РАЗРАБОТКИ
|
Методические рекомендации по подготовке и защите исследовательской работы по историиСоставитель: Одна из задач современного школьного исторического образования - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Для начала разберёмся, что такое исследовательская работа? Довольно часто её путают с рефератом (от лат. refero – доношу, сообщаю, излагаю) – письменная научная работа на определенную тему, на основе осмысления материала, собранного из разных литературных источников. Исследовательская работа предполагает исследование темы на основе источников. Назначение научно-исследовательской работы – проведение полноценного научного исследования, предполагает объяснение причин хода событий. Этапы работы над исследовательской работой 1 этап: Подготовительный (изучение литературы, сбор данных, подбор методов исследования). Важно правильно сформулировать тему исследования. Критерии выбора темы:
Главный критерий – наличие проблемы: вопросов, на которые у науки нет достаточно знаний. 2 этап: Экспериментальный (проведение исследования, практических работ, наблюдений, сбор информации, её описание). 3 этап: Камеральный (обработка полученного материала, составление таблиц, картосхем, диаграмм, графиков). 4 этап: Аналитический (выявление причинно-следственных связей, закономерностей). 5 этап: Отчётный (составление отчёта-проекта по разделам; подготовка доклада). 6 этап: Информационный (ознакомление различных коллективов с полученными выводами, результатами). 7 этап: Практический (выступление с докладом на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах). Этапы подготовки к выступлению:
Методические рекомендации по оформлению письменной работы Содержание глав и параграфов исследования Основная часть работы по объёму должна составлять примерно 70% всего текста. Здесь подробно излагаются ход Вашего исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в неё лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Не стоит загружать текст большими цитатами и отступлениями, каждую цитату необходимо использовать для обоснования и подтверждения сформулированной автором посылки (утверждения). Если цитируется документ, его также следует проанализировать, а не ограничиваться простым пересказом содержания. При написании работы автор обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы или отдельные выводы. Часто при написании основной части возникает вопрос «С чего начать?». Не следует начинать главу с конкретных дат, имён, фактов. Например: «22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз», «Пётр I прибыл в столицу только в июне 1703 г.» Обычно в начале главы, а иногда и параграфа, автор указывает значимость явления, которое будет рассматриваться ниже, для освещения всей темы исследования. При необходимости можно на примере историографии конкретного вопроса, показать значимость и уровень изученности проблемы или периода, о которой пойдёт речь в главе: кто и каким образом его рассматривал, насколько глубоко он изучен и какие аспекты остались без внимания. Такое построение поможет ввести читателя в суть вопроса и покажет умение автора видеть различные стороны проблемы. В конце каждой главе, а при необходимости и параграфа, следует приводить краткие выводы, что позволяет чётко сформулировать итоги каждого этапа исследования и даёт возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Выводы не должны быть чрезмерно объёмными – один-три абзаца, отделённые от повествовательного текста главы при помощи специальных выражений: «Выводы по главе», «Итак подведём итог», «Всё выше изложенное позволяет сделать выводы». Стиль изложения Поскольку Ваша письменная работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и грамотный литературный язык, сами по себе, являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть её удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы. Стиль письменной работы – это стиль безличного монолога, лишённого эмоциональной окраски. Не принято использовать местоимения первого лица единственного числа «Я», точка зрения автора обычно отражает местоимение «Мы». Например, «Нами установлено», «Мы приходим к выводу», «По нашему мнению» и т.д. Такая подача текста выглядит скромнее, позволяя автору не выдвигать себя на первый план, поскольку внимание должно быть сосредоточено на содержании сообщения, а не на субъекте исследования. В тексте инициалы всегда ставятся перед фамилией! Необходимо быть предельно корректным при оценке суждений и выводов ваших оппонентов или предшественников. Наречия – не принято начинать абзац со слов «Хотя», «Надеясь», «Предвидя» и т.п. Неопределённые местоимения – не используются («Кое-кто», «Что-то» и т.п.) Прилагательные – не употребляется превосходная степень с суффиксами «айш» и «ейш» (знаменитейший, крупнейшая), и сравнительная степень с приставкой «по» («повыше, поближе»). Вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщения, необходимо использовать предельно корректно, с учётом степени достоверности (надо понимать их подлинный смысл, т.к. в научном тексте они играют существенную роль). Разместим их в соответствии с этим критерием: «Конечно», «Однозначно», «Разумеется», «Очевидно». «Видимо», «Возможно», «Вероятно» и т.п. Слово «наверняка» не используется. Использование категоричных утверждений обычно свидетельствует о непонимании автором сложности рассматриваемых явлений. Специальные вводные слова, указывающие на источник информации, используются обязательно: «По сообщению», «По словам», «Как пишет», «По мнению», «По данным», «По свидетельству», «Мы считаем» и т.п. В научном тексте используются специальные функционально-синтаксические средства выделения. Это своеобразные «дорожные знаки» текста: Средства связи: вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др. Показатель противоречивых отношений: однако, между тем, в то время как, теме не менее, в отличие от. Причинно-следственных отношений: следовательно, поэтому, отсюда следует, что, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же. Перехода от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, рассмотрев…, перейдём к …, остановимся на…, рассмотрим, необходимо рассмотреть… Итогов, выводов: итак; таким образом; значит; в заключение отметим; всё сказанное позволяет сделать вывод; подведём итог; следует сказать; как видим; материалы показывают; как показал анализ; на основании полученных данных; резюмируя сказанное.. Оформление письменной работы Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с числом строк на странице не более 30 (т.е. через два интервала). Преимущественно используется шрифт Times New Roman или Courier New кеглем 14. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: Все страницы нумеруются арабскими цифрами, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы или в нижнем правом углу. Подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной, но меньшим кеглем – 10-м, и через один интервал). После знака препинания всегда ставится пробел, перед знаком – не ставится. Тире (кроме использования его при разделении хронологических периодов), знаки «плюс» и косая черта с обеих сторон отделяются пробелами, дефис – не отделяется. Правильно Неправильно Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Традиционной считается следующая структура работы: Использование сокращений Пример: С какой буквы начинать цитату? С прописной (заглавной) начинают: Использованные источники:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены