РАЗРАБОТКИ
|
Особенности развития и пути коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПРБойко Лилия Анатольевна учитель-логопед высшей кв. категории ГБОУ ЦППРК «Доверие» Петродворцового района Санкт-петербурга ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Речь, выполняя основное своё назначение – средство общения между людьми, является одной из сложных высших психических функций человека. Она занимает важнейшее место в структуре познавательной деятельности и психического развития. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития, кроме того речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Нарушение различных её сторон оказывает влияние на развитие других познавательных процессов, таких как мышление, память, внимание, восприятие. В то же время, нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, приводит к общему недоразвитию речи. На протяжении многих лет мы занимаемся изучением особенностей развития лексико-грамматического строя у дошкольников с недоразвитием речи различного характера, уровня. Актуальность выбранной нами темы обусловлена необходимостью своевременного выявления и классификации тех или иных неблагоприятных вариантов развития речи в дошкольном возрасте, в целях профилактики и коррекции трудностей в дальнейшем обучении и воспитании детей. В своих работах Парамонова Л.П. Лалаева Р.И. делают акцент на то, что несформированность лексико-грамматических категорий лежит в основе аграмматической дисграфии, дислексии и проявляется в аграмматизмах в процессе чтения и письма. Для глобального решения этой сложной проблемы важнее говорить о способах профилактики дисграфии, дислексии у дошкольников. А.Н. Гвоздев утверждает, что каждый ребенок еще в дошкольном возрасте должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения языка». Предметом изучения в нашей работе являются особенности нарушения лексико-грамматического строя у дошкольников 5-7 лет с СНР на фоне снижения познавательной деятельности. Целью нашей работы было углубленное изучение особенностей развития лексико-грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи различного характера и уровня, а также разработка системы коррекционной работы. В процессе исследования решались следующие задачи:
Данные проведенного исследования позволяют сделать определенные выводы:
1-й - подготовительный – направлен на развитие, коррекцию некоторых сенсорных и психических функций; 2-й – основной – направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений. К каждому этапу разработана система игр и упражнений, которые могут использоваться как элемент занятия или как материал для закрепления пройденной темы. В предложенную систему игр и упражнений мы включили три группы заданий: 1-я – упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, сенсорных функций; 2.-я – упражнения на развитие грамматического строя речи: - формирование глубинной и поверхностной структуры предложения; - развитие навыков словообразования и словоизменения; 3-я – упражнения, направленные на формирование лексической стороны речи: - обогащение словарного запаса; - уточнение значения слова; - расширение семантики слова. В своей работе мы придерживаемся лексико-грамматического подхода, что принципиально важно при использовании системы коррекционных занятий. На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка. Темой занятия при таком подходе является одна из лексико-грамматических категорий. Главной целью занятий логопеда при таком подходе является – научить детей практически улавливать некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз, осуществлять перенос на самостоятельно смоделированной предложение, т.е. сформировать чувство языка. Последовательность в изучении лексико-грамматических категорий не случайна. Она установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребенка при общем её недоразвитии.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
20 интересных фактов о школах в разных странах Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Польза утренней гимнастики для детей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка Родителям
Меняем привычки или 15 правил здорового образа жизни Выступление на родительском собрании "Сложные ответы на простые вопросы" Как выбрать занятие для ребенка Билингвизм (обзор франкоязычной литературы о детском двуязычии) Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены