РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методы закрепления знаний на уроках истории / Из опыта работы/

Преподавание истории в школе требует принципиально новых подходов, а те изменения в духовной жизни нашего общества, которые произошли в последнее время, дают возможность объективно освещать события, факты, явления, роль личности, судьбы людей и многое другое. Новые времена ставят новые подходы, вопросы. Возрос объем изучаемой информации, расширилась источниковедческая база, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. Сегодня учителя и методисты ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Можно ли избежать общей тенденции рассматривать преподавание истории как поглощение определенной суммы знаний? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. По всей видимости, с моей точки зрения основной целью преподавания истории в школе является саморазвитие школьника и как личности, и как культурно – исторического субъекта. История должна ставить учеников перед проблемами пространственного вывода, показывая сложность и неоднозначность оценок исторического события.
Ученики должны получить право на субъективность и пристрастность суждений, на обоснование своих решений пространственных проблем истории. Прочные знания учащиеся могут получить лишь в том случае, если учитель сможет их искренне заинтересовать, настроить на отработку знаний и умений на протяжении всего курса. Наиболее эффективно изучение исторического материала возможно лишь в том случае, когда учитель использует все разнообразные способы передачи знаний, применяет не- стандартные формы организации уроков.
Современное обучение, с моей точки зрения, обязательно должно быть построено на интерес, с учетом психологических особенностей детей. Поэтому я считаю, что наибольший успех приносят так называемые активные формы работы, способные в большей степени стимулировать процесс познания. Большую пользу приносит подготовка и защита докладов, рефератов, дискуссии, викторины, заполнение и составление кроссвордов, решение проблемных и логических задач, составление планов – конспектов. В данной статье я не рассматриваю использования ИКТ в учебном процессе, ( это уже отдельная тема )
Использование данных приёмов должны опираться на индивидуальный подход к каждому ученику. Большое значение в учебном процессе имеет закрепление полученных знаний. После объяснения нового материала всегда необходимо выделять время на обобщение, закрепление изложенного материала.
При закреплении содержания отдельных разделов удобно пользоваться специальными статьями из учебных пособий. Закрепление не должно сводиться к механическому заучиванию части учебного материала, а должно помогать учащимся использовать полученные знания. Ведь всегда ли ученику интересно работать с учебником? Наверное, нет. Это зависит и от интереса к предмету, и от умения работать с учебником. Хорошим методом закрепления материала являются беседы по серии таблиц, карт. Например, при закреплении темы развитии России в XІX очень удобно пользоваться таблицами: внешняя политика России в XІX вв, внутренняя политика России в XІІІ вв., и т.д. Рассматривая, сопоставляя, сравнивая, выделяя главное и отбрасывая ненужное, учащиеся проделывают большую работу, тренируют память, логическое мышление, воображение. При рассмотрении темы «Искусство XІX в.», в поисках новой картины мира ребятам давалось задание подготовить доклады по творчеству Францисско и других живописцев XІX века. После заслушивания докладов и просмотра иллюстрации, учащиеся сделали правильный вывод о формировании нового стиля живописи, отметили его характерные черты. Способы закрепления, рассчитанные на соображение, предполагают решения задач, требующих практического использования полученных знаний и умений.
Одним из методов закрепления полученных знаний является их проверка на уроке. Внимательно следя за ответом товарища, ученик мысленно повторяет материал, освежая его в памяти, внося необходимые коррективы. Закрепление происходит и во время изучения нового материала, связанного с предыдущим.
Основываясь на уже известных фактах, постоянно на них ссылаясь, учитель добивается от учеников упрочения их знаний, развития на уже новом материале: старые знания используются для приобретения новых, обогащённых осмыслением старых.
Дополнить и углубить полученные знания помогают и межпредметные связи. Например, рассказывая о Крымской войне, необходимо вспомнить о государственных, расположенных вокруг Чёрного моря, проливах, соединяющих его со Средиземным морем. /Использовать карту/. Это даёт возможность учащимся лучше понять, как эскадра Франции и Англии оказалась у наших берегов. При изучении темы «Время технического прогресса» учитель не обойдётся без знаний по химии, физики, биологии, для характеристики исторических личностей не обойтись без литературных произведений Л.Н. Толстого, А. Дюма, В. Скота и др. Под пером этих авторов сухие исторические персонажи обретают знания учащихся, поэтому необходимо совершенствовать эту связь.
Одним из способов закрепления и углубления знаний является работа с учебником. Вариантов работы с учебником существует множество. Работа по составлению плана параграфа один из них. Составленный учеником план представляет собой не только краткое изложение темы, но и стимулирует его мыслительную деятельность.
Помощь в закреплении знаний могут оказать различного рода таблицы. Например: «О положении с научными кадрами 1985 -1995 гг.» дают таблицы занятости и выезда ученых за рубеж. Такие таблицы составляются сравнительно быстро и не требуют большого времени.
Углублению знаний учащихся помогают и подписи под иллюстрациями. Некоторые из них содержат небольшие логические задания для школьников. Содержание иллюстрации позволяет часто составить логические задания. В качестве примера возьмём иллюстрацию «Строительство Сибирской железной дороги».
Могут быть предложены следующие задания:
1. С какими трудностями сталкивались строители железной дороги?
2. В чём причина низкой производительности труда путёвых рабочих?
3. В чём выгода близкого расположения леса от железнодорожных путей?
Дополнительным подспорьем является работа с документами, источниками. Например, можно дать проанализировать детям письмо графа Блуского королю Франции и ответить на вопросы:
1. Какие отношения возникли между королём и графом?
2. Что сказано о том, как граф исполняет свои обязанности?
3. Как оправдывает свои враждебные действия против сеньора?
Для закрепления можно использовать решение и составление кроссвордов
Большую помощь оказывает тестовая система проверки знаний. Тестирование облегчает работу учителя и упрощает проверку знаний. Тестовые задания не только контролируют, но и способствуют усвоению новой информации, систематизации знаний. Тесты используются и как способ текущей проверки, и как контроль на уроках повторения. Тестирование можно комбинировать с контрольными вопросами. Целесообразно использовать тесты для самопроверки и работы в группах. При использование тестов необходимо соблюдать индивидуальный подход к различным категориям учащихся /См. Приложение/.
В качестве домашнего задания старшеклассникам уже знакомым с формой работы, можно предложить самостоятельно составить тест, используя материал учебной темы. Цель такой работы – не только проверить усвоение материала, но и оценить степень осмысления информации, создать условия для применения знаний.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является организация самостоятельной учебной работы.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, формирование и развитие умений и навыков , обобщение и систематизация знаний. Назначение самостоятельной работы, развитие познавательных способностей, инициатива в принятии решений, творческое мышление. Содержание работы, формы её выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнять работу до конца.
В настоящее время получает широкое разнообразие самостоятельная работа школьников по изучению общественных процессов с применением статистических методов исследования. На мой взгляд, представляется перспективным самостоятельной работа школьников по моделированию. Большие возможности для повышения качества обучения предоставляет самостоятельная работа школьников с картой. При этом можно использовать приём реконструкции исторического факта, события.
Переосмысления опыта прошлого с учётом современных реалий позволяет сформулировать основные требования к организации самостоятельной работы школьников в процессе обучения.
Естественно, различные виды самостоятельных работ способствуют более глубокому закреплению изученного материала.
Достаточно большую роль в историческом образовании выполняют внеклассные мероприятия. Как только ученик впервые переступил порог кабинета истории, учитель обязан стремиться пробудить интерес к изучаемому предмету. Одним из выводов такого мероприятия является организация различных соревнований в виде КВН, «Поле чудес», театрализованные представления, проведения олимпиад. Сотрудничество учителя и школьников, занятых в этих мероприятиях, продолжаются и на уроке, облегчая решения многих учебных и воспитательных задач.
Историю следует изучать не только в школе, но и за её стенами. Богатую возможность для пополнения исторического багажа даёт краеведческая работа, как в школе, так и изучение истории зарубежных стран за счёт контактов с людьми живущих в этих странах.
Подведение итогов познанием школьников помогает районная олимпиада по истории, основной задачей которой является повышение интересов к изучению истории и самостоятельное творческое изучение предмета.

Приложение 1.

Русь, Запад и Восток XІІІ - XVІ в.

Семинарные занятия по теме
Русские князья после Батыева нашествия:
Выбор политический и религиозный.
«Вопросы и задания к тексту источника».
«Сказание о жизни Александра Невского».
1. Подумайте, в каком случае мы сможем извлечь из текста «Сказания» больше сведений?

*** Если мы будем рассматривать это произведение как источник сведений о политических и военных событиях Руси в середине XІІІ в.

*** Если мы на основе текста попытаемся оценить особенности мировосприятия, самосознания обитателей Руси XІІ – XV вв.

*** Если нашей целью будут воссоздание образа реального исторического деятеля – князя Александра Ярославича.

*** Что даёт текст «Сказания» для решения каждой из этих задач?

Приложение 2.

Тест № 1

Путём референдума к Германии была присоединена:
а) Восточная Пруссия;
б) Судетская область Чехословакии;
в) Чехия;
г) Моравия;
д) Саарская область;
е) Австрия.

Тест № 2
Сипаи – это:
а) феодальные князья в Индии;
б) откупщики поземельного налога;
в) наёмные солдаты – индусы в английской колониальной армии;
г) индийские крестьяне – арендаторы.

Тест № 3

Церковь святого Ильи в Киеве существовала уже во времена:
а) Основателя города князя Кия;
б) Аспольда и Дира;
в) Олега;
г) Игоря;
д) Княгини Ольги.

Приложение 3.

Рабочий лист № 1
Таблица 1.

Проанализируйте данные таблиц и запишите ответы на вопросы.
Производство хлеба в 1909 – 1913 г.

Социальные группы Валовые млн. пуд. Сборы
%
Товарный млн. пуд Хлеб
% %
Помещики
600 12 281 21,6 47
Крестьяне
4400 88 1019 78,4 23,2
Зажиточные
1900
Середняки
2500 38 650 50 34
Бедняки
50 369 28,4 14,7
Итого
5000 100 1300 100 26

1. О каких особенностях развития с/х России начала XX в. можно узнать из данных, приведённых в таблице?
2. Какие группы населения в России являлись основными производителями хлеба?
3. Чьи хозяйства довели наибольший процент товарного хлеба?

Методы закрепления и углубления знаний на уроках истории/ из опыта работы/



Елфимова С.А. учителя истории
МОУ «СОШ с.Моховое» Саратовская область Ершовский район.

Всего комментариев: 1
avatar
1 • 15:58, 23.12.2010

ДЕКЛАРАЦИЯ
БОЖЕСТВЕННЫХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Учитывая, что человек трёхсоставен (Душа, Дух и Тело) и является частичкой Бога, человечеству принадлежат нематериальные и материальные блага, в связи с открытием Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, утверждая Любовь как высшую общечеловеческую ценность и Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека, Мы, жители Земли, принимаем настоящую Декларацию.

Статья 17

Настоящая Декларация принята людьми, которые согласны с нею полностью и поддерживают её, а также не выразили своих каких-либо возражений.
Настоящая Декларация открыта каждому для её принятия.

Совершено в России,
город Казань
23 ноября 2010 года
http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/deklarazia.shtml

Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены