РАЗРАБОТКИ
|
Вклад династии Рау в в отечественную сурдопедагогику.Большой вклад в Российскую коррекционную педагогику внесли такие исследователи, как Федор Андреевич Рау и Наталья Александровна Рау. Достойными продолжателями дел стали их дети: Елена Федоровна, Зоя Федоровна (практикующий сурдопедагог), Федор Федорович. Вся долгая жизнь Федора Адреевича Рау (1868-1957) была отдана служению благородной цели – помощи людям, страдающим глухотой или отклонениями в речевом развитии. Вопрос о раннем воспитании детей, страдающих глухотой, был поднят представителями интеллигенции на II съезде деятелей по профессиональному образованию в 1895-1896гг. Ф.А. Рау принимал активное участие в строительстве советской школы для глухих детей: в разработке учебных планов и программ, в выработке принципов дифференцированного обучения в школах для детей с недостатками слуха, в разработке методов обучения глухих словесной речи. Федор Андреевич считается одним из основоположников советской логопедии. Разрабатывая вопросы помощи людям, имеющим различные отклонения в речевом развитии, учёный уделял особое внимание методам предупреждения и исправления недостатков речи. Он занимался проблемами заикания, нарушений письма при разных формах нарушения речи, косноязычия. Под его руководством были созданы первые пособия по логопедии, им самим были написаны статьи по разным вопросам логопедии. В качестве одного из средств, используемых при исправлении недостатков произношения, Ф.А. Рау были сконструированы специальные логопедические зонды, применяемые и ныне сурдопедагогами и логопедами. Союзником и помощником в работе Федора Андреевича была его жена Наталья Александровна Рау (1870-1947). Первые шаги в сурдопедагогике были сделаны Н.А. Рау в школе для глухих, где учительствовал в то время её муж. Уже в эти годы работы с детьми дошкольного возраста Наталью Александровну волновала мысль о том, что раннее, дошкольное воспитание глухих может оказать значительное положительное влияние на уровень их общего и речевого развития, а также и взрослых, лишенных слуха. В 1922 г. по инициативе супругов Н.А. Рау и Ф.А. Рау был организован кружок обучения чтению с губ для плохослышащих взрослых. Наталья Александровна обладала даром вселять бодрость духа в людей, подавленных недугом. В1929 г. вышло её первое методическое руководство, предназначавшееся для работающих со взрослыми, - «Чтение с губ. В помощь оглохшим и поздно глохшим». Книга имела девиз: «Подчини глухоту себе, но не подчиняйся ей». Вклад Н.А. Рау в сурдопедагогику заключается также в разработке программ обучения и учебников, методического пособия по дошкольному обучению и воспитанию глухих детей, методическом руководстве садами для глухих детей. Любовь к своей профессии Наталья Александровна и Федор Андреевич передали и своим детям: трое из них стали сурдопедагогами. Дочь Н.А. Рау - Елена Федоровна (188-1969) продолжила и творчески развила идею матери о необходимости как можно более раннего воспитания глухих детей. Елена Федоровна читала лекции по логопедии и сурдопедагогике на многочисленных курсах по подготовке и повышению квалификации логопедов и сурдопедагогов-дошкольников. Она выступала популяризатором методов воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и речи в печати, в таких журналах как «Раннее детство», «Советская женщина» и др. Многолетний научно-практический опыт Е.Ф. Рау отражен в диссертации «Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях», методическое руководство слухоречевыми яслями она продолжала на протяжении всей жизни. Неоценим вклад Е.А. Рау в логопедическую науку: ею созданы программы и учебно-методическое пособие по курсу логопедии, она разработала ряд методических пособий, посвященных исправлению речи заикающихся дошкольного и школьного возраста, исправлению речи при различных видах гнусавости. Сын Н.А. Рау - Федор Федорович Рау (1910-1977) был младшим ребенком в семье. В семье Рау постоянно жил кто-либо из их глухих учеников, часто бывали и глухие дети, и глухие взрослые, приходившие в этот дом за консультацией, советом, помощью. Федор Федорович вырос рядом с глухими, привык общаться с ними. Свою работу в качестве учителя школы для глухих он начал ещё будучи студентом, а затем, после окончания института, продолжил работать с глухонемыми подростками. Федор Федорович интересовался возможностями жестовой речи, большое внимание уделял раннему обучению глухих, восстановлению устной коммуникации оглохших, а также вопросам, связанным с проблемой интеграции. Труды Федора Федоровича были признаны научной общественностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Разносторонняя научная творческая деятельность Ф.Ф. Рау неоднократно отмечена премией им. К.Д. Ушинского. Всемирная федерация глухих наградила его, первого из отечественных ученых-сурдопедагогов, высшей наградой – Орденом первого класса. Ф.Ф. Рау были свойственны истинная гражданственность и большое личное обаяние. Он был неравнодушным к вопросам и нуждам педагогов, родителей, своих многочисленных учеников, что снискало ему глубокую любовь, огромный нравственный авторитет у всех, окружающих его. На сегодняшний день продолжают работать многочисленные сурдопедагоги-практики и логопеды, которые приобретали знания и навыки работы под руководством членов династии Рау, их учеников и последователей.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены