РАЗРАБОТКИ
|
Развитие системы образования на Дальнем Востоке в дореволюционный периодРазвитие системы образования на Дальнем Востоке в дореволюционный период Зарождение и формирование системы образования на Дальнем востоке было тесно связано с развитием производительных сил в этом регионе. Мощным импульсом для этого процесса послужило решение о строительстве Сибирской железной дороги, принятое Комитетом министров в феврале 1891 года. Строительство Уссурийского участка Сибирской железной дороги потребовало квалифицированных кадров по сооружению тоннелей, мостов и других сложных объектов, а также по содержанию и эксплуатации дороги . И , пожалуй, самое главное состояло в том что началось планомерное заселение приамурского края и прежде всего территории , прилегающей к железнодорожной магистрали , богатой ценными недрами (золото , полиметаллы, строительные материалы и т.д.) , а также небывалыми по тем временам рыбными запасами. Процесс хозяйственного освоения дальневосточной окраины активизировался после поражения царской России в русско–японской войне (1904-1905гг.), когда были утрачены важнейшие порты – Порт-Артур и Дальний. Уже 1 августа 1906г. Уссурийская Железная дорога была передана в долгосрочную аренду на 25 лет Китаю. В целях стимулирования быстрейшего заселения земель Дальнего Востока правительство установило различные льготы по оплате проезда переселенцев и членов их семей, по обеспечению предметами хозяйственного обихода , выделяло денежные фонды для содействия промышленному развитию, выдавало увеличенные ссуды на хозяйство. К концу ХIX века по уровню развития народного образования Дальний Восток занимал одно из последних мест среди губерний и областей России. Об этом свидетельствуют итоги переписи 1897 года, согласно которой грамотность среди мужчин составляла 17,9% , а среди женщин- 4,8%. Особенно низкой была грамотность у сельского населения, а среди коренных народностей - сплошная неграмотность. Особые условия работы по народному образованию на дальневосточной земле определялись целым рядом особенностей, которые не являлись характерными для других регионов России. Это прежде всего географическая отдаленность края от центра , которая вынуждала зачастую проявлять местную инициативу и самостоятельность при разрешении вопросов большой принципиальной важности. Во-вторых, многонациональный состав населения и разбросанность его на громадной территории (Сахалин, Камчатка, Охотское побережье и другие), почти недоступной для связи значительную часть года. На своеобразии народного образования, несомненно, сказывалась близость соседних государств (Китай, Корея, Япония), население которых еще в давние времена расселялось на Дальнем Востоке, имело свои просветительные учреждения и являлось составной частью общей массы народонаселения дальневосточников. В начале ХХ века Приамурскому генерал-губернаторству были выделены дополнительные средства на открытие учебных заведений. Школы, построенные на долевом участии казны и крестьянских обществ становятся приметой времени. В конце ХIХ - начале ХХ вв. стало возможным открытие ряда средних учебных заведений в крае. К их числу относились гимназии, прогимназии, реальные училища. Развитие морского и речного транспорта обусловило открытие мореходных классов во Владивостоке, мореходного училища в Николаевске-на-Амуре, речного училища в Благовещенске. В Хабаровске в 1895г. было открыто техническое железнодорожное училище, готовившее квалифицированные кадры для еще строившегося восточного участка Транссиба. Военные кадры готовились в Хабаровском кадетском корпусе. Большое значение имело открытие в 1899г. во Владивостоке первого в крае высшего учебного заведения - Восточного института. Открытие первого вуза на Дальнем Востоке 21 октября 1899г. во Владивостоке было открыто первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке – Восточный институт, в котором занимались изучением соседних стран и территорий – Китая, Маньчжурии, Кореи, Японии. В институте впервые в России читались курсы японской и корейской словесности. Преподаватели Восточного института. Н.В. Кюнер, П.П. Шмидт, А.В. Рудаков, А.В.Гребенщиков, Г.Ц. Цыбиков писали учебники, книги по современной истории, филологии, географии, экономике, правоведению азиатских государств, поддерживали контакты с учеными зарубежного Востока. Фактически институт стал центром востоковедения в России. Он способствовал развитию экономических, политических и культурных связей со странами Востока. Система образования на Дальнем Востоке в советский период Победа Октябрьской революции открыла путь к претворению ленинский стратегии в области народного образования, которая заключалась в решении первоочередных и основополагающих задач: отделение школы от церкви, бесплатное образование, равные права учащихся обоих полов и обучение на родном языке. Установление советской власти означало начало нового этапа в истории народного образования, охватившего 20-е начало 30-х годов 20 столетия. В течение этого этапа происходил процесс становления и упрочения советской системы просвещения, которая была призвана решить в качестве основных задач осуществление всеобщего начального образования среди учащейся молодежи и ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослого населения. Советская власть на Дальнем Востоке начала претворение в жизнь требования партии и декреты правительства в области народного образования. В апреле 1920г. было образовано министерство народного просвещения Дальневосточной республики, которому подчинялись областные, уездные и городские отделы народного образования. Таким образом, была заложена структурная основа для единой государственной школьной системы. Одной из главных трудностей в развитии народного образования на далекой окраине страны была острая нехватка педагогических кадров. Их приглашение в край осложнялось невысокой оплатой труда, нехваткой благоустроенного жилья. С конца ХIХ века администрация Хабаровского края активно ставила вопрос о подготовке учителей в крае. В 1899г. начал работать педагогический класс при хабаровском Николаевском городском училище. Руководство педклассом поручалось инспектору училища И.И. Якимову. Кроме него занятия вели В.В. Мезенцев и С.Н.Браиловский. С каждым годом число желавших стать учителем возрастало. 1 июля 1914 г. в Хабаровске был открыт учительский институт, работавший до 1921г. За это время он выпустил около 100 учителей. С 1922г. он был преобразован в педагогические курсы. Учительские кадры готовились также в Никольск-Уссурийске, Благовещенске, Николаевске-на-Амуре. Решение об открытии в Хабаровске педагогического института было принято в июле 1934г. Постановлениями ЦК ВКП (б) от 15 июля и Совнаркома СССР от 17 июля 1934г. Юридическое образование Становление юридического образования на Дальнем Востоке России берет свое начало от Восточного института, открытого во Владивостоке в 1899 году. В соответствии с Положением о Восточном институте, принятым Государственным Советом Российской Империи и утвержденным Николаем II 24 мая 1899 года целью создания данного учреждения объявлялась подготовка учащихся в нем лиц к службе в административных и торгово-промышленных органах Восточно-Азиатской России и прилегающих к ней государств. Следующий этап развития юридического образования был связан с реорганизацией Восточного института в Государственный Дальневосточный университет. Морское образование 14 ноября 1890 года официально открыты Александровские мореходные классы во Владивостоке и уже 16 ноября в них начались занятия. В 1902 году на базе мореходных классов открыто Владивостокское Александровское мореходное училище дальнего плавания, которое в 1926 году было реорганизовано в Водный техникум Наркомата Водного транспорта СССР. В 1931 году на его базе был создан учебный комбинат в состав которого вошли Институт инженеров водного транспорта и Морской техникум. В 1944 году учебное заведение получило статус технического института и было реформировано во Владивостокское высшее мореходное училище (ВВМУ), а в 1958 году училище получило название Владивостокское высшее инженерное морское училище (ВВИМУ). В 1965 году училище вновь было реформировано и получило название Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского (ДВВИМУ). В 1991 году учебное заведение стало именоваться Дальневосточная государственная морская академия имени адмирала Г.И. Невельского (ДВГМА), а в 2001 году учебное заведение получило нынешнее название Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. ВУЗы Дальнего Востока 1)Академия труда и социальных отношений 2)Амурская государственная медицинская академия 3)Амурский государственный университет (АмГУ) 4)Биробиджанский государственный педагогический институт 5)Благовещенский государственный педагогический университет 6)Владивостокский государственный медицинский университет 7)Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 8)Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 9)Дальневосточная академия государственной службы 10)Дальневосточная государственная академия искусств 11)Дальневосточная государственная академия физической культуры 12)Дальневосточная государственная академия экономики и управления 13)Дальневосточная государственная морская академия им. адмирала Г.И. Невельского 14)Дальневосточный военный институт им. Маршала Советского Союза К.К Рокоссовского 15)Дальневосточный государственный аграрный университет 16)Дальневосточный государственный институт рыбной промышленности и хозяйства (технический университет) 17)Дальневосточный государственный медицинский университет 18)Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет 19)Дальневосточный государственный университет 20)Дальневосточный государственный университет путей сообщения 21)Камчатская государственная академия рыбопромыслового флота 22)Камчатский государственный педагогический университет 23)Камчатский государственный технический университет 24)Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт 25)Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет 26)Петрозаводский государственный университет 27)Приморская государственная сельскохозяйственная академия 28)Сахалинский государственный университет 29)Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова 30)Уссурийский государственный педагогический институт 31)Хабаровская государственная академия экономики и права 32)Хабаровский государственный институт искусств и культуры 33)Хабаровский государственный педагогический университет 34)Хабаровский государственный технический университет Заключение Сегодня в начале нового тысячелетия преподаватели ВУЗов Дальнего Востока продолжают дело , начатое 111 лет назад. А именно подготавливают образованных граждан России, которые являются надеждой на светлое будущее нашей родины. В 21 веке подготовленные вузами Дальнего Востока специалисты будут решающей силой в развитии огромной территории. Становление новых отраслей экономики требует взять на вооружение все лучшее, что есть в мировой практике для подготовки инженеров, управленцев, экономистов нового поколения. Вузы Дальнего Востока справляются с этой задачей превосходно. Список литературы: 1. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. [Текст] /Редкол.: А.Д.Некипелов [и др.]. – М.: Энциклопедия, 2004. – Т. 1: Россия. – 960 с.: ил. ISBN 5-94802-003-7 2. Романов, В.В. Из истории становления системы образования в Приамурье [Текст] / В.В.Романов. – Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 2003. – 143 с. 3. Романов, В.В. Становление педагогического образования в Приамурье: страницы истории [Текст] / В.В.Романов. – Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО «ДВГГУ», 2006. – Кн. 1(конец XIX в. – 1955 г.). – 192 с. – ISBN 5-87155-239-0 4. Романов, В.В. Становление педагогического образования в Приамурье: страницы истории (1955 – 2000) [Текст] / В.В.Романов. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2007. – 152 с.: ил. 5. Хисамутдинова, Н. В. ресурс] / Наталья Владимировна Хисамутдинова. - Владивосток, 2005. - 299 с. – Режим доступа: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/31457/ Становление высшего технического образования на Дальнем Востоке России (1918-1941 гг.): исторический опыт: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены