РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Давайте говорить друг другу комплименты ..."

«Давайте говорить друг другу комплименты …»

Здравствуйте, Александр Иванович!
Как хорошо, что автором разработки оказались именно Вы. Я с радостью откликаюсь на предложение написать Вам. Ничего страшного, если Вы меня и не вспомните – главное я донесу до Вас своё СПАСИБО! За интересные воспоминания об уроках, за то, что своим детям (а их у меня трое - дочке восемь, сыновьям семнадцать и три года) я довольно внятно и достоверно могу рассказать о большинстве физических явлений, за то, наконец, что я в институт поступила без репетиторов. Да и тему на конференцию дочке я выбираю из раздела "физика" – это тоже не случайно.
Кстати, c темой я пока не определилась, но первоначально я хотела выбрать миражи. Тут-то я про Вас и вспомнила. Помните, как Вы нам хотели макет изготовить и показать мираж прямо в классе? Именно тогда я на Вас в первый раз посмотрела как на сказочника и с тех пор сказка продолжалась от урока к уроку. Макет Вы так и не сделали (сейчас я прекрасно понимаю почему, я и сама по той же причине отказалась от этой затеи- слишком много факторов должно совпасть, да и неподвижность воздуха в классе практически невозможно создать, а это чуть ли не главный фактор) но это не важно, важно ожидание чуда…
Вы тогда к нам в 88-ю пришли прямо из университета, и энергии у Вас было хоть отбавляй. И сейчас вижу – источник не иссяк. Вместе со мной учились Лена Сироткина, Лена Богданова, Миша Семыкин, Андрей Лукьянов, Наташа Потапова, Костя Шиповский. Мы ещё про Вас на выпускном пели на мотив песни из фильма «Москва слезам не верит»: Александр, Александр… что-то там трам – пам - пам… И лунное затмение, и кванта излучение с научной точки зрения всегда он обьяснит!!! Ещё раз спасибо! Пишите, если вспомнили.

Здравствуй, Юля!
Благодарю за теплые слова. В наше время и в нашем возрасте это дорогого стоит. Надеюсь, мне по старшинству будет позволено обращение на «ты», да так и теплее как-то.
Сразу не мог ответить. Собирался с мыслями. Столько лет прошло. Твое письмо затронуло целый пласт воспоминаний. Кусок жизни. Эпоха. 88-я постепенно забывалась все больше и больше – как-то не было повода для воспоминаний. А вот, надо же, чуть тронь, и многое всплывает в памяти. Вспомнились люди, отдельные разговоры, обиды и прощения, жесты и выражения лиц. Зазвучали голоса с характерными интонациями, смех и слезы.
Ваш класс забыть невозможно – столько в нем было интересных людей. Тем более, что вы у меня были первыми учениками. Каждый учитель всех следующих учеников вольно или невольно всегда сравнивает с предыдущими. Ага, вот Вася очень похож характером на Петю из моего второго выпуска и т.п. Вас же сравнивать мне еще было не с кем. Вы были единственными и неповторимыми. Помню почти всех. Иногда смотрю на вашу классную фотографию – на ней время остановило свой неумолимый бег. Все молодые, радующиеся в душе предстоящему освобождению от школьной рутины – от уроков, от надоевших учебников, от домашних заданий. Свобода! Впереди настоящая интересная взрослая жизнь. Приятно видеть лица, устремленные в будущее.
Между прочим, кто кого больше учил – неизвестно. Возможно, вы меня учили больше, чем я вас. Не физике конечно, а как учить, как передавать знания, опыт. Вроде бы учитель говорит одинаково для всех учеников, но почему-то одному интересно, а другой равнодушен, один учится, а у другого все пролетает мимо ушей. Вот с вами-то я и понял, чтобы меня слушали и слышали даже с последней парты, всегда нужна интрига, изюминка, неожиданный ход. Нужно мое эмоциональное отношение к тому, о чем я рассказываю, нужна моя радость, моё сопереживание с вами учебно-го успеха или неудачи, моя злость, в конце концов. Все, что угодно, только не равнодушное бубнение прописных истин. Именно тогда я понял, что учитель интересен не своим учебным предметом, а своим характером, своим отношением к жизни, к другим людям. Только тогда становится интересным и учебный предмет. Только то-гда запоминается физика, ну и физик, конечно. Не зря говорят, что настоящее образование – это то, что осталось, когда все остальное забылось.
С вами я получил хорошее образование. С вами и с другими учителями 88-ой. За первые годы работы мне досталось порядочное количество педагогических синяков и шишек. Неоднократно порывался уволиться из школы, сменить место работы. Казалось, что быть учителем – это не для меня. Остался. Остался благодаря поддержке мудрых и опытных своих коллег. Спасибо Василию Романовичу Аравину, Ефиму Михайловичу Кнохинову, Зое Ивановне Мазановой и другим бывшим моим коллегам, еще работающим, здравствующим и уже покинувшим наш мир.
Было бы очень интересно узнать, как протянулись ваши пути после школы. В каких областях вы нашли свое место в жизни. Как повлияли годы учебы в школе на ваше будущее, теперь настоящее? Мы ведь со временем все меньше и меньше отличаемся по возрасту. Вам слегка за сорок – золотой возраст, когда уже много знаешь, умеешь и еще многое можешь себе позволить.
Рад за тебя лично. Если деток трое, то одно это говорит о том, что жизнь удалась. Уверен, что с такой мамой жизнь удастся и у них.
Еще раз спасибо, что нашла время для письма.

PS. Насчет не показанного миража. Я уже этого эпизода почти не помню. Смутно. Скорее всего, я тогда просто слентяйничал. По-моему, Светлана Ивановна в тот день взяла у нас электроплитку в кабинет химии для опытов, а я перед уроком поленился туда сходить и забрать ее у них. И еще было в лом идти на улицу за песком. Только позже понял, что если на уроке что-то не крутится, не взрывается, не летает, то урок почти всегда проходит впустую. Для меня вообще удивительно то, что многие ученики десятилетиями помнят подобные "мелочи", о которых учитель забывает уже через урок. А может быть это и не мелочи вовсе. Недаром англичане говорят: "The devil is in the details ". И еще, наверное, во всех учительских надо повесить плакат со строками известного поэта: " Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, …".

Всего комментариев: 6
avatar
1 Ирина_Евгеньевна • 18:37, 05.02.2011

Интересно, почему такую великолепную статью упорно обходят комментариями? Прекрасно подобранная форма, ненавязчивое изложение и очень глубокое содержание. Искреннее эссе о смысле нашей профессии и о поиске себя в ней. Если это писал действительно физик, я снимаю шляпу. Многим литераторам до вашего уровня еще учиться и учиться. applause
avatar
2 anizotrop • 18:28, 06.02.2011

Благодарю за отзыв. Приятно читать добрые слова. Спасибо, что не пожалели на них немного времени. А то, что комментариев мало, легко объяснимо.
Во-первых, понять чувства, вложенные в слова статьи, может только тот, кто пережил нечто подобное, кто уже накопил схожий жизненный опыт (больше горький, чем сладкий), кто ценит пусть малое, но искреннее. Видимо, эти строки нашли отклик в вашем сердце. Нашелся хотя бы один человек с созвучной душой и хорошо, и приятно. Значит, уже не зря писал. "Счастье, когда тебя понимают."
Во-вторых, читать о хорошем скучно. То ли дело, если в статейке кого-то песочат, да еще при этом обзывают. Хорошо, если корректно, а лучше с матюжком. Вот тогда комментариев будет достаточно. Зрителей и слушателей много, PR обеспечен, цель достигнута.
Современная жизнь, современное телевидение воспитывает интерес больше к плохому, чем к хорошему. Передач о том, как где-то хорошо и мудро устроена жизнь, до обидного мало по сравнению с количеством передач о плохом, о горе, о несчастье, типа "ЧП","Экстренный вызов","Петровка-38" и т.п. Боевики, триллеры, ментовские и бандитские сериалы оставляют незаметные на первый взгляд, но страшные следы в душах. Мало примеров того, как в результате радостного разумного упорного труда люди добиваются желаемого. Примеров жизненных успехов много, а вот каким путём они достигнуты - вопрос. Убить, отнять, отшвырнуть соперников, огрызнуться - и вот он, жизненный успех - беззаботная жизнь, деньги, власть, отмщение ...? Чему учим, то и получаем. Иногда удивляешься - откуда, при такой оголтелой пропаганде насилия, берутся люди, готовые помогать и поддерживать других просто так, по зову души. Наверное, есть такие хорошие ученики, которых не каждый учитель (в широком смысле) испортить может. Дай бог России пережить это смутное время без войн и революций.
P.S. В 1983 году начал преподавать физику, потом информатику, потом, иногда, математику. На литературу и русский не замахивался никогда.
avatar
3 school3987 • 23:26, 22.03.2011

Приятно сознавать , что ученики помнят и на Вашем примере воспитывают своих детей. Я искренне Вам завидую и хочется, чтобы и обо мне также с теплотой вспоминали мои ученики, которых не так ещё много как у Вас.
avatar
4 anizotrop • 19:30, 23.03.2011

Благодарю за неравнодушный комментарий. Очень приятно. Наверное, мне просто повезло в жизни с родителями, с учителями, с учениками, с коллегами. Мы не одиноки. Вокруг нас всегда много хороших людей. Нужно уметь их видеть. Дети это могут. Уверен, что и у вас много хороших учеников, которые в будущем сделают достойный жизненный выбор благодаря вашему влиянию тоже, благодаря вашей доброте, вашей требовательности и упорству.
И не рассчитывайте на скорую благодарность и понимание с их стороны – понимать нас дети начинают только тогда, когда у них появляются свои дети, никак не раньше. Вспомните себя – мы ведь заговорили со своими родителями на нормальном языке только после того, как сами начали тянуть их лямку. (Хорошо еще если к тому времени родители живы и есть с кем поговорить). До того нам, молодым, казалось, что мы идем своим, особенным путем. В молодости мы не относились серьезно к родительским советам. Ведь согласитесь, что повзрослев, доводилось же (и не раз, наверное) говорить в душе самой себе, что мама или папа в свое время были правы, советуя что-то нам. Было конечно и так, что и вы были правы, сделав свой выбор вопреки их советам. (Второе, как правило, случается реже первого).
Может быть, это и хорошо, что так устроен мир, иначе ничего нового не было бы открыто, не изучено. К сожалению, из «первопроходцев» немногие нащупывают новые, полезные всем пути и достигают успеха. Остальные или гибнут, теряют здоровье, или, набив синяков и шишек, возвращаются в привычную жизненную колею. Открывать новое, пробовать себя, смело идти вперед – удел молодых. И быть с ними, среди них – главное лекарство от старости. Молодость нужно поддерживать, уча осмотрительности.
Нормальные пожилые люди рады общению и пониманию. Для них это очень важно и дорого. Они хорошо осознают конечность жизни и ищут ее продолжения в детях, во внуках, в учениках. Если в жизни не повезло, и этой естественной цепочки у человека нет, и/или нет поддержки и понимания родных или друзей, тогда обращаются к религии, кто-то идет в клубы, иногда в секты. Всё это не от хорошей жизни. Некоторые опускаются, спиваются. Кому-то и сказать новому поколению нечего, жизненный опыт невелик, – брюзжат и надоедливо повторяют одно и то же. Есть ведь противные старики, не заслуживающие уважения, а есть и гадкие подлые дети. Жизнь многообразна. Старикам быть интересными и нужными молодым трудно, но это единственное спасение от забвения.
avatar
5 капа • 22:48, 18.07.2011

Прочитала...Очень тепло на душе стало. А еще захотелось срочно найти своих учителей-кумиров (мне повезло, таких было и есть несколько), заглянуть в их глаза и сказать: "Спасибо, что Вы есть.)
avatar
6 плп • 22:00, 27.10.2011

Прочитала - и захотелось перечитать. Все написанное созвучно моим мыслям и прожитому. Сама пишу статьи в газету, а написать ог любимых учителях еще только собираюсь. Хорошо, что есть единомышленники и близкие по духу люди.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены