РАЗРАБОТКИ
|
Родительское собрание "Родители и дети"
Родительское собрание "У хороших детей – счастливые родители"
Подготовка: *Оформление"Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему" (Себастьян Брандт) *Ситуации для обсуждения *Анкеты "Откуда у честных родителей дети приобретают злой нрав? Скажу вам истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания, от не ограничиваемого строгостью обоих воспитания. Хвалит мать маленькую злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни управляет, и с ростом сына растёт более злоба. Когда же сын вырастает в величину стойкую, вместе с тем вырастает злоба и нрав неискоренимый, и тогда исполнится такая притча: если юноша и состарится на своём пути, то не сойдёт с него, ибо, как глиняный сосуд, если в начале обработки варёной смолой напитается, никогда не отмоется. Так человек, глиняный сосуд, до смерти хранит нрав, воспринятый в юности". 1 ситуация. Второклассник Дима стал свидетелем перебранки родителей. "Ты – иждивенец в доме, - возбуждённо, сквозь слёзы, говорила мать, - ты не знаешь, где и как приобретаются вещи, не интересуешься учёбой детей. Ты – чужой человек в этих стенах!" "Дура" – раздражённо отвечал отец – Я вас содержу. Что ты не видишь, сколько у меня много работы? Я отдаю тебе всю зарплату. А ты сколько получаешь? Что ты приносишь в семью? На твой заработок хлеба и соли не купишь. На мой можно и домработницу нанять и семью содержать!" Дима робко сказал: "вот вырасту, пойду работать и буду отдавать деньги маме, чтобы ты её дурой не называл". "А ты слышал, как твоя мамочка меня иждивенцем обозвала?! – возмутился отец - Мал ещё, чтобы указывать! ". Мальчик замолчал. -Что бы вы ответили сыну на такой упрёк, как бы вы повели себя в данной ситуации? Подобным образом детям злых родителей трудно изменить злой нрав и говорить хорошее, так как от пелёнок обучаются злословию. Счастливы родители, которых добродетельная жизнь – пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Несчастны родители, которые соблазняют своих детей плохой жизнью; эти люди являются более детоубийцами, чем родителями. Итак, берегитесь, о родители, чтобы вы не были душегубцами детей соблазном вашей жизни. Так говорил Симеон Полоцкий, один из самых выдающихся деятелей русского просвещения ХV II века. До собрания среди учащихся была проведена анкета. Вопрос 1. -Много ли ты времени проводишь с мамой и папой? Ответы: много - … человек мало - …. человек (много дел, нет времени, постоянно на работе, я гуляю…) чаще с мамой - …чел чаще с папой - … чел. не много Испокон веков родителей интересует вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребёнок делает что-то не то, не слушается, раздражает? Психологи предлагают следующие правила и способы общения. Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Когда ваш малыш что-то строит из кубиков, рисует и т.п. и у него получается что-то не так с вашей точки зрения, то вам очень хочется вмешаться – научить, показать, покритиковать, - и вы говорите: "Не так!" (Не так пишешь, рассказываешь, моешь посуду и т.д. ) Реакция детей на такое вмешательство разная: один втягивает голову в плечи, теряется; другой обижается, не хочет смотреть "как надо"; третий: "Раз плохо, вообще не буду". Почему же ребёнок испытывает растерянность, обиду, возмущение? В это время, пожалуйста вспомните себя: как трудно и долго у нас не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь. Теперь эти дела нам кажутся простыми. Когда годовалый ребёнок учится ходить, вам в голову не придёт ворчать: "Разве так ходят? Смотри, как надо!" Вот так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращённые к человеку (ребёнку ли, взрослому), который учится что-либо делать сам! Встаёт вопрос: как же его научить, если не указать ошибки? Ребёнок относится к своим ошибкам более терпимо, чем родители, потому что он доволен уже тем, что у него что-то получается. Мы своими замечаниями хотим быстрее добиться лучшего результата, но именно здесь и таятся главная сложность и главная опасность. Дело вот в чём: общий результат любого учения состоит из четырёх частных результатов. Первый – знания и умения, которые ребёнок освоил. Второй (менее очевиден) – тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя. Третий – эмоциональный след в душе ребёнка: удовольствие или неудовольствие от занятия, уверенность или неуверенность в своих возможностях. Четвёртый – "прибавка" к вашим взаимоотношениям с ребёнком: либо негативная (взаимное недовольство), либо позитивная (дружба). Родители в основном ориентируются на первый результат, то есть на знания и умения, которые ребёнок освоил, а об остальных трёх забывают. Совет в этом случае такой: не вмешивайтесь, не критикуйте ребёнка, а проявите интерес к его делу. Второй вопрос анкеты: Помогают ли тебе папа или мама? а) в выполнении домашнего задания- если трудно - … человек иногда - … чел. всегда - … чел б) в других делах, играх… помогают -… человек иногда - … чел. нет - … чел. Правило 2. Совместная разделённая деятельность – включение родителя в занятия ребёнка. Эта ситуация, в которой ребёнок наталкивается на почти непреодолимую трудность и может либо прямо попросить о помощи, либо признаться, что "не знает, как". В данной ситуации ему обязательно надо помочь и выполнить работу вместе с ним. Рассмотрим пример. Вы купили ребёнку конструктор, сын обрадовался, стал играть и попросил помощи. Но вы ответили, что сын не маленький, должен сам разбираться. В результате мальчик больше не подходил к конструктору. Почему родитель так поступили? На это могут быть разные причины. Одной из них является воспитание самостоятельности. Но всегда ли нужно для достижения этой цели отказывать ребёнку в помощи? Русский психолог Лев Семёнович Выгодский показал, что по мере развития ребёнка круг задач, решаемых им самостоятельно, увеличивается за счёт совместных со взрослыми дел. То, что вчера ребёнок делал вместе с мамой, сегодня он уже может делать сам. Оставлять ребёнка одного там, где ему трудно, - грубая педагогическая ошибка. Поэтому когда ребёнок просит: "поиграй со мной", "пойдём погуляем", "возьми меня с собой", не отказывайте ему, если у вас нет на это серьёзных причин. Приведу пример. В психологическую консультацию обратилась мама шестилетнего мальчика. -У меня ребёнок какой-то странный, наверное, ненормальный. Недавно мы сидим с мужем на кухне, а он открывает дверь, идёт на нас с палкой и бьёт! -А как вы проводите с ним время? - спрашивает консультант. -С ним-то? Да никак не провожу. Когда мне? Дома всё кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй да поиграй. Я ему: да отстань ты, сам поиграй, игрушек что ли не хватает? -А муж? -Муж, как придёт, сразу на диван – и телевизор смотрит. С сыном не играет. -А сын к нему подходит? -Конечно, но он его прогоняет: "Не видишь, я устал, иди к матери!" Агрессия мальчика в этом случае – нормальная реакция на ненормальный стиль общения с ним родителей. Так как же правильно организовать совместную с ребёнком деятельность? Вот два совета. 1.Играя с ребёнком или занимаясь с ним каким-то общим делом, берите на себя только то, что он не может выполнять сам, остальное предоставьте делать ему. 2.По мере освоения им новых действий увеличивайте его самостоятельность. Как же уберечь естественную активность ребёнка, направленную на познание и освоение нового? Как её не загубить, не заглушить? Здесь есть две опасности. 1.Слишком рано переложить свои функции на ребёнка. 2.Слишком долгое и настойчивое участие родителей. Среди 1000 подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Ученики 3-5 классов ответили "Нет", так как им не доверяют, но они хотели бы помогать. Ученики 7-8 классов тоже ответили "Нет", правда, недовольных этим уже почти не было. На этот же вопрос учащиеся нашего класса ответили: Помогаю -… человек. Иногда - … чел. нет - … чел. (занят своими делами, лень…) Дела: Уборка, мытьё посуды, стирка, дрова, вода, чистить снег во дворе, чистить картошку, выносить мусор и т.п. 2 ситуация Второклассник Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Мать наказала Ване навести порядок во дворе дома. Мальчик принялся за дело. А Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: "Ишь ты какой хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался. Посмотри, сколько пыли на твоём костюме!" Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома, поджидая, когда Ваня закончит работу. -Как бы вы поступили в этой ситуации? Этот пример показывает, как угасает активность ребёнка, когда её забивает активность родителей. Последующие упрёки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны", столь же запоздалые, сколь и бессмысленные. Всё это родители создали собственными руками, мешая детям быть активными. Как построить правильные отношения с ребёнком? Можно ли их поправить, если они зашли в тупик? Общение ребёнку так же необходимо, как пища. Малыш, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослыми, недостаточно развивается не только психически, но и физически: плохо растёт, худеет, теряет интерес к жизни. В Америке и Европе был проведён анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребёнка, случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения. Учёные пришли к выводу, что причины – в неудовлетворённой потребности детей в психологическом уходе, внимании, заботе, в недостатке положительных эмоций от контакта со взрослыми. Общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм. "Пища общения", отравленная злобой, раздражением, агрессивностью, искривляет психику ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии – его судьбу. Мы взрослые, даже не подозреваем, насколько часто с наших уст в адрес детей слетает: "Какая же ты неумёха", "Ничего тебе нельзя доверить…""Что же это у тебя всегда всё из рук-то валится". Эти слова – ярлыки, о которых мы тотчас же забываем. Обратной стороной медали являются и внушительные совершенства "и собственные" ожидания родителей "Ты самый добрый и умный", "Тебя ждёт блестящее будущее, весь мир упадёт к твоим ногам!" Эти ярлыки тоже очень живучи. Поэтому, если мы хотим, чтобы над ребёнком не "висели" ярлыки, нам следует по возможности убрать из своей речи негативные замечания типа: "Ты этому никогда не научишься", "Всегда ты только всё портишь!" Для будущей самооценки ребёнку очень важно дать возможность упражняться в ещё неосвоенном и неудавшемся деле, научиться преодолевать и справляться с собственными слабостями и промахами. Все действия ребёнка, конечно, нужно комментировать, но об ошибках и о том, что он ничего не умеет, следует говорить с надеждой на улучшение. "Это дело тебе здорово добавит работёнки" или "Для тебя это ещё слишком сложно, но со временем, я надеюсь, ты с этим справишься". Когда ребёнок подрастёт, он должен хорошо усвоить следующее: -Все трудности преодолимы. -Нужно научиться мириться как со своими недостатками, так и с недостатками других людей; -За свои поступки нужно уметь отвечать; -Нужно служить людям, но не терять при этом чувства собственного достоинства и не унижаться; -Ты можешь быть самым лучшим и необыкновенным для мамы и папы, но остальные люди вовсе не обязательно должны считать тебя таким. "Проблемные", "трудные", "непослушные" дети так же, как и дети с "комплексами", забитые и несчастные это те, за судьбами которых скрываются неправильно сложившиеся отношения в семье, непонимание ребёнка, невнимание к нему или надуманные, нереальные требования. Что нужно делать, чтобы избежать данной ситуации? Существует один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Это – безусловное принятие ребёнка, то есть его нужно любить не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то, что он вот такой у вас есть! Нередко мы обращаемся к детям: "Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться); не начнёшь хорошо учиться (хорошо вести)". То есть ребёнку прямо сообщают: его принимают условно, его любят (или будут любить), если только… 4 вопрос: "Часто ли тебя ругают дома? За что? -не ругают - … человек -иногда, редко - … чел. -часто - … чел. -ругают и за что: - балуюсь, -за оценки (двойки, тройки) -долго гуляю -за плохо сделанное домашнее задание. -непослушание А ведь всем известна закономерность: чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится. Почему? Воспитание – это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. В психологии доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Если же эта потребность не удовлетворяется, то у малыша возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психические заболевания. Например, мать одной 5-летней девочки обратилась к врачу, обнаружив у ребёнка симптомы невроза. В разговоре дочь её однажды спросила: "мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?" – "Почему ты спрашиваешь "Да потому, что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я", Сколько же раз девочка слышала, что она не та, ничего не умеет, всем надоедает, сущее наказание и т.д. И всё это воплотилось в невроз. Исправить положение можно почти в любой ситуации. Но начинать следует с себя. Принять ребёнка – значит проявлять к нему терпимость и одновременно стремиться понять его и помочь ему. Ведь если ребёнок болен, температурит и капризничает, редко, кто из нас скажет: "Прекрати сейчас же эти капризы", "Перестань, а то я тебя накажу", В этом случае мы находим другие слова. Почему же в других случаях мы этого не делаем? Конечно, скрывать и копить негативные чувства нельзя, но и их следует выражать особыми способами: 1.Можно выражать своё неудовлетворение отдельными действиями ребёнка, но не самим ребёнком. 2.Можно осуждать его действия, но не его чувства. 3.Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие. 5 вопрос. "Что тебе больше всего нравится в твоих родителях?" -всё мне покупают -доброта папы – даёт деньги -поездки -добрые и хорошие, не строгие -весёлые, красивые -вкусно готовят -счастливые -красиво одеты -горжусь ими 6 вопрос Пожелания: -много денег -папе "Мерседес", маме – шубу, сапоги -ласка, доброта -дом, сад -цветной телевизор -новую работу -путёвку за границу -порядок в доме Хочу закончить словами Себастьяна Брандта, писателя и мыслителя XVI – XVII вв. "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему" Рефлексия -Узнали ли вы себя в некоторых ситуациях? -Изменится ли ваше отношение в семье?
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены