РАЗРАБОТКИ
|
Особенности развития и пути коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПРБойко Лилия Анатольевна учитель-логопед высшей кв. категории ГБОУ ЦППРК «Доверие» Петродворцового района Санкт-петербурга ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Речь, выполняя основное своё назначение – средство общения между людьми, является одной из сложных высших психических функций человека. Она занимает важнейшее место в структуре познавательной деятельности и психического развития. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития, кроме того речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Нарушение различных её сторон оказывает влияние на развитие других познавательных процессов, таких как мышление, память, внимание, восприятие. В то же время, нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, приводит к общему недоразвитию речи. На протяжении многих лет мы занимаемся изучением особенностей развития лексико-грамматического строя у дошкольников с недоразвитием речи различного характера, уровня. Актуальность выбранной нами темы обусловлена необходимостью своевременного выявления и классификации тех или иных неблагоприятных вариантов развития речи в дошкольном возрасте, в целях профилактики и коррекции трудностей в дальнейшем обучении и воспитании детей. В своих работах Парамонова Л.П. Лалаева Р.И. делают акцент на то, что несформированность лексико-грамматических категорий лежит в основе аграмматической дисграфии, дислексии и проявляется в аграмматизмах в процессе чтения и письма. Для глобального решения этой сложной проблемы важнее говорить о способах профилактики дисграфии, дислексии у дошкольников. А.Н. Гвоздев утверждает, что каждый ребенок еще в дошкольном возрасте должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения языка». Предметом изучения в нашей работе являются особенности нарушения лексико-грамматического строя у дошкольников 5-7 лет с СНР на фоне снижения познавательной деятельности. Целью нашей работы было углубленное изучение особенностей развития лексико-грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи различного характера и уровня, а также разработка системы коррекционной работы. В процессе исследования решались следующие задачи:
Данные проведенного исследования позволяют сделать определенные выводы:
1-й - подготовительный – направлен на развитие, коррекцию некоторых сенсорных и психических функций; 2-й – основной – направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений. К каждому этапу разработана система игр и упражнений, которые могут использоваться как элемент занятия или как материал для закрепления пройденной темы. В предложенную систему игр и упражнений мы включили три группы заданий: 1-я – упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, сенсорных функций; 2.-я – упражнения на развитие грамматического строя речи: - формирование глубинной и поверхностной структуры предложения; - развитие навыков словообразования и словоизменения; 3-я – упражнения, направленные на формирование лексической стороны речи: - обогащение словарного запаса; - уточнение значения слова; - расширение семантики слова. В своей работе мы придерживаемся лексико-грамматического подхода, что принципиально важно при использовании системы коррекционных занятий. На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка. Темой занятия при таком подходе является одна из лексико-грамматических категорий. Главной целью занятий логопеда при таком подходе является – научить детей практически улавливать некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз, осуществлять перенос на самостоятельно смоделированной предложение, т.е. сформировать чувство языка. Последовательность в изучении лексико-грамматических категорий не случайна. Она установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребенка при общем её недоразвитии.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка Начальная школа. Что должен уметь первоклассник Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены