РАЗРАБОТКИ
|
Учителю технологии. Метод проекта как способ индивидуализации обучения.Учитель технологии МБОУ СОШ №4 г-к Анапа Краснодарского края Рудакова Наталья Семеновна МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Умение многое делать своими руками — залог уверенности в себе. То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он будет способен выполнить самостоятельно. Развитие завтрашнего дня можно определить по способностям ребенка, этому во многом способствует выполнение творческих проектов. Использование проектного метода обучения создает условия для более полной самореализации учащихся в их познавательной и преобразующей деятельности, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и ответственности, умению планировать, принимать и оценивать результаты работы. В итоге, они приобретают опыт решения реальных проблем, необходимый для будущей самостоятельной жизни. От учителя — основной фигуры педагогического процесса — в наибольшей степени зависит, какое влияние на учащихся оказывает их пребывание в школе, сам процесс обучения. Одно из очевидных условий осуществления образовательного процесса — индивидуализация педагогических воздействий учителя. Большинство учителей эмпирическим путем оценивают психологические особенности каждого своего ученика и на этой основе строят индивидуальную траекторию педагогических воздействий. Для конкретизации и уточнения своего мнения об ученике, помимо наблюдений и опыта работы, целесообразно познакомиться с классификацией характеров и мысленно разделить своих учеников на группы по проявлениям характера. Это позволяет индивидуализировать приемы и методы работы на уроке. Практика показывает, что если вдумчиво и внимательно работать с ребенком, то у любого можно выявить способности. Абсолютно все дети по-своему одарены, а наша основная задача состоит в том, чтобы помочь им раскрыть свои способности. Самые замечательные способности, проявленные в детстве, — не всегда прямое и достаточное основание для достижений в будущем. Достижения — это результат деятельности, которая всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень воспитания. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует все новые замыслы, поэтому можно говорить о развитии деятельности. Необходимо, как я считаю, создавать условия для внутренней мотивации, системы ценностей, которые создают основу образовательного процесса. Проектный метод направлен на ревизию одного из давних принципов обучения, именуемого инструкционизмом. Как говорится, ни на шаг не отступай от того, что тебе велено, сам от себя ничего не добавляй. При проектном методе совсем иной подход, потому что знания и правильные ответы на возникающие вопросы ученику нужно добывать собственными силами, а лучший способ — заняться осуществлением проекта. Успешная реализация проектного обучения возможна, если учитель организует соответствующие условия: 1. Возможность выбора темы проекта. 2. Возможность планировать работу. 3. Поддержка и поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации. 4. Консультация учащихся на всех этапах работы. 5. Предоставление ребятам возможности для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними. 6. Организация презентации всеми участниками проекта их образовательных продуктов. Даже не совсем удачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. Снимается «страх» перед неправильным высказыванием. Происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения. Здесь есть главное — труд. Без труда нет результата, нет урока, нет продукта, именно он — труд — становится сердцевиной урока. Модель, про которую идет речь не будет полной без правильно выстроенной цели. Нужно дать детям понятную, интересную и достижимую для них сегодня цель. Советую использовать метод проектов в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуется интегрированные знания из различных областей. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов выстроен в структуру системы отечественного образования. Но сущность идеи остается прежней — стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. Из своего опыта работы в этом направлении хотелось бы выделить некоторые моменты: Положительное влияние проектного метода: 1. Совместная деятельность учащихся при решении ими поставленных задач способствует изменению стиля общения между школьниками. На смену грубости, неприятию друг к другу приходит уважение позиции и мнения своего товарища, желание поставить несколько точек зрения, доброжелательные отношения не только на занятиях, но и вне школы. 2.Безоценочная работа, осуществляемая в проекте способствует раскрепощению детей, снятию того напряжения, в котором находится ученик в страхе перед тем, как будет оценен его ответ. Все это способствует тому, что ребята не боятся высказать свое мнение, повышается познавательный уровень детей. Но, вместе с тем хотелось бы отметить и те негативные моменты, которые сопровождают работу в проекте. 1. К таким моментам, прежде всего, отнесу то, что при проведении некоторых исследовательских работ, требующих длительного времени начинает снижаться мотивация учащихся, теряется цель исследования, ученикам хочется быстрого получения результатов. 2. Часто возникает внутреннее сопротивление по поводу фиксации результатов («Да мы и так все помним»!), что в дальнейшем затрудняет возможность формулирования выводов. Иногда текущие цели доминируют над содержанием деятельности. В целом все проблемы могут быть решены за счет компетентности руководителя проекта, за исключением независящих от него факторов, например, если требуется пополнение материальной базы образовательного процесса. Для решения любой проблемы также нужно время, которым учитель не всегда располагает. Затраты по времени зависят напрямую от количества учащихся, ведь учитель один: он и консультант, и руководитель проекта. Хотелось бы закончить напутствием для учителей, желающих включить в свою работу метод проекта. Проектная технология позволяет пройти путь познания вместе с детьми. Пусть то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой — суть в том, что они открывают субъективно новые для себя факты и строят новые понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебника. Удивляйтесь новому, вместе с учеником, хотя бы для того, чтобы ученик это видел и чувствовал свои победы в ваших глазах.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены