РАЗРАБОТКИ
|
Разитие информационно-графической культуры учащихсяАвтор: Павлов Айсен Егорович Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проектная работа на тему: «Развитие информационно-графической культуры учащихся 11 класса (на примере изучения темы «Преобразование графиков элементарных функций)». Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, развитие информационно-графической культуры старшеклассников вытекает из Национальной доктрины образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования. В связи со стратегией российского образования, информационно-графическая культура обретает роль «второй грамотности», становясь центральным феноменом общей культуры человека, в которой все шире используется представление информации в виде графических зависимостей как наиболее экономичных, наглядных и содержательных. Развитие информационно-графической культуры учащихся, овладение ими графического языка, используемого в науке, технике, производстве и других областях жизнедеятельности человека, крайне важно, поэтому мы уделяем ему столь значительное место в учебном процессе. Целью работы является разработка заданий по теме «Преобразования графиков элементарных функций» с использованием программного средства для развития информационно-графической культуры учащихся 11 класса. Разработана гипотеза, что использование программного средства для разработки заданий по теме «Преобразование графиков функций» будет способствовать развитию информационно-графической культуры учащихся. Для подтверждения гипотезы и достижения цели поставлены следующие задачи:
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. (2:20) В первом параграфе рассмотрены, понятия математическая культура, информационно-графическая культура и их развитие в постиндустриальном мире. Математическая культура - целостное образование личности, характеризующееся высоким уровнем овладения ими математическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к получаемым знаниям, развитой способностью к рефлексии своей деятельности, владением специальным способом приближенного описания некоторой проблемы, позволяющим при её анализе применять формально-логический аппарат математики, и технологией обучения этому способу на различных уровнях образования. Информационно-графическая культура – это совокупность знаний и навыков эффективного пользования наглядной информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации, использования, и передачи её графическим и речевым способами. Развитие информационно-графической культуры учащихся есƯ҄ процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Развитие информационно-графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышлений средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. О. А. Шевчук отмечает, что растущее применение информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования. Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время. Следуя, высказыванию Захарова для наиболее полной передачи информации по преобразованию графиков на уроках по математике нами было решено использовать компьютерные программы графопостроители. Сравнив графопостроители по функциональности, мы остановили выбор на УМК «Живая Математика» продукта фирмы Key Curriculum Press. (3:20) На базе МБОУ «Атамайская СОШ» Горного улуса была проведена экспериментальная часть дипломной работы. В классе 14 учеников 9 девушек и 5 мальчиков. По итогам электронного анкетирования среди учителей более 70% опрошенных считают, что развитие информационно-графической культуры сыграет важную роль в дальнейшем обучении учащихся. Таким образом, поставлена цель – разработать уроки с поддержкой информационных технологий для развития информационно-графической культуры учащихся 11 классов. Перед тем, как начать экспериментальную работу нами были разработаны лекция «Преобразование графиков элементарных функций» и отдельные модули для практических работ на ПК. Анализ анкеты, опроса и беседы проведенных, в экспериментальном 10 классе на констатирующем этапе, 2010-2011 учебном году показал, что у 40,5% класса более развито информационно-графическая культура, чем у остальных 59,5% учащихся. {Круговая диаграмма} На формирующем этапе было проведено экспериментальное обучение с запланированными уроками с поддержкой информационных технологий в течении месяца. Цель данного эксперимента: развить информационно-графическую культуры учащихся. Для изучения нового материала и его закрепления использовались «Microsoft Power Point» и УМК «Живая математика». А для обобщения и систематизации знаний и умений использовались «Microsoft Excel», «Microsoft Power Point», «Тесты» и УМК «Живая математика». На контрольном этапе педагогического эксперимента проведены контрольные срезы, компьютерные тесты по пройденным разделам изучаемой темы. По итогам экспериментальной работы в МБОУ «Атамайская средняя общеобразовательная школа» в одиннадцатом классе, по результатам контрольных срезов учащиеся показали, что тему «Преобразование графиков элементарных функций» усвоили хорошо. Более 80% учащихся сдали контрольные работы на качественную оценку. Таким образом, использование программного средства для разработки заданий по теме «Преобразование графиков функций» способствует развитию информационно-графической культуры учащихся. 1. В ходе исследования проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литература по использованию информационных технологий в учебном процессе. 2. Использование на уроках информационных технологий позволяет:
3. Экспериментально проверена эффективность использования уроков с поддержкой информационных технологий в процессе обучения алгебре и началам анализа учащихся 11-го класса МБОУ «Атамайская СОШ». Также дипломная работа была отмечена грамотой на VIII НПК студентов ИМИ и ФТИ СВФУ «Преподавание предметов физико-математического цикла в современной школе и опубликована в сборнике статей «Научно-исследовательская работа студентов по теории и методики обучения математике». 4. Преимущество уроков с поддержкой информационных технологий перед другими формами состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности (при необходимости УМК «Живая математика» копируется на любой цифровой носитель, не требует установки, ученик всегда может повторить тот материал, который на уроке не понял). Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках, есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению математике, даже индивидуальное обучение каждого ученика. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовка различных модульных заданий для каждой группы.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены