РАЗРАБОТКИ
|
Эссе к конкурсу "Учитель года"
Анекдот в тему:
Трудно жилось в лесу мышкам: лиса обижает, врагов больше, чем друзей. Защищаться надо, да нечем. Пошли они за советом к Филину: - Ты самый мудрый в нашем лесу. Скажи, как нам защищаться, как сделать, чтобы нашим детям стало жить в лесу безопасно? - Всё проще простого! Отрастите колючки, как у ежей. Тогда никто вам не будет страшен. Мышки в восторге от такого простого решения праздновали всю ночь, а наутро поняли, что не знают, как отращивать колючки. Снова пошли за советом к Филину: - Скажи, мудрейший, а как отращивать колючки? А в ответ слышат: - Ну-у-у! Это тактика, а я занимаюсь стратегией. А мы, педагоги, занимаемся и стратегией и тактикой. Помимо осознания и принятия основных целей воспитания и образования (это стратегия) мы обязаны выстроить и преодолеть маршрут их достижения, при этом учитывая и корректируя желания и возможности участников этого процесса: детей, родителей и коллег-педагогов (это тактика). У каждого педагога своё педагогическое кредо, своя философия. Но ни один хитроумный стратег и тактик не научит в одиночку «отращивать колючки» у наших ребят. Если наш малыш даже посещал детский сад и сейчас учится в школе, он имеет не такой уж большой «багаж» социального опыта. А если этот опыт не назовёшь позитивным? Если есть учебные трудности? Вырастет ли на такой почве адекватная самооценка и чувство достоинства? Согласитесь, чем больше умелых и любящих рук подхватят и поведут нашего малыша, прививая интерес и любовь к разным отраслям искусства, спорта, знания и ремёсел, тем больше единомышленников он может встретить на этом увлекательном пути. Даже если интерес пока не проснулся, даже направление не определилось, пусть наш ребёнок занимается в секциях, студиях и кружках. Ведь дорогу осилит идущий. Может быть, на этом пути маленький человек встретит своё будущее призвание, дело всей своей жизни. И даже если не так. Если наш малыш непоседа (и это ещё мягко сказано), если на него постоянно жалуется воспитатель, а потом учитель. Если мы уже побывали с ним (и не раз) и у психолога, и у невропатолога (уж очень он своеобразен: особенный ребёнок). Если мы уже поняли, что в одиночку не справиться – занятия в секциях и студиях, а значит, пребывание в разных детских коллективах, участие нескольких профессиональных педагогов постепенно помогут решить проблемы поведения. Если мы, сетуя на материальные трудности (ведь занятия часто приходится оплачивать), решаем сэкономить на занятиях ребёнка, понаблюдайте, чем заполнен досуг нашего малыша. Не посвящено ли всё свободное время только выполнению безразмерных домашних заданий. Если так, ситуацию срочно надо менять. Часто дети долго сидят за уроками потому, что просто некуда торопиться: ведь бесцельно слоняться по двору родители не разрешают, телевизор и компьютер – тоже. Но какой вред нанесёт привычка отсиживаться, делая вид, что занят уроками! Очевидно, что у такого ребёнка к подростковому возрасту не будет друзей, а значит, он будет рад любым случайным контактам, лишь бы на него обратили внимание. Либо будет страдать от одиночества. Обеспечивая занятость детей, часто подсознательно мы отводим ей роль заполнения досуга – лишь бы чадо было присмотрено! Приоритеты отданы развитию интеллекта, а всё остальное прощается. Но хочется обратить ваше внимание на роль эмоциональной сферы - “нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестёр - ума и воли”. Эмоциональность, импульсивность воспринимается как некий недостаток в развитии. Действительно ли дорогу в познании прокладывают учёные, а не сумасшедшие фантасты и прочая философская и артистическая братия, воспринимающая жизнь “нервами своей души”? Насыщая ум ребёнка огромным объёмом познавательного материала, увеличивая темп жизни, приучая к цивилизованным формам проявлений, мы не должны забывать, что, убивая эмоциональность, мы в итоге убиваем и саму вероятность рождения новой нестандартной мысли. Чего мы добьёмся, делая из детей холодных, равнодушных энциклопедистов, которым жалко тратить время на праздники? Мести по отношению к тем, кто не давал права на полёт фантазии и чувств. Поэтому, насыщая умы наших детей, нельзя забывать о детских душах. Иначе пройдёт несколько лет, и мы начинаем решать такие типичные проблемы. На приёме у психолога: • Я не знаю, что делать с моим сыном. Он целыми днями сидит перед компьютером. Только играет и больше ничем заниматься не хочет. • Моя дочь совершенно отбилась от рук. На уме одни наряды, дискотеки. Дома практически не бывает, дерзит! Об учёбе даже и не думает. • Я бы хотела получить консультацию по профориентации. Уже 9-й (или 10, 11-й) класс! Надо определяться, где учиться дальше. Хотя бы, в какой сфере выбирать профессию. Наша дочь никаких желаний не высказывает. Говорит: вам виднее… • Как убедить сына не бросать институт? Проучился 2 года, а как началась практика – заявил: «Это не моё! Лучше в армию пойду!» А с таким трудом поступали. Столько средств на репетиторов потрачено! Кто-то из великих педагогов сказал, что воспитание детей надо начинать с момента рождения их родителей. Нам это не дано, но ещё не поздно предостеречь родителей: «Знакомые проблемы. Не так ли? Но если они пока не коснулись лично Вас, давайте подумаем, как их избежать. Что уже сейчас можно сделать, пока Ваш ребёнок ещё мал, но зато ему всё интересно и до всего есть дело. Он с энтузиазмом принимается за любое новое дело и, если ему ничего не предлагается, готов найти себе занятия сам. Пока у Вас другая проблема: как удержать на месте маленького непоседу. Но Вы так устаёте на работе, да и не хочется превращаться в домоседа-няньку, ведь Вы ещё так молоды! И вот юные папы предоставляют эту проблему решать не менее юным мамам. Но, вопреки расхожему мнению, что каждая женщина знает, как потратить деньги и как воспитать детей, большинство юных мам вопросы воспитания ставят в тупик. И тогда они делегируют обязанности по надзору за единственным и ненаглядным ребёнком детскому саду (няне, учителю для подготовки к школе и т.д.), далее следует учёба в школе, «продлёнка» в начальных классах. Кажется, проблема решена, ребёнок присмотрен и учится не хуже других. А если учится неважно (конечно же, есть причина: с учителем не повезло!), зато послушен и под контролем. Но проходит немного времени, и Вы с досадой замечаете, что Ваш повзрослевший малыш, уже подросток, потихоньку выходит из-под контроля, начинает «халтурить» с уроками и не знает, чем занять свободное время. Обидно, но это факт: пока малыш не мог сам ходить на занятия в секции, студии, школу искусств и т.д., он хотел, он был готов это делать с Вами. А теперь, когда он вполне самостоятелен, он уже мог бы, да вовсе не хочет этого. И вот Вы пытаетесь решить проблему, которой могло бы не быть. Неблагодарное дело - искать виновного, отбившего желание и интерес. Есть объективные законы, согласно которым в дошкольном детстве ребёнок развивается в игре, и в ней же формируются предпосылки полноценной учебной деятельности и деятельности общения. Как раз в этот период Ваш малыш буквально требует, чтобы с ним занимались, играли. Если Вы рассчитываете на некий усреднённый образовательный уровень, можете ограничиться основным образованием и воспитанием, которые может предоставить детский сад и школа. Но, к сожалению, они не могут обеспечить ребёнка гарантией того, что уровень полученного им основного образования достаточен для дальнейшего обучения и творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Единственные возможности решения проблемы – в использовании всего арсенала системы дополнительного образования. Никто, кроме Вас, родителей, не сможет выстроить ту самую индивидуальную траекторию развития Вашего ребёнка и никто, кроме Вас, не в состоянии ей следовать. Не пропустите этот возраст, пока ребёнку всё интересно, пока он хочет и готов развивать свой потенциал. Чтобы жизнь вашего ребёнка состояла не только из учёбы и выполнения домашних заданий, чтобы она была наполнена радостями, успехами и поражениями в спорте, музыке, танцах, ремёслах и других сферах деятельности, чтобы души взрослели и наполнялись вместе с умом, начните путешествие по этому увлекательному миру вместе с детьми. Нужно только сориентироваться в тех возможностях, которые предоставляет Вам не только обязательное, но и дополнительное образование. Чтобы сделать правильный выбор своего жизненного пути, пусть малыш попробует себя в разных видах деятельности у разных опытных педагогов». Дело воспитания и обучения детей – это не удел талантливых одиночек. Это дело единомышленников: любящих, знающих и умеющих научить всему, что любят и знают сами. Кольцова М.В. - мама, педагог, детский психолог, стратег и тактик.
Всего комментариев: 1
1
• 22:59, 02.05.2012
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены