РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Промежуточные итоги реализации на региональном уровне мероприятий, направленных на развитие родных языков народов России

Одним из ключевых заданий государственной языковой политики является всесторонняя поддержка процесса обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации. С этой целью в мае 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации была утверждена ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», одной из задач которой является выработка на основе определения актуального состояния языков из числа языков народов России, в том числе русского языка, комплекса мер по их поддержке и развитию, разработке эффективных механизмов реализации государственной языковой политики.

В настоящее время по заказу Министерства просвещения реализуется ряд государственных контрактов, направленных на поддержку языков народов России. В рамках одного из таких контрактов был проведен сбор данных, отражающих основные результаты реализации основных задач языковой политики государства.

В опросе приняли участие руководители и педагогические работники образовательных организаций общего и дополнительного образования, а также представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Всего в опросе приняли участие представители органов исполнительной власти 29 субъектов Российской Федерации, 7,5 тыс. руководителей образовательных организаций и 55 тыс. педагогических работников.

Основная цель опроса заключалась в подведении промежуточных итогов реализации на региональном уровне мероприятий, направленных на развитие родных языков и культуры.

Исключительно на русском языке мероприятия проводятся в Новгородской, Московской, Орловской, Липецкой, Воронежской, Пензенской и Ростовской областях, а также Красноярском крае, что обуславливается историческими особенностями формирования населения в этих регионах (рис. 1). Лидером по количеству проведенных мероприятий является Новгородская область (рис. 2). Активно поддерживаются мероприятия по развитию русского, татарского, чувашского, марийского, удмуртского языков, а также мордвы и в Республике Татарстан. В некоторых регионах (Тюменской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике) мероприятия охватывают более пяти языков.

Рисунок 1 - Количество мероприятий в субъектах Российской Федерации

Рисунок 2 - Количество мероприятий в Новгородской области и Республике Татарстан

Мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков народов России, проводятся в разнообразных формах: конференции, практические семинары, мастер-классы, форумы, вебинары, выставки, курсы повышения квалификации, конкурсные мероприятия для педагогов по вопросам преподавания родных языков, олимпиады по родным языкам среди обучающихся.

Конференции, практические семинары и мастер-классы проводятся на постоянной основе. Традиционными формами проведения мероприятий стали вебинары и форумы. А вот выставки проводятся достаточно редко. В Орловской области были проведены две региональные выставки: одна посвящена жизни и творчеству Ивана Сергеевича Тургенева, а вторая – жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. В Республике Карелия также прошло 2 региональные выставки: выставка учебно-методических комплексов по предметам регионального содержания, а также региональная выставка «Дети рисуют Калевалу». В Ростовской области три года подряд проходит региональная выставка «Вечно живое родное слово» (по творчеству донских писателей).

В регионах проводятся мониторинговые и научные исследования, нацеленные на оценку состояния и характера развития языков из числа языков народов России, выявление причин, факторов и условий современного развития языковой ситуации в субъектах Российской Федерации, а также определение характера и динамики развития языковой ситуации в Российской Федерации. В Республике Татарстан на протяжении трех лет проводятся научные исследования по теме «Традиция и современная языковая культура русскоязычного населения Республики Татарстан».

Интересны и специфичны инновационные проекты по развитию и сохранению родного языка и культуры. В Ненецком автономном округе реализуется региональный проект «Образование для населения, ведущего кочевой образ жизни» (Кочевой детский сад), созданы пилотные площадки по обучению ненецкому языку детей дошкольного возраста через погружение в языковую среду при взаимодействии с семьями воспитанников. Ассоциацией ненецкого народа «Ясавэй» проводятся курсы изучения ненецкого языка для всех желающих в рамках программы «Язык – душа народа».

Во многих регионах организованы бесплатные онлайн-уроки по родным языкам. Например, в Республике Татарстан проводится дистанционное обучение татарскому языку «Ана теле».

Следует отметить региональные достижения в этнокультурном образовании и воспитании обучающихся. В Республике Карелия реализуется проект «Этноkoulu как центр этнокультурного образования и воспитания обучающихся». В Республике Адыгея функционирует этноязыковой лагерь «АДЫГLAND», на базе которого школьники, прошедшие конкурсный отбор, на протяжении недели углубленно изучают родной язык, культуру адыгов. Для них проводятся лекции, мастер-классы по народным ремеслам.

Важным аспектом языковой политики является наличие средств массовой информации, распространяемых на родных языках народов России на региональном уровне. Такие СМИ обеспечивают максимальное погружение в языковую среду, способствуют лучшему усвоению норм, правил языка, выработке навыков разговорной речи. Согласно данным опроса такие СМИ имеются в Чеченской Республике, Республиках Калмыкия, Адыгея, Тыва, Карелия, Татарстан, Северная Осетия, Башкортостан, в Чукотском и Ненецком автономных округах, в Тюменской, Омской и Оренбургской областях.

Подводя итоги анализа масштабности и содержательности мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации по сохранению и развитию родных языков и культуры, следует отметить, что во многом их успешность зависит от правильно выработанной стратегии: грамотное планирование обеспечивает качественный результат.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены