РАЗРАБОТКИ
|
Комплесная оценка осанкиМандрыка Лариса Анатольевна учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 153» Кировского района г. Казани Комплексная оценка осанки учащихся Как известно фундамент здоровья закладывается в юные годы. В настоящее время диапазон отклонений в состоянии здоровья учащихся столь значителен, что вызывает серьезную обеспокоенность медиков и педагогов. Социологические исследования показывают: чем выше ступень обучения, тем меньше времени в режиме дня школьника приходится на двигательную активность. Так у старшеклассников гиподинамия составляет 75% времени в состоянии бодрствования. В результате гиподинамии снижаются функциональные возможности организма, снижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды. Для ребенка, подростка, страдающего гиподинамией, возрастает риск травматизма. Характерны также нарушения ростовых показателей, избыточная масса тела, дефекты осанки. В основе развития дефектной осанки лежат следующие неблагоприятные факторы: анатомо-конституциональные типы строения позвоночника, отсутствие воспитания рефлекса правильной осанки, дефекты зрения, частые инфекционные заболевания, неудовлетворительное питание, кровать с мягкой сеткой, мебель не соответствующая возрасту и роста ребенка, недостаточная двигательная активность, плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих. Врачи говорят еще и о психологических предпосылках, которые возникают в раннем детстве. Многочисленные «нельзя» взрослых как будто сковывают ребенка, он перестает быть живым, шаловливым, непосредственным. Это в свою очередь отражается и на положении позвоночника ребенка и на его движениях. Немаловажное влияние на формирование осанки оказывает дыхание. Если ребенок привыкает к неглубокому поверхностному дыханию, то мышцы грудной клетки будут слабо развиты, что приведет к сутулости. Предупреждение развития, а также устранение неправильной осанки должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, преподавателей физической культуры и школьных врачей. Каждый родитель и учитель должны знать признаки различных отклонений осанки от нормы. Чем раньше выявлены нарушения осанки, тем легче их исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образо¬ванных внутренними поверхностями рук и туловища. Асим¬метрию лопаток можно определить с помощью сантиметро-вой ленты, измерив «треугольник» на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются сле¬дующие расстояния: 1) 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) — нижний угол левой лопатки (расстояние А); 2) 7-й шейный позвонок — нижний угол правой лопатки (расстояние В); 3) расстояние между нижними углами лопа¬ток (С). При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2—3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки («крыловидные лопатки», кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстоя¬ний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке. Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: возьмите сантиметровую ленту, нащупайте у детей выступающие косточки над плечевыми суставами спереди и измерьте расстояние между ними. Это ширина плеч. Теперь измерим расстояние между этими точками со стороны спины, лента должна проходить по верхнему краю лопаток. Это плечевая дуга. Сделайте расчет на калькуляторе: ширина плеч (см): плечевая дуга (см) Х 100%.Если показатель равен 90% и меньше, то есть сутулость, если 100% - 110% - норма, если > 120 – срочно обращайтесь к врачу. На наличие лордоза у ребенка 6-7 лет мы проводим следующий тест: возьмите шнурок с грузом, опустите его от затылка так, чтобы шнурок соприкасался с межлопаточной впадиной и межъягодичной складкой. К вертикальному отвесу горизонтально приставьте линейку сначала в области 7 шейного позвонка, потом в углубление поясницы. Сделайте замеры, запомните цифры: Шейный лордоз: хорошо 2,57-2,62 см; удовлетворительно 2,5-2,56 или 2,63-2,64 см; неудовлетворительно 2,52 или 2,65 см. Поясничный лордоз: хорошо 3,20-3,26 см; удовлетворительно 3-18-3 см или 3,27-3,28; 3,17 или 3,29 неудовлетворительно. Эти тесты легко использовать на уроках физической культуры и демонстрировать на родительских лекториях. На своих уроках физической культуры я обязательно акцентирую внимание на осанке и напоминаю ребятам: позвоночник гибок – тело молодо. На каждом уроке используем тесты-упражнения на подвижность суставов: - в шейном отделе позвоночника: наклон головы вперед, подбородком коснуться груди; рот не открывать, плечи на месте. Кто достает подбородком груди – гибкость хорошая. - в локтевых суставах: руки в сторону ладонями вверх, согнуть руки в локтях. Руки параллельно полу. Если касаетесь плеча кистью – гибкость отличная, если пальцами – хорошая. - в плечевых суставах: взять кубик в правую руку, поднять ее вверх, согнуть в локте за голову, левую согните за спиной. Передайте кубик из правой руки в левую и наоборот. Не наклоняться, ноги врозь. Если кубик передать удается, то гибкость хорошая. - в лучезапястных суставах: вытянуть руки вперед ладони внутрь, согнуть кисти внутрь. Руки в локтях не сгибать, пальцы прямые. Если кисти перпендикулярны руке, то гибкость отличная. - в тазобедренных суставах: и.п. – о.с. максимальный наклон вперед. Ноги в коленях не сгибать. Если достаете ладонями до пола – гибкость хорошая, если пальцами – средняя. - в коленных и голеностопных суставах: встать на колени, попытаться сесть на пол. Ноги слегка разведены. Носки ног оттянуты. Если садитесь на пол свободно – то гибкость хорошая. С помощью этих и других тестов можно показать ребятам результат конкретного урока. Например, на открытом уроке в 1 классе «Путешествие в страну хорошей осанки», для того, чтобы убедить детей в необходимости развития гибкости, я предложила им измерить свой рост до начала урока и после его окончания. Оказалось, что практически все подросли на 1-2см. А для того, чтобы ребята увидели эффективность урока, я использовала прием с пластилином. Во время разминки учащиеся, выполнив наклон назад, стоя спиной к стене на расстоянии шага, двумя руками приклеили к стене кусочек синего пластилина. То же самое они сделали в заключительной части урока, но пластилин был красного цвета. Второй кусочек оказался ниже первого, что означало: гибкость улучшилась. Для успеха формирования правильной осанки необходимо развивать мышцы спины и живота, а конкретно их статическую выносливость. Так, во время выполнения теста на определение степени развития статической выносливости мышц спины и живота, ученик сам контролирует себя и анализирует результат: - Определение статической выносливости мышц, сближающих лопатки (в парах). Из положения лежа на животе по команде сблизить лопатки и прогнуться назад. Плечевые суставы находятся на одном уровне с туловищем. Фиксируется время до того момента пока расстояние между лопатками начнет увеличиваться. Ноги закреплены. Хорошо - 21 секунда; Удовлетворительно - 19 -20 секунд; Неудовлетворительно - менее 19 секунд. -Определение силовой выносливости мышц брюшного пресса. Поднять ноги до угла 450. Фиксируется время. Хорошо 35 секунд; Удовлетворительно 28- 34 секунды; Неудовлетворительно менее 28 секунд. Необходимо помнить, что исправление осанки и ее сохранение от детей требует проявления настойчивости и воли. Поэтому с малых лет ребенок должен знать, что здоровье можно заработать только своими собственными постоянными усилиями.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены