РАЗРАБОТКИ
|
Методические рекомендации по проведению экскурсии на тему: «Антропогенное воздействие на сообщество парка»
Задачи: познакомить учащихся с основными типами антропогенного за-грязнения окружающей среды; выявить антропогенное воздействие на конкретное природное сообщество; научить их определять положительное и отрицательное воздействия человека на природное сообщество; продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчеты, делать коллекции; продолжить экологическое воспитание школьников.
Оборудование: рулетки, линейки, колышки, листы белой бумаги, липкая лента (скотч), карандаши, блокноты, карточки с заданиями для самостоятельной работы. Экскурсия проводится в ближайшем к школе парке. По дороге к месту экскурсии учитель напоминает правила поведения в природе. Он обращает внимание на конкретные природные сообщества, встречаемые на маршруте, предлагает учащимся назвать каждое из них, перечислив признаки, на основе которых они определили эти сообщества. Первая остановка планируется на участке, мало подвергшемуся антропо-генному воздействию. Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: как называется это природное сообщество? Какое это сообщество — естественное или искусственное? Какие экологические факторы воздействуют на него? В чем они проявляются? К каким группам их относят? В ходе беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что данное сообщество — это сложный комплекс живой и неживой природы, для которого характерно разнообразие связей, обеспечивающих поддержание его жизнедеятельности. Вторая остановка планируется в той части сообщества, где обнаруживается четко выраженное воздействие человека на природу. Учитель проводит фронтальную беседу с учащимися по вопросам: Что вкладывают в понятие «антропогенное воздействие»? Каковы возможные последствия антропогенного воздействия? Какие виды деятельности человека могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде? Затем учитель предлагает школьникам привести конкретные примеры воздействия человека на данное природное сообщество и определить последствия этого влияния (продолжительность жизни организмов (растений и животных), их видовое и численное разнообразие). Находясь на рекреационной территории, примыкающей к школе, учитель пред¬лагает обследовать санитарное состояние произрастающих здесь деревьев и кустарников. С этой целью учащиеся объединяются в группы и выполняют задания. Задание 1 1. Внутри ключевого участка закладывается пробная площадка 100 м/2. 2. Определяются виды деревьев, растущих на пробной площадке. Определите их названия и количество; сведения занесите в табл. 3. С помощью шкалы визуальной оценки деревьев по внешним признакам определяются баллы состояние определенных деревьев каждого вида – в 1, в 2, в 3, и т. д. 4. Вычисляется средний балл состояния для каждого вида деревьев по формуле: Ki=∑Bi/Nj где: Ki – коэффициент состояния j – вида деревьев; Bi – баллы состояния определенных деревьев; Nj – общее число деревьев j – вида; ∑ – сумма. 5. Коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) определяется как среднее арифметическое средних баллов состояние различных деревьев на пробной площадке. 6. Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения этих деревьев. 5. По результатам исследования заполните табл. 3. Таблица 1 Состояние деревьев обследуемого сообщества Порода Подъярус Возраст, лет Средняя высота, м Средний диаметр, см Таблица 2. Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам Балл. Характеристика состояния. b1. Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме. b2. Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Ли-стья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе силь-ное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках. b3. Сильно ослабленные деревья. Крона изрежина, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина, листья светло зеленые, прирост уменьшен или отсутствует. b4. Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, не-доразвитые, бледно – зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60%. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселение короедами, усачами, златками. b5. Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или осыпалась. Стволы заселены ксилофагами (потребители древесины). К= Kj /R , где: Kj – коэффициент состояния j – вида. R – число видов деревьев. 6. Состояние древостоя леса оценивается по следующим категориям: K< 1, 5 – здоровый древостой (I) K= 1, 6 – 2, 5 – ослабленный древостой (II) K= 2, 6 – 3, 5 – сильно ослабленный лес (III) K= 3, 6 – 4, 5 – усыхающий лес (IV) K= 4, 6 – погибший лес (V) Таблица 3 Результаты изучения древостоя на пробной площадке парка. Название дерева. Количество деревьев. Баллы. Kj K Задание 2 1. Определите степень запыленности воздуха в различных участках, примыкающих к автомобильной дороге, около школы, у школьной котельной, в жилом секторе. Для этого соберите в указанных учителем местах листья с разных видов деревьев и приложите к их поверхности клеющуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той ее стороной, где отпечатался контур листа вместе с пылью, прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень запылен-ности листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы. 2. Подсчитайте примерно, какое количество пыли способны задержать деревья, произрастающие на обследуемом участке. Для этого подсчитайте количество деревьев каждого вида, произрастающих на обследуемом участке, и, используя следующий справочный материал, произведите расчеты (дома). На листовой поверхности взросло¬го вяза за летний период осаждается до 23 кг пыли, на иве — до 38 кг, на клене — до 34 кг, на ясене — до 27 кг, на сирени — до 1,6 кг, на акации — до 0,2 кг. На основании произведенных расчетов сделайте вывод о роли деревьев в улучшении микроклимата территории. Далее учитель отмечает большую роль травянистого покрова в создании микроклимата территории. Он обращает внимание учеников на способность травянистых растений испарять большое количество водяного пара, что способствует повышению влажности воздуха. Учитель предлагает обследовать травянистый покров, определить процент вытоптанной территории. С этой целью учащиеся выполняют задание. Задание 3 1. Подсчитайте количество тропинок на обследуемом участке. 2. Определите площадь вытоптанной по¬верхности. Для этого измерьте длину каж¬дой тропинки, ее среднюю ширину. 3. Визуально определите, какой пример¬но процент территории вытоптан. 4. Изучите растения, произрастающие в непосредственной близости от тропинок. Каково их санитарное состояние? 5. Подумайте, что можно сделать, чтобы предотвратить вытаптывание травянистого покрова. Особое внимание в ходе экскурсии учи¬тель уделяет вопросам механического за¬грязнения природных сообществ. С этой целью он предлагает учащимся выполнить следующее задание. Задание 4 1. Встаньте цепочкой на расстоянии вы¬тянутой руки друг от друга. 2. Двигаясь вперед, не торопясь, соби¬райте в полиэтиленовые мешки все пред¬меты, характеризующие следы пребывания на данной территории человека. Данные фиксируйте в табл.4. Таблица 4 Загрязнение территории мусором Виды мусора Количество предметов 3. Сделайте вывод о преобладающем мусоре. 4. Подумайте, можно ли утилизировать этот мусор? Если да, то предложите варианты. 5. Подумайте, можно ли использовать те механические предметы, ко-торыми засорена территория, с пользой для человека? Если да, предложите свои варианты. - Затем учитель предлагает учащимся вспомнить места нахождения поблизости от школы так называемых стихийных свалок и вспомнить, какие предметы составляют их основу. Он обращает внимание на тот факт, что среди предметов механического загрязнения преобладают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажная тара. В конце экскурсии учитель формулирует домашнее задание: завершить работу по заданиям, оформить итоговый отчет по экскурсии; сделать коллекцию основных загрязнителей природной среды и подумать, как можно эффективнее и безопаснее для природы их утилизировать.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены