Те самые. С крестами на броне… И старшая, действительно, старея, Как от кошмара, заслоняясь рукой, Скомандовала тонко: - Батарея-а-а-а! (Ой, мамочка!.. Ой, родная!..) Огнь!- И- Залп! И тут они заголосили, Девчоночки, Запричитали всласть. Как будто бы вся бабья боль России В девчонках этих вдруг отозвалась. Кружилось небо – снежное, рябое. Был ветер обжигающе горяч. Он был слышней разрывов этот плач! Ему - протяжному- земля внимала, Остановись на смертном рубеже. - Ой, мамочка!.. -Ой, страшно мне!.. - Ой, мама!.. И снова: - Батарея- …И уже Пред ними, Посреди земного шара, Левее безымянного бугра Горели неправдоподобно жарко Четыре черных танковых костра! Раскатывалось эхо над полями. Бой медленною кровью истекал. И падали. И поднимались снова. Впервые защищая наяву И честь свою ( в буквальном смысле слова!) И Родину. И маму. И Москву. Весенние пружинящие ветки. Торжественность венчального стола Неслышанное: «Ты моя навеки!» Несказанное: « Я тебя ждала!..» И губы мужа. И его ладони. Смешное бормотание о сне. И то, чтоб закричать в родильном доме: -Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!» И ласточку. И дождик над Арбатом. И ощущенье полной тишины… Пришло к ним это после. В сорок пятом Конечно, к тем, кто сам пришел с войны. Вед 2: Никто из них не помышлял о славе, О ней ли думать в страшный час? Когда родную землю топчет и поганит Проклятая германская орда. Фонограмма «На безымянной высоте» (В. Веснера, М. Матусовского) Вед 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстаршные герои… Орлята Великой Отечественной войны! Вед 2: Вспомним всех поименно, С горем вспомним своим… Это нужно не мертвым, Это нужно живым! Вед 1: Леня Голиков! Вед 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области. Вед 1: Марат Казей! Вед 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии. Вед 1: Валя Котик! Вед 2: Валя Котик погиб 17 февраля 1944г при охране склада с боеприпасами с селе Изяслово. Вед 1: Володя Дубинин! Вед 2: Володя погиб 4 января 1942г в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы. Вед 1: Зина Портнова! Вед 2: Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Вед 1: В те рассветы Осенние ветры свистели, как стрелы В те рассветы Горела в обветренных реках вода. В те рассветы Мальчишек фашисты вели на расстрелы. Те рассветы забыть? Никогда. Никогда! Фонограмма «Удар колокола. Стук манометра» На экране кадры из д\ ф о блокадном Ленинграде. Луч прожектора освещает стол со свечой. Вед 1: (зажигает свечу) Блокада… Далеко так это слово От наших мирных, светлых дней. Произношу его и вижу снова Голодных умирающих детей. Вед 2: Как опустели целые кварталы, И как трамваи мерзли на путях. И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести. Вед 1: Опять война, опять блокада… А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить!» Вед 2: Нет, надо! Чтоб снова на планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Что вдруг забудется война: Ведь эта память - наша совесть. Она, как силы нам нужна. На экране «Тетрадь Тани Савичевой» 1 ученик: Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг, Пионерка - ленинградка, потрясает твой дневник! Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива. Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова. Ленинград в тисках блокады, у ворот ликует враг. Рвутся бомбы и снаряды, дует ветер, давит мрак. От коптилки не согреться и ни крошки, ни глотка, И выводит кровью сердце на страницах дневника. Вед 1: «Женя умерла 28 декабря в 12 ч. утра 1942г Бабушка умерла 25 декабря в 3 ч. дня 1942г Лека умер 17 марта в 8 ч утра 1943г Дядя Вася умер 17 апреля в 12 ч дня 1943г Дядя Леша умер 10 марта в 4 ч дня 1943г Мама умерла 13 мая в 7 ч 30 мин. утра 1943г Вед 2: Будьте бдительны, люди. Люди, вслушайтесь в дневник- В нем звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: Вед 1: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» Стук манометра Фонограмма « Реквием» (В. Моцарт) Вед 2: «Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало, как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и вставали… 1 ученик: Я к ним подойду. Одеялом укрою, О чем-то скажу, но они не услышат… Спрошу, не ответят… А в комнате трое, Нас в комнате трое, Нас в комнате трое, но двое не дышат. Я знаю, не встанут, Я все понимаю Зачем же я хлеб на три части ломаю? (кладет на стол рядом со свечой кусочек черного хлеба) Вед 1: Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по доге в школу, но, случалось, и прямо в классе. 2 ученик: Девочка руку протянула И головой - на край стола. Сначала, думали: уснула, А оказалось, умерла. Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло сквозь метельный стон Учитель вымолвил, что снова Занятья после похорон. На экране кадры из д\ф «Пискаревское кладбище» Вед 2: Под шелестом опущенных знамен Лежат бок о бок дети и солдаты. На пискарёвских плитах нет имен, На пискарёвских плитах только даты. Год сорок первый, горд сорок второй… Полгорода лежит в земле сырой. Вед 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. Вед 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье. Вед 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми. Вед 2: Гитлеровцы, оккупировавшие краснодарский край, казнили и замучили 60 тысяч человек. 30 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию Ейска подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю. Вед 1: Был в нашем крае поселок Михизеева Поляна. Однажды сюда нагрянули каратели. Выгнали жителей из домов, заставили выкопать большую яму, а затем всех расстреляли из пулеметов и автоматов. Среди двухсот погибших большинство были дети. Разве можно такое забыть? «Варварство» (Мусса Джалиль) Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных… Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ. И на полях, одетых мглою. И тучи опустились над землей Друг друга с бешенством гоня… Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда вовеки! Я видел: плакали как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, как солнце Скорбное, омытое слезами, Сквозь тучи вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз… Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалось мгла вокруг, Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг,- Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук. Прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складки платья Еще не старой женщины. Она Смотрела ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. - Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать! Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнулась, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прамо… - Я мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусть меня, пусти! Чего ты ждешь?- И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. _ не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.- И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слез горячих и горючих! Земля моя, скажи мен, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас. Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними великой правды знамя, Омой его земли кровавыми слезами И пусть его лучи пронзят, Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно, Кровь наших матерей… Фонограмма «Бухенвальдский набат» (В. Мурадели, А. Соболева) На экране кадры из д\ф « Детский барак в концлагере) Вед 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи. Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…» (Б. Окуджава) 1: Уходили мальчики - на плечах шинели. Уходили мальчики - храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где, не знали сами. 2: Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. 3: Повидали мальчики - храбрые солдаты- Волгу - в сорок первом, Шпрее - в сорок пятом. Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа. Фонограмма «День Победы» (Д. Тухманова, В. Харитонова) Вед 1: Прошла война, прошла страда. Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Вед 2: Пусть память верную о ней Хранят об этой муке И дети нынешних детей И наших внуков внуки! На экране кадры из д\ф «Возложение венков и цветов на могилу неизвестному солдату, к вечному огню Волгограда» Вед 1: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам… Фонограмма «Ничто не забыто, никто не забыт» (А. Новикова, В. Харитонова) На экране слова «Памяти павших будем достойны» Вед 2: Знаем мы всех героев бесстрашных. Преклоняем колено пред памятью павших, И ложатся цветы на гранитные плиты… Да, никто не забыт, ничто не забыто. Вед 1: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные! Вечную славу поет вам народ. Доблестно жившие, смерть сокрушившие, Память о вас никогда не умрет! Вед 2: Минута молчания… Склонитесь, и молод, и стар. В честь тех, кто за счастье, Кто жизнь ради жизни отдал. Минута молчания. Фонограмма «Никто не забыт»( Ю. Чичкова. Ю. Разумовского) Луч прожектора высвечивает выставку книг о пионерах –героях Стихи: 1: По рассказам и книжкам я знаю войну, Что сиротами сделала многих детей. Что заставила плакать седых матерей. По рассказам и книжкам я знаю войну. 2: По рассказам и книжкам я вижу войну. Вижу стены, разорванный бомбами дом. Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом. По рассказам и книжкам я вижу войну. 3: По рассказам и книжкам я слышу войну Слышу грохот орудий и раненых крик. Слышу вздох партизан, замеревших на миг. По рассказам и книжкам я слышу войну. 4: Я не знаю войны, да зачем она мне? Я хочу мирно жить, гимны петь красоте. Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде Знали б лишь о прошедшей войне. Фонограмма «Нам мир завещали беречь» ( Ю. Чичкова. М. Пляцковского)- танец Вед 1: На планете сейчас неспокойно, Но мы верим в цветенье весны. Не нужны нам «звездные войны» Пусть нам снятся «звездные сны»! На экране «Голубь- символ мира» Песня « Я рисую голубя»- поет Давиденко Инна Песня « Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа. Вед 1: Дети! Им лучше всех на свете! Дети… за счастье их все в ответе. Скажите, что было б на свете, Если б исчезли все дети? Черные, белые, желтые дети? Мирно должны жить на нашей планете. Вед 2: Да будет светлой жизнь детей! Как светлый мир в глазах открытых! О, не разрушь и не убей- Земле достаточно убитых! На экране « Земной шар из космоса» Песня « Планета у нас голубая» - поет Денисова Виктория Использованная литература: 1. Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 5-6 классов. Краснодар,2000 2. Бойко И.И. Плясовые припевки Кубани. Краснодар,1993 3. В асы досуга. Краснодар: КЭЦРО,1997 4. Большакова Э.Н. Сценарии школьных праздников. СПб.,2001 5. Горлова И.И. Манаенков А.И. Лях В.И. Культура кубанских станиц. 1794-1917. Краснодар, 1993 6. Чермит К.Д. Коблев Я.К. Адыгейские народные игры. Майкоп, 1989
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Физическая культура для детей с ОВЗ Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью Воспитание культуры поведения у учащихся Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья Советы родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзаменов своими детьми |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены