РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности развития и пути коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР

Бойко Лилия Анатольевна
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБОУ ЦППРК «Доверие» Петродворцового района Санкт-петербурга



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Речь, выполняя основное своё назначение – средство общения между людьми, является одной из сложных высших психических функций человека. Она занимает важнейшее место в структуре познавательной деятельности и психического развития.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития, кроме того речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Нарушение различных её сторон оказывает влияние на развитие других познавательных процессов, таких как мышление, память, внимание, восприятие. В то же время, нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, приводит к общему недоразвитию речи.
На протяжении многих лет мы занимаемся изучением особенностей развития лексико-грамматического строя у дошкольников с недоразвитием речи различного характера, уровня.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена необходимостью своевременного выявления и классификации тех или иных неблагоприятных вариантов развития речи в дошкольном возрасте, в целях профилактики и коррекции трудностей в дальнейшем обучении и воспитании детей.
В своих работах Парамонова Л.П. Лалаева Р.И. делают акцент на то, что несформированность лексико-грамматических категорий лежит в основе аграмматической дисграфии, дислексии и проявляется в аграмматизмах в процессе чтения и письма.
Для глобального решения этой сложной проблемы важнее говорить о способах профилактики дисграфии, дислексии у дошкольников.
А.Н. Гвоздев утверждает, что каждый ребенок еще в дошкольном возрасте должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения языка».

Предметом изучения в нашей работе являются особенности нарушения лексико-грамматического строя у дошкольников 5-7 лет с СНР на фоне снижения познавательной деятельности.
Целью нашей работы было углубленное изучение особенностей развития лексико-грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи различного характера и уровня, а также разработка системы коррекционной работы.

В процессе исследования решались следующие задачи:
  1. Выявление особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольником с недоразвитием речи любого характера, уровня; для определения признаков, по которым можно безошибочно предсказать неизбежность появления дисграфии у детей еще до начала их школьного обучения.
  2. Разработка простых и конкретных методических приемов, системы игр и упражнений, которые позволяют еще до прихода ребенка в школу устранить имеющиеся у него предпосылки дисграфии и тем самым не допустить её появления.
  3. Внедрение разработанной системы игр и упражнений, методических приемов в процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
В соответствии с поставленной целью нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей лексико-грамматического строя у дошкольников. В диагностическом обследовании принимали участие дети 5-7 лет, посещающие коррекционную группу на протяжении двух лет, имеющие заключение СНР, на фоне снижения познавательной деятельности, F-83.

Данные проведенного исследования позволяют сделать определенные выводы:
  • Основной характерной чертой словаря детей с СНР является его бедность и неточность.
  • Особенности словарного запаса детей с СНР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
  • В свою очередь ограниченность представлений и знаний об окружающем мире ведет к тому, что в словаре детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий, качеств. Пассивный словарь явно преобладает над активным.
  • В словаре детей преобладают существительные.
  • В активном словаре преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большое затруднение.
  • Исследованием выявлены и трудности актуализации словаря. В сознании ребенка не-достаточно закреплена связь между образом предмета и его названием.
  • Недостаточно сформированы антонимические и синонимические средства языка.
  • У детей с СНР нарушена глубинно-семантическая, так и поверхностная структура предложения.
  • Предложения детей по структуре являются простыми, нераспространенными.
  • У детей с СНР наблюдается несформированность функций словоизменения и словообразования. Характерно для детей смешение падежных форм- часто смешивают окончания винительного, родительного и предложного падежей. Большое количество ошибок отмечается в употреблении предложнопадежных конструкций. Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предлогов имеют место либо замены, либо пропуски. В предложно-падежных конструкциях час-то обнаруживаются неправильные падежные окончания существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде, падеже. Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, особенно прошедшего и будущего времени.
  • Делая общий вывод необходимо отметить несформированность лексико-грамматического строя речи у дошкольников с СНР в силу их психических особенностей развития, формирования познавательной деятельности.
  • В процессе исследования, мы исходили из предположения о том, что повышение эффективности работы по формированию лексико-грамматического строя речи у до-школьников: является возможным при условии целенаправленного применения системы специально подобранных игр и упражнений.
Опираясь на полученные результаты и разработки ведущих специалистов (Ткаченко Т.А., Филичева Т.Н., Шевченко С.Г.) мы спланировали систему коррекционной работы, которая включает в себя два этапа:
1-й - подготовительный – направлен на развитие, коррекцию некоторых сенсорных и психических функций;
2-й – основной – направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений.

К каждому этапу разработана система игр и упражнений, которые могут использоваться как элемент занятия или как материал для закрепления пройденной темы. В предложенную систему игр и упражнений мы включили три группы заданий:
1-я – упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, сенсорных функций;
2.-я – упражнения на развитие грамматического строя речи:
- формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
- развитие навыков словообразования и словоизменения;
3-я – упражнения, направленные на формирование лексической стороны речи:
- обогащение словарного запаса;
- уточнение значения слова;
- расширение семантики слова.

В своей работе мы придерживаемся лексико-грамматического подхода, что принципиально важно при использовании системы коррекционных занятий.
На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка. Темой занятия при таком подходе является одна из лексико-грамматических категорий. Главной целью занятий логопеда при таком подходе является – научить детей практически улавливать некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз, осуществлять перенос на самостоятельно смоделированной предложение, т.е. сформировать чувство языка.
Последовательность в изучении лексико-грамматических категорий не случайна. Она установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребенка при общем её недоразвитии.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены