РАЗРАБОТКИ
|
Статья. Искусство стать учителем
Есть такие пословицы в великом русском языке: «Какие сами, таковы и сани»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Каков батька, таковы у него и детки». Эти и другие пословицы напрямую касаются задач, которые стоят перед учительством в наше непростое время. Что возьмут дети от нас, чем наполнится их жизнь за 10 лет пребывания в школе? Еще К.Д. Ушинский говорил: ”Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким и знакомым…, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания». «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому, что он младенец” (Евр.,5:12,13)2.
Ситуация на сегодня, на взгляд автора, такова, что человечество стоит перед очень «взрослыми» задачами и ребенку необходим Учитель в самом высоком смысле этого слова. Кризис современного общества затронул практически все стороны жизнедеятельности человека, в т. ч. и педагогическую, создавая сложную ситуацию для развития образовательной среды и педагогики, как науки, в целом. Суть кризиса уже найдена – это опора на формально-логическое мышление и научение. Но все возрастающий поток информации требует интенсифицирования учебного процесса - «особой, социально и личностно детерминированной, целенаправленной деятельности по приобщению человеческих существ к жизни социума». Этот процесс требует глубокого осознания педагогами всех ступеней образовательной системы закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания, формирования личности. Само время требует смены образовательной парадигмы, переосмысления педагогического опыта, накопленного человечеством; осознания истинно основных законов жизни, изменения образа жизни, постоянной работы над неразрывностью связи духовного и физического в каждом человеке. И это можно будет действительно называть преображением внутреннего мира человека: правильно строить взаимоотношения с любыми явлениями и процессами, ответственно подходить к себе и к людям. И если мы сегодня раскроем возможными средствами и методами красоту внутреннего мира наших детей, тогда создадутся возможности для «обеспечения самоопределения личности, для ее самореализации; развития общества; укрепления и совершенствования правового государства». Рассматривая основные категории (воспитание, образование, обучение, развитие, формирование) в педагогике, хочется затронуть одну из основных, на взгляд автора, причин кризиса современного образования и воспитания - уход от духовного труда, отказ от поиска своего предназначения, своего пути для оправдания своей несостоятельности в какой-либо деятельности и даже всей жизни. По сути это можно назвать мифотворчеством. Педагоги, думая, что передают детям знания, на деле передают информацию о знаниях, говоря о воспитании, проявляют назидательность, говоря «умными « словами, даже приводя исторические примеры. А это почти не играет никакого значения в воспитательном процессе. Уже давно люди ( кто-то с помощью ТV, кто – то сам) пользуются раскладом слова воспитание на составляющие его: питание ребенка тем, что сам имеешь. Я. А Коменский писал: ученик – пустой сосуд, который надо заполнять. Кто и чем будут его заполнять? Мы должны осознать величайшую ответственность за будущее, чтобы помочь тем, кто нуждается в нашей помощи, прежде всего детям. Как? Прежде всего, видеть в ребенке не ученика, а человека, который учится. В массовой педагогической практике отношение к школьникам иное. «Мы обычно говорим, – писал С.Л. Соловейчик, – что ребенок тоже человек, хотя и не совсем ясно, по сравнению с кем «тоже» – с нами, что ли? Для себя самого ребенок – человек сегодня, и никакими словами его не убедить, что он еще не человек или недочеловек. Чем искреннее я сегодня вижу в ребенке человека, тем лучше он будет, когда вырастет». Истоки развития личностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические явления – почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог». Говоря о возможностях выбора стратегии образования, можно указать на культурно-творческую модель. Здесь освоение опыта строится не на логике предмета, а гуманистической направленности образования, в процессе становления культурного самосознания, в прямом соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка. Исходный принцип – целостность «картины мира» и человека в нем.Т. е. ориентация не на государство, не на рынок, а на культуру. Это, несомненно, гарантирует наличие духовно-нравственного коэффициента в будущем ребенка в любой сфере общественной практики. Но должны быть и другие составляющие в методиках преподавания в нашем материальном мире. Человек и любая вещь в мире – суть результат взаимодействия. По мнению автора необходимо учиться менять качество взаимодействия, чтобы найти оптимальный и благоприятный вариант воспитания и обучения подрастающего поколения. “Во главу угла сегодня требуется поставить личность ребенка, а не результаты успеваемости по предметам. Нужно возвращать в школу воспитание”. Эти слова из выступления Александра Кондакова, научного руководителя проекта Российской академии образования по разработке федеральных стандартов общего образования, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, в докладе, посвященном теме введения новых ФГОС, еще раз подтверждают то, насколько важны в школе воспитательные программы, направленные на развитие и становление личности, а для этого надо искать ту истину, ту парадигму образования, тех педагогов, рожденных для этой деятельности, чтобы развитие и становление личности было постоянным явлением, а на выходе , как следствие нас ждало прекрасное будущее. Литература: 1. Собрание пословиц и поговорок русского народа. – М.:Крон-Прес,1996. 2. Библия. – М.:Московская Патриархия,1992. 3. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик?//Педагогика,1997,№4. 4. Закон РФ « Об образовании».-М.,1994.
Всего комментариев: 1
1
catrinka • 15:46, 14.10.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены