РАЗРАБОТКИ
|
Литературное краеведениеМарукова Елена Владимировна Постановка темы «Литературное краеведение» актуальна и современна в наши дни, так как образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи – открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире – в людях и природе родного края, пробудить у ребят чувство любви к «малой родине». В настоящее время идет процесс обновления гуманитарного образования в России. В ходе него выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края. Основной целью литературного образования, как указано в современной концепции гуманитарного образования, является становление духовного мира личности, создание условий для внутренней потребности личности в самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Решению этой задачи способствуют занятия литературным краеведением. Задачи повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Идеальным вариантом для таких занятий, изысканий, поисковых экспедиций, экскурсионных поездок является кружок или факультатив. Литература и Рязанский край (на уроках литературы) История литературы Рязанского края уходит своими корнями в глубокую древность. Несомненно, в Старой Рязани при княжеском дворе или в наиболее авторитетных монастырях были свои летописцы, но их произведения погибли во время татаро-монгольского нашествия. В поздних средневековых источниках упоминается имя Софония Рязанца, предполагаемого писателя конца XIV века. В литературоведении представления о нем неоднозначны: одни приписывали ему создание знаменитой «Задонщины», другие считали его автором не дошедшего до нашего времени произведения о Куликовской битве, некогда популярного и оказавшего влияние на «Задонщину» и «Сказание о Мамаевом побоище». Главы из повести «Мещёрская сторона» Вслед за автором мы путешествуем по лесам и лугам, пробираемся по болотам, внимательно разглядываем эту обыкновенную землю, которая окружает нас необыкновенным теплом. Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум, напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей». И хотя Паустовский оказался в нашем крае уже взрослым человеком, зрелым писателем, он нашёл здесь вторую родину. Рассказы «Кот Ворюга», «Барсучий нос», «Последний чёрт». Рассказ «Телеграмма», в котором события происходят в селе Заборье под Рязанью. Вместе с Паустовским любил проводить время в лесах Солотчи и другой известный автор Аркадий Петрович Гайдар. Он тоже останавливался у Пожалостина (известного гравёра). Однажды в саду у беседки Гайдар посадил яблоню, которая растёт и сейчас. Яблоки с неё собирают, варят варенье и угощают им ребят, которые приходят в дом-музей Пожалостина в День рождения Пионерии. Повести «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика» написаны Гайдаром в Солотче. 6 класс Имя Александра Сергеевича Пушкина, как оказалось, тоже связано с Рязанщиной. При изучении романа «Дубровский» рассказываю ребятам, что Пушкин гостил у своих знакомых (семья Олениных) в их имении в Касимовском уезде. А сюжет изучаемого романа очень похож на реальную историю шиловского Робина Гуда, который бедных не трогал, а только у богатых помещиков деньги отбирал. Раньше у этого дворянина было небольшое имение, но после ссоры разорили его богатые бояре, а он собрал своих дворовых и стал «промышлять» на владимирской дороге. Имя взял себе на польский манер «Дубровский». А народ по-своему переиначил – Дубов. Полюбил благородный разбойник дочь богатого помещика. Его имение было около села Карловка. Отец и два брата девушки хотели убить разбойника. Специально из Рязани две роты солдат вызвали. Выследили влюблённых и во время свидания застрелили Робина Гуда. 8 класс Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин В течение двух лет занимал должность вице-губернатора Рязани, и многие жизненные наблюдения этого периода отразились в его романе «История одного города». ( За что многие чиновники Рязанской губернии были очень обижены на Щедрина) 9 класс Во время изучения любовной лирики Пушкина напоминаю о семействе Олениных, у которых не раз гостил поэт в Касимовском уезде. Стихотворения, посвящённые Анне Олениной, были написаны здесь. «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне…», «Пустое Вы сердечным Ты…», «Её глаза» и другие. При изучении произведений о Великой Отечественной войне в девятом классе обязательно беру произведения Константина Симонова. Его жизнь, творческая судьба были связаны с нашим краем. В Рязани он провел детские годы, учился в школе №2. И потом, будучи уже известным писателем, Константин Симонов несколько раз побывал на Рязанщине. Рязанские впечатления нашли отражение в ряде произведений Симонова: в стихотворениях «Отец», «Переправа через Янцзы», поэме «Иван да Марья», в первом варианте знаменитого стихотворения «Родина». Тема первой юношеской любви в произведениях художественной литературы XX тоже имеет отношение к нашим краям. Рувим Фраерман написал свою знаменитую «Повесть о первой любви, или Дикая собака Динго», находясь в Солотче (вместе с Паустовским). 10 класс После изучения лирики Тютчева и Фета знакомимся с творчеством Якова Петровича Полонского, который родился, учился и окончил гимназию в Рязани. Фёдор Михайлович Достоевский Как правило, в своих романах показывает Петербург, его убогие квартирки в бедных кварталах. Но как только речь заходит о провинции, писатель обычно ссылается на Рязанский край. В романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников происходит родом из Рязанской губернии. Откуда такое неравнодушие именно к Рязанщине? Оказывается, всё дело в том, что ещё в 1831 году отец будущего писателя купил по случаю небольшую деревушку Даровое, расположившуюся на границе Рязанской и Тульской губерний. С 1832-го по 1836-й год юный Федя вместе со своими братьями проводил там каждое лето. Уже позже в «Дневнике писателя» Фёдор Михайлович признался, что «…это маленькое и незамечательное местечко оставило в глубине души самое глубокое впечатление на всю жизнь…» Воспоминания о жизни в отцовской усадьбе нашли отражение в таких романах, как «Бедные люди» и «Униженные и оскорблённые». А в романе «Братья Карамазовы» прослеживается связь гибели отца Достоевского и смерти Карамазова-старшего (деревня Черемшино и деревенька Черемашня). Лев Николаевич Толстой Пребывание Толстого на голоде в Рязанской губернии 1891-1893 годов. Писатель прожил в деревне Бешкевка 210 дней и за это время открыл вместе со своими помощниками 212 бесплатных столовых (а по другим данным – 360 столовых), организовал медицинскую помощь для нуждающихся, занимался просветительской работой. Антон Павлович Чехов Известно, что Чехов начал печататься в журналах и газетах будучи студентом первого курса медицинского факультета Московского университета. Он внимательно следил за периодической печатью и чутко улавливал важные социальные процессы в России. В 1882 году в газетах появились сообщения о крахе Скопинского банка. Следствие по делу велось больше года. К уголовной ответственности были привлечены 26 человек. Шутка ли: должностные лица банка во главе с директором Рыковым растратили 12 миллионов рублей! Чехов заинтересовался «скопинским делом», вызвавшим настоящую сенсацию. В период судебного расследования он написал о Скопинском банке несколько исторических рассказов: «Тайна ста сорока четырёх катастроф, или Русский Рокамболь», «Идиллия – увы и ах!» и «Библиография». Чехов вместе с другом писателем Гиляровским целую неделю работал в окружном суде. Процесс вёл прокурор Гончаров. Чехов писал заметки об этом процессе в «Петербургской газете» под псевдонимом «Рувер» и острил: 11 класс Сергей Александрович Есенин Великий рязанский поэт, биография и творчество которого изучаются во всех школах России. Борис Пастернак От голода и ужасов Гражданской войны писатель спасался на Рязанщине. На взгляд Пастернака, немецкий город мало отличался от уездного русского городка. В письме он писал: «Касимов – это что-то вроде русского Марбурга». Александр Исаевич Солженицын Рязанский период в творческой и семейной жизни выдающегося писателя был одним из самых счастливых. Солженицын всегда тепло отзывался о Рязани и рязанцах. Рассказ «Для пользы дела» задумал на основе истинного случая в Рязани. Говорится об известном в городе человеке, при Хрущёве зарвавшемся на афере с мясными поставками и кончившем самоубийством.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены