РАЗРАБОТКИ
|
Статья "Воспитание толерантности: почему это важно сейчас?"
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ:
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО СЕЙЧАС? Прусова И.Ю. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нарышкинская средняя общеобразовательная школа» Тёпло-Огарёвского района Тульской области «Жить в современном обществе, не научившись толерантности - невозможно». Предвидим возражения: помимо толерантности существуют мораль, нравственность, этика, право, религия, которые представляют собой не менее прочные скрепы общества. Да, это так. Но, взятые в отдельности и не обусловленные терпимостью, они не универсальны, и их действие, не способно обеспечить желаемый уровень стабильности. Только вместе, а точнее, на основе толерантности они могут из совокупности разноязычных, разномыслящих, разноверующих, разноцветных особей человеческого рода создать общество, а из их общностей – Человечество. Таким образом, толерантность представляет собой пусть и не единственное, но необходимое и обязательное условие человеческого существования и саморазвития. Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения многоцветия [2]. Комплексное развитие любого общества с перспективой достижения политического, экономического, нравственного оптимума базируется на образовании, моделирующем и реализующем актуальные социальные потребности. Образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, традиций, моделей поведения и было действенным средством развития культурного уровня, сознания и самосознания человека (на это указывали ещё П.Ф.Каптерев, К.Д. Ушинский). Сегодня образование рассматривается как фактор культурного развития, как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем современной России. Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного российского общества. Воспитание у молодых людей толерантности, отношения к ней как к важнейшей жизненной ценности во многом определяет их дальнейшую ориентацию, выбор стратегий сотрудничества, уважения к проявлениям инакомыслия, критическому, обоснованному пониманию различных социальных явлений. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Высокая степень неприятия подростками тех представлений окружающей среды, которые не свойственны их картине мира, предполагает выяснение объектов и субъектов непринятия и агрессивности подростков, а также путей преодоления соответствующих интолерантных проявлений. Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны (убеждениями, принципами и т.п.), требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, имеются иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое условие стабильности открытого и демократического общества. Образование как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования отношений и норм поведения. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования и развития умений и навыков толерантного поведения остро актуальной, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения. По этой причине Министерство образования РФ специально разработало федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», реализация которой проходила в период с 2001 по 2005 гг. Важнейшими задачами программы явились разработка системы мер и механизмов формирования норм толерантного сознания на всех ступенях системы образования, а также создание комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания [4]. Многими учеными подчеркивается, что особенно важна сегодня проблема формирования, развития толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, А.Н. Джуринскии, Л.В.Меньшикова, Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерва и др). Но данный процесс не является самопроизвольным - он требует соответствующих педагого-психологаческих технологий, методик, условий, принципов и критериев. Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует иных подходов к организации образовательного процесса, его направленности на воспитание и развитие человека, обладающего не только комплексом знаний, умений и навыков, но способного к конструктивному общению, основанному на его социально-психологических, этических и моральных составляющих (Е.М. Аджиева, Ш.А. Амонашвилли, В.В. Давыдов, А.В.Хуторской, И.С. Якиманская). Таким образом, приоритетом становятся целостные воспитательные цели, реализующиеся через систему конкретных обучающих задач посредством дидактического материала самого предмета и методических приемов ведения уроков, прежде всего, гуманитарного цикла. В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессом конструирования адекватных «Я – образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного общения, толерантности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. Доказано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идёт поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности. Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности [1]. Список литературы 1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. Мемориал. – 2001, - № 24. 2. Баныкина С.В., Егоров В.К. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. – М.: АРКТИИ, 2007. –128с. 3. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М., 2001. 4. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. / Вестник образования. - 2001, -№ 20. 5. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. – Уфа, 2000.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены