РАЗРАБОТКИ
|
Культура педагогической деятельностиКоличество научных студенческих конференций различного уровня и направления, проводимых учебными организациями, научными обществами и министерствами, год от года растёт. Всё больше студентов нашего региона под руководством педагогов начинают заниматься научными исследованиями в различных областях знаний. Три года в нашем колледже проходит студенческая научно-практическая конференция «Первые шаги в науке». Тематика научных исследований участников обширна. Как один из организаторов конференции я знакомлюсь с текстами представленных тезисов. По качеству материалов уже можно судить о том, какие отношения связывают преподавателя и студента: единомышленники они или случайные попутчики, а может, и вообще посторонние друг для друга люди. При желании можно оценить и степень личных качеств научных руководителей, их уровень педагогической культуры. Конечно, не все работы авторов являются действительно научными исследованиями, многие из них представляют собой очень хорошие исследования реферативного характера, но сделанные с душой и любовью, позволяющие ребёнку открыть для себя что-то новое, помочь ему подняться на ступеньку выше своих сверстников. Но каждый год я встречаю откровенный плагиат или отписку: реферат, излагающий параграф учебника. Иногда докладчики в присылаемых тезисах даже не утруждаются убрать Интернет-ссылки в тексте, которые появляются при прямом копировании! А сколько докладов, которые шагают от конференции к конференции в течение года, даже не меняя своего названия! А как же культура педагогической деятельности? Как же основные принципы педагогики? Что это? Желание получить заветный документ, чтобы написать в своем отчёте «Я участвовал в научной работе»? Или неспособность организовать научное исследование и незнание, как это сделать (даже в реферативном виде)? Или безразличие преподавателей и студентов? Почему научные выступления наших студентов так плохо и некачественно подготовлены? Или это уже стало нормой и для преподавателя заниматься отписками? Но тогда как можно воспитать нравственного, честного, ответственного студента, если мы сами подаем пример нечестного отношения к делу? Конечно, в век современных технологий, больших скоростей Интернет - один самых наиболее часто используемых всеми ресурсов даже в образовании. Проще и быстрее в сети найти информацию, книгу, статью, чем потратить время и пойти в библиотеку. Но использовать прочитанную информацию можно по-разному: просто копировать или работать с ней, вырабатывая свой подход, излагая свои мысли, идеи, соглашаться или нет с идеями авторов. Мишель Монтень, мастер психологического анализа, писатель, ещё в 16 веке отмечал: «…Пустоголовые писаки нашего века, вставляя в свои ничтожные сочинения чуть ли не целые разделы из древних писателей, дабы таким способом прославить себя, достигают совершенно обратного. Ибо столь резкое различие в яркости делает принадлежащее их перу до такой степени тусклым, вялым и уродливым, что они теряют от этого гораздо больше, чем выигрывают».[3, с. 231]. За последние годы образование пережило бесчисленное количество реформ и нововведений. Появились новые технологии, методики, изменилось и отношение государства к учителю. Но разве при этом могли поменяться духовные ценности педагога? Неужели с годами ничего не меняется? Мне захотелось разобраться, почему всё это происходит. Образовательная деятельность современного преподавателя и мастера производственного обучения выстраивается в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, выпущенных три года назад. Современный преподаватель должен продумать, разработать и апробировать большое количество учебно-методических документов. Это и рабочие программы, и пособия по проведению практических и лабораторных работ, и рекомендации по организации и контролю самостоятельной работы студента, а также самое трудоёмкое – создание комплектов оценочных средств (не только по оценке знаний, умений, практических навыков, но и по оценке уровня сформированности общих и профессиональных компетенций). С учётом того, что мы создаём комплекты самостоятельно, с нуля, это огромный вал работы. Да ещё и обязательный мониторинг учебного процесса каждого студента, без которого непонятно, правильно ли мы учим, всё ли предусмотрели, отслеживается ли путь формирования компетенций! Поэтому часто преподаватели говорят: «Нам некогда учить, мы всё время пишем различные документы». Не забудем о показателях оценки деятельности самого преподавателя: количество призёров олимпиад, конкурсов, частота участия в конкурсах, работа по методическому обеспечению учебного процесса, количество выступлений различного уровня, участие в профессиональных конкурсах, в работе научно-практических конференций, победы в них. Все это положено в основу оформления эффективного контракта педагога, что существенно может повлиять на оплату труда, присвоенную категорию. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в колледж приходит не всегда мотивированная на учение молодежь. Подчас не желающая ничего делать, плохо образованная, безынициативная. Конечно, развитие инициативности у студентов, их способностей к инновационной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность – это обязанности педагога. А с другой стороны, развитие мотивации у студента напрямую зависит от уровня мотивированности самого педагога. От того, как сам преподаватель относится к своей работе, к тому, работает ли он по призванию, в конце концов. Социальная среда изменяется с бешеной скоростью, и задача педагога – формировать компетенции, навыки, необходимые для успешной адаптации студента в социуме. Это очень сложная задача: во–первых, необходимо понять, что и как необходимо делать, а во-вторых, ещё и вовремя и результативно принять участие в этом процессе формирования. С одной стороны, педагог работает по эффективному контракту, с другой – он выполняет высоконравственную миссию. Конечно, научные изыскания студентов, осуществляемые под руководством преподавателей, которые параллельно с преподавательской деятельностью занимаются исследованиями в свободное от учебной работы время, отличаются от настоящей академической науки. Обучение – вот главное направление работы для преподавателя в колледже, занятия же научными исследованиями (своими и студенческими), как правило, интересуют его, в первую очередь, для получения категории, а уже во вторую – для реализации исследовательских интересов. Не всех прельщает бесплатное занятие наукой. «Несомненным и решительным в подавляющем большинстве действий людей в истории управляют не мотивы разума, не добрые намерения, не идеальные или идеалистические мотивы, а потребности и интересы» [6] Сегодня весь мир, прогнозируя и планируя развитие любых областей науки и промышленности, использует технологии форсайтных исследований с применением метода Дельфы. Форсайт (с английского языка) – это видение будущего. Метод помогает рассмотреть возможные варианты развития науки, общества, промышленности, образования и других отраслей, оценить это развитие и скоординировать на их основе принятые решения. Обычно исследование охватывает 10 – 20 летний период. В 2012 году Сибирским Федеральным Университетом Центра стратегических исследований и разработок был подготовлен доклад в рамках проекта «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России – института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 года, как основа государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере (исследование с использованием методологии Форсайта)». [1] Вывод, к которому пришли исследователи, таков: образование находится в глубоком кризисе. Существует большой разрыв между потребностями рынка труда и теми «специалистами», которые выпускают вузы, а значит, и колледжи. Падает престиж преподавательского труда. «Кризис высшего образования проявляется в размывании функций образовательных институтов: «образовательные события индивидуальности» уходят из стен колледжей и университетов, а последние начинают превращаться в образовательные супермаркеты или социально-адаптирующие учреждения» [1,с.8] Наблюдается имитация и фальсификация образования, которая принимает массовый характер: «студенты делают вид, что учатся, преподаватели делают вид, что учат». Ни для кого не является секретом, что списывание и плагиат контрольных, курсовых, дипломных работ и даже ЕГЭ приобрело в нашей стране массовый характер. Повсеместно покупаются экзамены, дипломы. Достаточно большая часть студентов работает, им некогда учиться. Поэтому часто у преподавателя, ведущего учебные занятия на старших курсах, складывается впечатление, что он работает на заочном отделении, а не на очном. [5] Исследователи отмечают и имитацию образовательных реформ: «…администраторы делают вид, что руководят модернизацией, преподаватели делают вид, что модернизируют исследовательский, образовательный процесс и т.д.». Осуществляются различные «модные» нововведения, например, внедряются балльно-рейтинговые системы, менеджмент качества и т.п., которые очень часто сводятся к появлению дополнительных регламентов, «записей» и т.д., не оказывая влияния на реальное качество результатов обучения.» [1, с.20] Директор Института социологии РАО, доктор психологических наук профессор Владимир Собкин в интервью «Учительской газете» сказал: «Как бы программа, как бы учебник, как бы эксперимент.... Всё имитация!», а имитация деятельности «...порождает и имитацию системы оценивания достижений учителя и ученика» [4] Причиной всех этих негативных явлений является кризис образования, вызванный переходом от волны индустриального проекта «Просвещения- 1» к волне проекта «Просвещение -2». На данной схеме, приведенной в отчете Форсайт-исследования, видно, что переход осуществляет весь мир. Но нахождение каждой страны в определенном периоде различно в силу разного уровня развития экономики, политических убеждений. Самым опасным периодом является тот самый переходный период, называемый имитацией образования, в котором находится наша страна. В результате стратегического анализа учеными сделан вывод: «При исследовании вариантов возможного будущего высшей школы в России тема «фальсификации и имитации» в деятельности высшей школы не может игнорироваться. Однако преодоление (или снижение уровня) имитации и фальсификации не является «внутренним делом» высшей школы, искомые управленческие и политические решения должны затрагивать экономику и общество в целом» [1, с. 20] Принимая во внимание вышесказанное, становится понятным, почему научные исследования студентов часто являются все той же имитацией. Если уж государство и ученые мужи говорят об имитации, плагиате во всех сферах образования, то, что можно спрашивать со студента? Но если всё это известно, то почему мы продолжаем забывать о педагогической культуре? Да, сегодня в образовании изменилось многое, но неизменным остаётся один фактор, решающий всё: личность учителя, педагога, его культура педагогической деятельности. Педагог должен быть настоящим профессионалом, чтобы передавать своим ученикам положительный социальный опыт, прививать знания, умения, духовные ценности, развивать творческие способности, искать пути и способы, которые помогут студенту выбрать свой путь, «стать тем, чем он стать хочет и может». Он должен вызывать доверие к себе, быть честным, открытым, уметь ли начать всё сначала в любой момент. Только при этих условиях развития нравственно-эстетических отношений как к студенту, так и своей работе наш ученик становится личностью, приобретает способность ставить цели, оценивать результат своей работы, выходить из стен колледжа квалифицированным, компетентным, ответственным, творческим, готовым к профессиональному самосовершенствованию конкурентноспособным специалистом, как того требуют реалии нашего времени.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены