РАЗРАБОТКИ
|
Статья "Театральная педагогика как универсальное средство воспитание Человека"Лобова И.В., учитель русского языка и литературы МКОУ АСОШ №6 Театральная педагогика как универсальное средство воспитания Человека. Театральная педагогика используется в учебной деятельности со времен Античности. Школа и театр очень похожи. И театр, и школа создают модели мира, это маленькие планеты, где люди (мы с вами) и наши дети- ученики, живем – общаемся, взаимодействуем, работаем, ссоримся, достигаем определенных результатов. У детей нет жизненного опыта, их круг общения, в основном, их же сверстники с подобным жизненным опытом, а наша цель, цель школы – выпустить социально-адаптированную личность, всесторонне развитую и гармоничную. И я, как учитель русского языка и литературы, организатор внеклассной деятельности, методом проб и ошибок, нашла оптимальный способ социального адаптирования детей – моделирование жизненных ситуаций, в которых может оказаться выпускник, выйдя из школы, в урочной и внеурочной деятельности, используя методы и приемы театральной педагогики. Об эффективности ее использования в учебной деятельности говорили и советские педагоги – Макаренко, Луначарский, Выготский. Огромен интерес к этой педагогике и сегодня. Пример – ежегодные муниципальные, областные, международные Фестивали школьных театров, успешными участниками которых мы являемся. И это - сильная мотивация для учащихся. Преимущества : владение живой разговорной речью, телом и мимикой ,развитие эмоциональности, чувств, сопереживания, умение чувствовать ситуацию и выходить из нее, воспитание вкуса и чувства мера, публичности, умение владеть аудиторией, взаимодействие с окружающими, сохраняя индивидуальность, погружение в другую эпоху и предлагаемые обстоятельства, успешность здесь и сейчас – универсальное средство для воспитания Человека. Прием: игра. Использую в преподавании урока литературы, чтобы дети поняли, что писатели – не абстрактные субстанции, а живые люди, которые любили, страдали, пытались решить те же проблемы, что и мы, и написали об этом в своих произведениях, передали свой жизненный опыт следующим поколениям. Вот несколько примеров (инсценировок), которые можно использовать в урочной и внеурочной деятельности и варьировать. 10 класс – «Война и мир». 5 класс – «Бородино». 8 класс – «Ревизор». Трудности в изучении «Войны и мира» Л.Н.Толстого – большие диалоги на французском – почему? Вся знать говорила только на французском. В нашей школе «театр больше, чем театр». Конечно, существует театр-студия «Вдохновение». Спектакли этого объединения успешно выступают на школьной и районной сцене и ежегодно получают награды – театральную «Золотую маску» на традиционных муниципальных фестивалях школьных театров. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в целом. Это, во-первых. А во-вторых - как вовлечь любого ребенка в театральную среду, попробовать себя в другой роли, попробовать понять другого человека, поучаствовать в деятельности, попробовать взаимодействовать с совершенно разными людьми? Да, театр на сцене, на уроке – привычный вид деятельности. Но и каждое мероприятие любой направленности в нашей школе украшается элементами игры. И праздничная линейка «День Знаний», куда приходят «гости» - литературные герои, а песня становится мюзиклом. И туристический слет, где один из конкурсов – приготовление еды – традиционно обыгрывается в соответствующем стиле. Мы завоевываем интерес зрителей и 1 места от членов жюри. Конкурс «Допризывник» превращается во всеобщее действо, когда и юноши, долго живущие на казарменном положении, и «артисты», приехавшие их развлекать, становятся единым целым и создается особая атмосфера, которая сродни показанным в кино приездам артистов на фронт к солдатам. И даже такое серьезное мероприятие, как муниципальная Олимпиада по избирательному праву, где дети артистично играют соответствующие роли, хотя они пока не могут участвовать в избирательной компании. Но, через действие они получают соответствующий опыт – опыт избирателя, избираемого, члена избирательной кампании. Таких примеров у нас очень много. Как и побед на ежегодных муниципальных и зональных Олимпиадах. С помощью театральной игры достигается интерес у самих участников мероприятия, так и зрителей. Таким образом, с помощью театральной педагогики осуществляется процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены