РАЗРАБОТКИ
|
Социальные иллюзии в современной РоссииАннотация: преодоление структурного системного кризиса, охватывающего все слои населения и все социальные институты нашего общества, невозможно без избавления от иллюзорных представлений об экономическом, политическом, морально-нравственном и культурном его состоянии. Реальная, а не виртуальная действительность, имеющая внутреннюю логику развития, продуцируется не сама собой, а в результате воздействия на неё социальных субъектов, как коллективных, так и индивидуальных. Искажённое, иллюзорное представление об этой действительности приводит к искажённым, деструктивным действиям социальных субъектов. Это есть аннигиляция и распад социальных связей и всей системы в целом. Возрождение общества прямо зависит от оздоровления сознания трудящихся масс, избавления их от искусственно навязанных им симулякров. Вся жизнь человеческого сообщества невозможна без иллюзий и мифов. Разумеется, природа их возникновения, сущность и степень воздействия на общественные процессы весьма разнообразные и зависят от массы факторов: конкретных исторических условий, внутренних и внешних флуктуаций, ментальности народных масс, социальных связей и отношений и многих других, включая религиозные, антропологические, географические и прочие особенности народной жизни. Для того, чтобы разобраться в механизме взаимодействия социальной реальности и социальных иллюзий, необходим терминологический анализ научно-категориального аппарата, описывающего широкий круг явлений, относящихся к социальным иллюзиям. Оговоримся сразу, что всякая иллюзия, миф, утопия и т.п. могу иметь как негативное, так и позитивное влияние на общественную систему в зависимости от того, преобладают ли в них прогрессивные или регрессивные составляющие. Вот одно из определений: «Иллюзии – искажённые восприятия действительности. Различают два типа иллюзий. Одни вызываются необычными внешними условиями, при которых воспринимаются объекты. Другие обусловлены патологическим функционированием…механизмов, участвующих в процессе восприятия. Представители идеалистической философии нередко используют иллюзии в качестве аргумента для доказательства неадекватности наших восприятий объективному миру. Но уже тот факт, что мы можем выделять иллюзии в качестве особого класса явлений и противопоставлять их адекватным восприятиям, говорит о ложности агностических «выводов». От иллюзий следует отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, возникают при отсутствии внешних объектов» [1, С. 160]. Иллюзии имеют много сходства с миражами и утопиями. Мираж – «обманчивый призрак чего-нибудь; нечто кажущееся» [2, С. 304]. Утопия – «изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования [3, С. 1395]. Но если утопия – это образ идеального, что вовсе не обязательно присуще иллюзиям, и возникают утопии как воплощение социального идеала, благодаря философским трудам Гесиода, Платона, Августина, и других учёных, вплоть до нашего времени, то мираж крайне редко зависит от воли людей, а иллюзия есть полностью плот человеческого сознания. «Они могут возникать и репродуцироваться стихийно, как продукт фантазии, мечтаний, самообмана, но могут быть и результатом сознательной деятельности (мифотворчество, дезинформации, и т.д.). Стихийное и сознательное в зарождении и развитии конкретных иллюзий нередко взаимосвязаны…Они характеризуются как ложные представления, связанные с определенными социальными установками субъекта» [4, С. 96]. Понятие мифа применительно к социальным иллюзиям есть своего рода создание симулякров, оказывающих воздействие на массовое сознание. Необходимо отметить, что иллюзии и заблуждения во многом тождественны, хотя и не однотипны, а социальные заблуждения тесно связаны с философским и социально-философским решением проблемы истины и уже поэтому признаку могут быть типизированы. Глубокий анализ данных феноменов представлен в работах Копнина П.В., Ильенкова Э.А., Гайденко П.В. В современных бифуркирующих общественным системах, к которым относится Россия, опасность социальных иллюзий и заблуждений возрастает многократно, поскольку социальная практика перестаёт быть критерием не только истины, но и объективной действительности. Именно этот парадокс расхождения реальной картины окружающего мира и её восприятия порождает ту глубокую пропасть между социальными ожиданиями и социальными действиями как народных масс, так и всех социальных субъектов. Несоответствие провозглашённого реальному, целей – результатам, обещаний – ожиданиям и их выполнению приводит к утрате не просто веры возможность какого-либо воздействия общества на власть, на социальные процессы, протекающие в этом обществе, но создают почву для глубокой апатии россиян. Следует отметить, что, с одной стороны, мы можем наблюдать протестные настроения населения, но, во-первых, основная их направленность связана с реформированием системы социальных институтов, и носит точечный дискретный характер (экологические протесты (чаще всего в связи с «мусорной реформой», протесты «обманутых дольщиков», против «оптимизации» в системе здравоохранения, роста тарифов ЖКХ, увеличения катастроф)), а во-вторых, эти протесты не представляют собой не только оппозиционной силы, но не способны сформировать даже минимальную действенную альтернативу существующему курсу социальной политики. Элементарный взгляд на социально-экономические показатели (стоимость потребительской корзины от 4065,66 до 10171,27 руб. в зависимости от региона МРОТ 11280 руб. и др.), Рост пауперизации населения на фоне «демографической ямы», и т.п. позволяет наглядно наблюдать картину ухудшения качества жизни населения. Какова же реакция власти? Отсутствие системы прогрессивного налога, игнорирование властью на местах насущных проблем населения приводят народ к мысли о самовыживании. Но выживание и жизнь – принципиально разные в антологическом понимании категории! По мере утраты веру людей в определённые иллюзорные проекты эти проекты и прожекты они заменяют новыми, но худшее в такой замене - как раз утрата иллюзий и десокрализация мифов, приводящие сначала к социальной апатии, а потом и к безразличию. На фоне развенчивания прежних мифов (а наш народ, к сожалению, всегда был склонен к «переписыванию истории») появляются как крайние деструктивные радикальные мифы, искажающие массовое сознание в сторону цинического консьюмеризма, саморазрушения как парадигмы «жизни здесь и сейчас», так и мелкотравчатые в экономическом смысле попытке «выживания вопреки закону» у наиболее активной, предпринимательски настроенной части общества. Общество, в основе которого лежат симулякры, неизбежно сталкивается с распадом реальных связей – будь то институциональные, морально-нравственные, культурные, личностные связи. Иначе говоря, его «скрепы» (о которых столь часто, что неслучайно, стали упоминать субъекты власти) начинают распадаться, что приводит к аннигиляции социальной ткани и экспоненциально приближается к точке бифуркцаии. Но дело в том, что в современных условиях, как внешних так и внутренних, нарастание флуктуации приводит к многовекторному одновременному развитию систем. Данный процесс широко и полно описан в синергетике – принципы становления есть проводники эволюции системы (в нашем случае – возможность выхода из глобального кризиса), к которым относятся: нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, переменная динамическая иерархичность, когерентность. «Это характеристики трансформации, « - пишет Задворный А.Г.», - «обновления системы по пути: старый порядок – хаос – новый порядок» [5, С. 8]. Для нового порядка системы требуется обновление движущих сил общественного развития – наиболее активных, творческих, инновационно мыслящих во всех сферах жизнедеятельности представителей науки, образования, производства, культуры. Движущие силы общественного развития образованны социальными взаимодействиями социальных субъектов. Характер этого взаимодействия определяет направленность социальных процессов (прогресс – регресс, бифуркация – революция – эволюция – коэволюция – деградация – распад) и т.п. Социальным субъектам имманентно присуще разного рода и в разной степени сознания (определяющего его субъектность), способность к деятельности (активной – пассивной, социальной, творческой – асоциальной, деструктивной, и т.д.), изменяющей и подверженной изменениям бытия. Суть социальных изменений выражает триада взаимосвязанных категорий: бытие – сознание – деятельность. В отношение же социальных иллюзий применительно к современной России следует отметить, что их пагубному влиянию подвержены как элиты (иллюзии безнаказанности, вседозволенности), так и народные массы (иллюзии собственного бессилия, веры в «доброго царя», в единственную возможность каких-либо продуктивных преобразований (в плоть до ремонта местной больницы) через «ручное управление». В чём же выход? Во-первых, в избавлении от иллюзий; во-вторых, в реализации потенциала, имеющегося и у предпринимателей, и у всех активных, патриотически настроенных наших граждан, молодёжи в первую очередь, связывающих своё будущее с будущим России. Автор: Литература
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Выбираем инструмент. Советы родителям детей, поступивших на фортепианное отделение. Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка Памятка "Переходный возраст: 5 советов родителям" Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены