РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Уголок старшеклассника

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И НАБЛЮДЕНИЯ

Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.

I. Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения).
1. Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.
2. Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.
II. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения).
1. Выясни, какие условия, материалы необходимо для этого.
2. Составь мысленно схему его проведения.
3. Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.
III. Проведи эксперимент (наблюдение).
1. Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
2. Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты.
3. Проверь точность полученных результатов.
IV. Обработай полученные результаты.
1. Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
2. Сформулируй вывод.
3. Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изучен-ными явлениями, теориями, законами.

Учись правильно наблюдать.

1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).
5. Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективно-сти.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчёта или графически (в виде рисунков, схем).



КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов:
план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования к написанию конспекта:
1. системность и логичность изложения материала;
2. краткость;
3. убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования:
1. Прочитай текст, отметь в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
4. Прочитай конспект ещё раз, доработай его.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы
1. Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
3. Сформулируй и запиши вывод.

СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы:
1. Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
2. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
3. Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТ

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с её содержанием.
2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
3. составь план реферата.
4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5. Прочитай текст и отредактируй его.
6. Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, её название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).

УЧИСЬ РАБОТАТЬ НАД ПОНЯТИЕМ

Понятие – логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий:
1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

ОБЩИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ

Явление – то, в чём сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое появление чего-либо.

1. Внешние признаки явления.
2. Условия, при которых оно обнаруживается.
3. Сущность явления и механизм протекания.
4. Связь с другими явлениями.
5. Количественная характеристика (может и не быть).
6. Использование в практике.

УЧИСЬ РАЗЪЯСНЯТЬ ТЕОРИЮ

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отра-жающих закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови область практического применения данной теории.

НАУЧИСЬ РАЗЪЯСНЯТЬ ЗАКОН

Закон – связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2. Опиши пути открытия закона.
3. Приведи формулировку закона.
4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.
5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона.

УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СРАВНЕНИЕ

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения:
1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6. Найди и объясни причины сходства и различия.

УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных пред-метах или явлениях.

Порядок обобщения:
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2. Определи их сходство.
3. Установи связь между ними.
4. Сформулируй общий вывод.

УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа:
1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.



УЧИСЬ ПРОВОДИТЬ СИНТЕЗ

синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3. Найди связь между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ТЕКСТА

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане, связанны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.
5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.



КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПОЛНОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
(ПЕРЕСКАЗУ)

1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
2. Ответьте на вопросы, приведенные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
3. Определите, к какому типу речи относится текст.
4. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
5. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
6. Разделите текст на композиционные части.
7. Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произве-дения и сохраните их в пересказе.
8. Прочитайте текст снова, разделяя его смысловые и композиционные части значительными паузами.
9. Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) пересказа, затем после проверки и ис-правления перепишите его.

КАК РАБОТАТЬ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ
(ПЕРЕСКАЗОМ)

1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его цель.
3. Выделить в тексте все части.
4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
5. Составить план сжатого изложения.
6. В каждой части текста отметить главное.
7. Отметить то, что возможно объединить.
8. Подобрать обобщающие слова и предложения.
9. Изложить сжато каждую часть.
10. Подумать, как связать части между собой.
11. Перечитать написанное изложение. Подумать, все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресо-вано.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫБОРОЧНОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
(ПЕРЕСКАЗУ)
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите его границы.
3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
4. Определите основную мысль пересказа.
5. Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении.
6. Определите, какой стиль вы будете использовать.
7. Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном из-ложении может не совпадать.
8. Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения, какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
9. Напишите черновик выборочного пересказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответы по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не-грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной не-грубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сде-лать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисле-ния, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теорий, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения; незнание приёма решения задач, аналогично ранее решённым в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений за-дач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены