Казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатерининский детский дом»
Методическая разработка открытое занятие инсценировка «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
(для детей от 7 до 10 лет)
Разработала:
Мартынова О. П.
(воспитатель 2 квалификационной категории)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Методические рекомендации.
3. Сценарий.
4. Сценарный план.
5. План подготовки.
6. Методические советы.
7. Литература.
8. Приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее, так как уже сейчас в полной мере ясно, что производимые человеком блага выступают как губительный эффект в огромном масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.
Основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры.
Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать интерес ребенка к экологии. Воспитатель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к проблемам экологии.
Вызвать у детей стимул, интерес и внимание к окружающей среде, можно различными средствами и способами:
- чтение сказок, мифов, легенд;
- принятие участия в играх, наблюдениях, экскурсиях, викторинах, сценариях;
- при помощи музыки и рисования.
Так постепенно у ребенка будет формироваться чувство красоты природы, радости и удивления.
Данное мероприятие проводится в форме открытого занятия – инсценировки, рассчитано на детей в возрасте 7 – 10 лет.
Цель: формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
Задачи:
- формирование первоначальных экологических знаний и представлений о природе.
- воспитание гуманного отношения к природе и понимание важности охраны окружающей среды.
- создание экологической и развивающей среды в детском доме.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данное мероприятие необходимо проводить в просторном зале, чтобы обеспечить реализацию методического замысла (исполнение стихов, песен, танцев, постановки с использованием фонограммы).
Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а так же учитывать ранее накопленные знания и опыт. При распределении поручений необходимо учитывать желания и интересы детей. Для успешного проведения данного мероприятия необходима большая организационная и четко спланированная работа. С детьми необходимо не только разучить стихи, но и отработать выразительность речи и эмоциональное исполнение. Не только выучить песню, сценарий, но и отработать такие умения как: уверенно держать себя во время выступления, умение взаимодействовать друг с другом, сопереживать, формировать артистические умения, культуру поведения.
Воспитанники должны оказывать посильную помощь при изготовлении наглядности, оборудования, декорации и костюмов.
Педагог принимает участие в сценарии вместе с детьми, тем самым, придавая уверенность детям, создает комфортные условия и эмоционально настраивает детей на восприятие данного материала.
Каким будет мероприятие ярким, радостным, эмоциональным, запоминающимся – зависит от тех, кто представляет его зрителям, реализует его, и, наконец, от самих зрителей.
Оборудование:
1. надпись на сцене «Земля – наш общий дом»
2. изображения птиц, цветов украшают сцену.
3. костюмы «Красная книга», «Природа», «Заяц», «Лиса», «Волк», «Тюльпан», «Ландыш», «Лев».
4. магнитофон.
5. живые цветы.
Сценарий
Участники: Педагоги и воспитанники детского дома от 7 до 10 лет.
Место проведения: Актовый зал.
Оформление: На сцене надпись «Земля – наш общий дом», зал празднично украшен, расставляются декорации, стулья для зрителей, герои в костюмах.
Театрализованное представление
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
(Звучит тревожная музыка).
Красная книга:
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Природа:
Есть просто храм
Есть храм науки
А есть еще природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй ее!
1-й чтец: Я сорвал цветок – и он завял.
2-й чтец: Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
1-й чтец: И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.
2-й чтец: О, человек! Природа – мать ни рек и не морей.
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени это доверие природы, не обмани ее! О, человек!
Природа:
Я – природа. Прошел уже 1 миллион лет, как на Земле появился человек. И лишь в ХХ веке он окончательно возомнил себя господином. Мои ресурсы общество считало безграничными, поэтому не было заботы об экономном использовании и воспроизводстве. Все отходы беззаботно выбрасывались в окружающую среду, бессердечно уничтожались многие виды животных.
Красная книга: Природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа щедра и бескорыстна, она дает нам все для жизни.
Природа: Как великолепны творения природы. Ими можно только восхищаться, поражаясь, сколько богата она на выдумки.
Красная книга: Однако порой взрослые, и дети безумно ведут себя по отношению к ней, истощаются недра, загрязняются реки и озера.
Чтец: (Стихотворение «Океан седой». Звучит тревожная музыка).
Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как Боги –
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют черные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету –
Черные сотрешь ли человек?
(Песня «Прости Земля»).
Природа: Слышите дети! Земля просит о помощи!
(Стихотворение читает Ландыш. Звучит спокойная музыка.)
Ландыш:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны, здесь уцелевшей ненайти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет, я
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют
Не услыхав, что за спиной, деревья слезы льют.
Заяц: Лес является величайшим источником вдохновения и здоровья, он учит нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.
Лиса: Лес – это самый верный ваш помощник в борьбе за урожай. Он смягчает климат, останавливает сухие ветра, пыльные бури, преграждает своими зелеными полотнами путь сыпучим пескам.
Волк: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б вы знали о них, то у вас, должно быть не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.
Синица: Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.
Заяц: Лес дал вам первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил ваших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца и ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей.
Лиса: Из дерева делались дома и лодки, копье и соха, колыбель. Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых давал лес.
Волк: Ваши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять.
Синица: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.
(Песня «Тонкая рябина» или «Не рубите мужики»).
Красная книга: А список уничтоженных видов животных и растений пополняется на протяжении всей истории человечества.
Чтец: Палим, во что попало – жаден глаз!
И рубим и взрываем, и коряжим.
Природа – мать ждет милости от нас
А взять ее у нас, увы, не может.
Природа: Ведь вдумайтесь, каждую минуту на земле исчезает один вид живых организмов.
Красная книга: И не столь уж важно – солидное это четвероногое или крошечный жучок с какого-нибудь островка в Тихом океане, на весах жизни все они равны.
(Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» или танец бабочек с цветами и птицами).
Чтец:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты
Если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Бабочка: Только за последние три столетия с лица Земли навсегда исчезли 36 видов млекопитающих.
Синица: 94 вида птиц и насколько сот видов беспозвоночных, среди них сумчатый волк, странствующий голубь.
Тюльпан: Все больше и больше исчезнувших и оказавшихся на грани исчезновения животных и растений, попадают на тревожные страницы «Красной книги».
Природа:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга:
Красная книга – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли. Первая Красная книга – международная, она появилась в 1966 году. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать, тот ущерб, который нанесли люди природе.
Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.
Черная страница в книге содержит названия исчезнувших видов, красная – виды на грани исчезновения, желтая – восстанавливающихся, зеленая – малоизученных, белая – не изученных видов животных и растений.
Бабочка: Огромное число бабочек внесено в список самых горячих точек на карте жизни.
Тюльпан: Несколько сот видов растений. Среди наших близких знакомых это ландыш майский, большинство орхидей, подснежник белоснежный, колокольчик.
(Лесная поляна. В центре на троне сидит лев. Вокруг него лесные жители).
Лев: Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил вечевой колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты.
Синица: Мы птицы взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов, ежегодно мы теряем крылатых братьев. И это все по вине человека.
Лев: Разве человек может так поступить с вами? Я не могу поверить, этого не может быть, ведь все мы часть природы.
У всех у нас есть одна мать, по имени природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев на веки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Волк: Человек имеет прямое воздействие на флору и фауну. Это привело к тому, что вымирание видов животных и растений составляет в наше время от одного до десяти в год. Сегодня на грани исчезновения находится 1000 видов животных и 2000 видов растений.
Лев: Неужели это так? Неужели человек не понимает, что истребляя вас всех, он готовит такую же участь и себе. Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему осталось только одно – научиться достойно, жить на Земле.
Волк: Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты, что-нибудь кроме смерти?
Лев:
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по царски.
Я – последний из львов,
Но пускай за меня говорят.
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинов семья,
За которой неделю подряд.
С вертолета охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф.
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и не можем,
Но без нас ты представь
Разве будет Землею Земля?
Но без нас – ты пойми
Разве море останется морем?
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут
Мы – пушистые глыбы тепла
Мы живое зверье.
Все твое на планете,
А нашего нет ничего.
Может правда, что день ото дня,
Мир становится злее.
Бабочка: Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа.
Синица: Однако, то что сделано, нельзя исправить никаким раскаянием.
Тюльпан: Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но происшедшее – непоправимо!
Волк: Мало не делать зла – нужно делать добро.. только тогда ты будешь, счастлив и спокоен.
Лев: В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы маленькому существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем иное.
Природа: Проблемы экологии, охраны природы все больше волнуют человечество. И это понятно – Земля наш общий дом, и единственная в мире обитель. Мы плотью и кровью принадлежим природе, находимся внутри нее и зависим от нее. Достаточно вспомнить, тебе человек, что без пищи, ты проживешь 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха 5 минут. И вот над всем этим нависла угроза гибельного экологического кризиса.
(Звучит щебет птиц, звук моря).
Чтец: Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над ночным покоем.
(Дети держат в руках листики березы, клена, на них написаны правила поведения в лесу. Зачитывают эти правила и бросают листочки в зал, словно деревья сбрасывают листву).
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН №
п/п Мероприятия Ответственные
1 Звучит тревожная музыка, на сцену выходит Красная книга и природа. Музыкальный работник, воспитатель в роли «Красной книги» и ребенок в роли «Природы»
2 Выходят чтецы, читают стихи, ведут диалог с Красной книгой и Природой. воспитатель
3 Песня «Прости Земля». Музыкальный работник
4 На сцене появляются Заяц, Волк, Лиса, Синица ведут рассказ о лесе, беседуют с Красной книгой и Природой. Воспитатель, помощники
5 Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» Музыкальный работник
6 На сцену выходят, Тюльпан и Бабочка рассказывают о проблемах экологии. Воспитатель и помощники
7 Все звери, птицы и растения приходят с жалобой к царю зверей Льву. Воспитатель, помощники, музыкальный работник
ПЛАН ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЯ
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Составление сценария.
- За неделю до праздника провести экологическую викторину.
- Разучивание стихов, песен, танцев.
- Отработка интонационной выразительности.
- Репетиция сценария.
- Подготовка декораций, наглядностей, костюмов и оборудования.
- Оформление зала.
- Выставка детского творчества.
- Расстановка мебели.
- Подведение итогов экологической викторины.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ВИКТОРИНА
- В древней Руси этого зверька называли «Векша», он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив, любит шишки и орешки. (Белка).
- Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету, он сливается с травой. (Кузнечик).
- Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Весной поедают большое количество гусениц и жуков. (Скворец).
- в России этого жука издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький очень добродушный и безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жуку. (Божья коровка).
- Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на ветках и стволе. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. Ядовита для людей. (Волчья ягода).
- Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых, этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей, В этом их вред. (Муравьи).
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).
- Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).
- Какое дерево цветет позднее всех? (Липа).
- Кто кукует у кукушки? (Самец).
- Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень).
- Какая домашняя птица бегает быстрее скаковой лошади? (Индюк).
- Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).
- Любимое лакомство у аиста? (Лягушки).
- Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки).
- Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке).
- Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (В гору, потому что у него передние лапы короче задних).
- Растет ли дерево зимой? (Нет).
- Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Надпись на плакатах
1. Как аукнется, так и откликнется.
2. Помните! Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину.
3. Лес – наше богатство.
4. Не засоряйте природу!
5. Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе – большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
6. Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек. Г. Х. Андерсен.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Правили поведения в лесу
ПРАВИЛО 1-е.
Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
ПРАВИЛО 3-е.
Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе - это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
ПРАВИЛО 4-е.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи пустыню.
ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 6-е.
Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
ПРАВИЛО 7-е.
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
ПРАВИЛО 8-е.
В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М., 1992
2. Богданец Г.П., Смирнова Л.Я. «Формирование экологических представлений у шестилетних первоклашек» // Начальная школа, 1989г. № 5.
3. Велик И. «Что должен знать и уметь юный защитник природы», М., 1983г.
4. Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких», М., 1982.
5. Козлова С.А. Мой мир. – М., 2000
6. Малашенкова В.А. Программа «Природа и человек».
7. Научно – методический журнал «Воспитание школьников». – М., 2002г. №3. с. 69.
8. Научно – методический журнал «Воспитание школьников». – М., 2005г. №4. с 72.
9. Научно – методический журнал «Воспитание школьников». – М., 2007г. №5. с.67.
10. Научно – методический журнал «ПедСовет». – М., 2002г. №2.
11. Научно – методический журнал «ПедСовет». – М., 2002г. №4.
12. Научно – методический журнал «ПедСовет». – М., 2005г. №4.
13. Научно – методический журнал «ПедСовет». – М., 2007г. №5.
14. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой //Дошкольное воспитание 1990. № 8.
15. «Экологическое воспитание дошкольников 3 %». Омск. Всероссийское общество охраны природы 2001.
16. Элиот Д. Детская энциклопедия. – Росмэн, 1994