РАЗРАБОТКИ
|
Социально-информационное сопровождение детей группы риска. Учебная программа.
Администрация Фрунзенского района Санкт - Петербурга
Отдел образования Фрунзенского административного района ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОГЛАСОВАНО Советом специалистов ЦПМСС От____________№____________ УТВЕРЖДЕНО Директор ЦПМСС Фрунзенского района ____________________ Т.Г.Селиванова «______»________________ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Социально-информационное сопровождение детей «группы риска» Составители программы: Социальный педагог , методист Лобачевская Е.С. Зав.отделом ПППН Тановицкая В.Г. Санкт-Петербург 2009 I Пояснительная записка 1. Актуальность Особенности становления государственной молодежной политики в современных условиях социально-экономических преобразований, предопределяет, что доминирующей формой обеспечения образовательного процесса становится «содействие». Это обстоятельство проявляется в том, что государство все более активно заявляет о позиции содействия молодому человеку в создании стартовой базы его развития. Такой подход в управлении очень близок по своему содержанию сущности социально - педагогической деятельности в отношении детей «группы риска», оказавшейся вне нормы социального развития. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» рассматривается как мера компенсационного характера, которая помогает несовершеннолетнему самостоятельно проявить свои интересы, обозначить проблемы и найти способ их разрешения. Вынужденная миграция населения и экономический кризис обусловили резкий рост детской безнадзорности и беспризорности. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: -нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; -падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; -нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения,непосредственно отражающихся на детях. Статистика свидетельствует: почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Педагогическое взаимодействие специалистов образовательных учреждений, специалистов ЦПМСС по организации социально-информационного сопровождения учащихся «группы риска» предполагает механизм учета, контроля, содействия в разрешении проблем несовершеннолетнего укрепляющего основу его собственного существования. Посредническая поддержка несовершеннолетнего специалистами ЦПМСС позволит реализовать: • Целостность процессов социально-педагогических и психолого-педагогических взаимодействий • Постоянную коррекцию психолого - педагогических взаимодействий с учетом ответных реакций субъектов образовательного процесса Социально-информационное сопровождение детей «группы риска» — ориентированная и целесообразная система помощи несовершеннолетнему в период включения в социальную жизнь, в целях оказания максимально эффективной адаптации и самореализации. 2. Цель: Организация социально-информационного сопровождения учащихся рассмотренных на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних, поставленных на учет и контроль в районную базу данных « Профилактика правонарушений учащихся ОУ» 3. Основные задачи: 1. Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и условий способствующих этому. 2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 3. Предупреждение повторного правонарушения несовершеннолетних, состоящих в информационно-поисковой базе «Профилактика правонарушений учащихся ОУ» в период обучения в ОУ. 4. Адресат программы: Учащиеся образовательных учреждений района (с 7 - 18 лет) и их родители рассмотренные на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района, состоящие на учете в отделах по делам несовершеннолетних, поставленные на учет и контроль в районную базу данных « Профилактика правонарушений учащихся ОУ», специалисты ОУ района, межведомственные учреждения Фрунзенского района и города Санкт-Петербурга.. 5. Нормативно – правовая база • Конституция РФ • Закон РФ «Об образовании» • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г. • Закон Санкт – Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт- Петербурге» №230-42 от 04.06.2007 г. • Целевая Программа Санкт -Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт - Петербурге на период с2006 по 2008 год» от 23.03.06 №147-20. • Закон Санкт – Петербурга «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт – Петербурге» от 20 апреля 2005 г. №170-20 • Закон Санкт- Петербурга «Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, заменяющих родителей). Принят Законодательным Собранием Санкт- Петербурга 21 января 2009 года. • Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О реализации закона Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» от 15 января 2008 г. №5. • Постановление Правительства Санкт- Петербурга. О программе «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы. • Приказ Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» от 22 июля 2002г. 330-51-547/16. • Приказ Отдела образования «О мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности в образовательных учреждениях Фрунзенского района» от 11 апреля 2002г. №189 (а) • Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 27.06.2006 II. Содержание деятельности 1. Социальные педагоги ЦПМСС в пределах своей компетенции, осуществляют социально-информационное сопровождение учащихся «группы риска» ОУ района. Оказывают информационную и координационную помощь несовершеннолетнему, семье, специалистам ОУ, с целью организации эффективного сопровождения и повышения компетенции по вопросам оказания помощи ребенку. 2. Проводят индивидуальное консультирование несовершеннолетнего и его семьи на базе: • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) • Центра психолого – медико - социального сопровождения (ЦПМСС). 3. Направляют несовершеннолетнего и его родителей в ЦПМСС для проведения комплексной психолого - медико-социальной профилактической работы (на этапе первичной профилактики). 4. Направляют несовершеннолетнего в учреждения органов системы профилактики, позволяющих эффективно решить задачи по обеспечению реабилитационного процесса (на этапе вторичной профилактики). Информируют об объекте профилактики то учреждение, на которое в соответствии со ст. 9 ФЭ№ 120-1999г. возложены обязанности по проведению индивидуально-профилактической работы (ИПР; при необходимости). 5. Индивидуальное социально - информационное сопровождение учащихся «группы риска» поставленных на учет может осуществляться совместно с социальными педагогами ОУ. 6. В целях осуществления сопровождения, концентрируют направленную, - поступившую информацию по несовершеннолетнему в ЦПМСС. Обеспечивают оформление документации по индивидуальному сопровождению ребенка. Данная информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем конфиденциальность. 7. Осуществляют контроль за деятельностью объекта профилактики (несовершеннолетнего) при непосредственном взаимодействии, через образовательное учреждение. 8. Взаимодействуют с ГУ ОВСН «КОНТАКТ» в рамках проведения совместных выездов «социального патруля» по сопровождению детей «группы риска», неблагополучных семей. 6.Оборудование • Электронно - поисковая программа БД «Профилактика правонарушений учащихся ОУ» • Материально-техническое оснащение по программам ЦПМСС 7.Особые условия 1. Специалисты ЦПМСС осуществляют социально-информационное сопровождение учащихся «группы риска» ОУ с учетом определения к территориальной принадлежности МО (муниципальным образованиям района). 2. Продолжительность социально - информационного сопровождения учащихся «группы риска» осуществляется с момента постановки на учет, представленной в виде индивидуальной карты сопровождения, и осуществляется в течение учебного года (продолжительность может быть увеличена или сокращена на основании результативности деятельности). 3. Количество несовёршеннолетних, зачисленных на сопровождение в течение месяца должно составлять от 1 до 9 человек, что соответствует 9-часовой нагрузке по организации социально-информационного сопровождения (с учетом 1 час на одного учащегося). 4. Специалисты ЦПМСС (социальные педагоги) осуществляют направление несовершеннолетнего и зачисление на сопровождение в Отделы ЦПМСС согласно перечню причин: Информационно – справочные Семейные/супружеские Личностные Межличностные Обучение и воспитание детей Профориентация Социально-психологические Медицинские Злоупотребление ПАВ Сексуальные Суицид и кризисные 5. Реализация деятельности обеспечивается специалистами отделов ЦПМСС: 1. Отдел психолого - педагогической профилактики наркозависимости (ОППН) 2. Отдел диагностики, консультирования и групповой работы (ДК и ГР) 3. Отдел коррекционного обучения и психокоррекции 6. Профилактическая деятельность с несовершеннолетними и родителями обеспечивается специалистами отделов ЦПМСС согласно направлениям деятельности отделов и перечнем программ. 7. Итоги по проведению ИПР(Индивидуально - профилактической работы с несовершеннолетними) осуществляются ежеквартально. Данные сведения направляются в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), в целях осуществления межведомственного информационно- профилактического взаимодействия. Учебно-тематический план № п/п Темы Кол-во занятий Время (час., мин) Примечание Теоретич. часть Практическая часть Всего 1 Организационно-методическая деятельность 1.1 Сбор, обработка, обновление информационной базы данных (БД) учащихся ОУ района, состоящих на учете в ОДН и рассмотренных на КДН и ЗП 54* - 54* 54* *- количество часов, занятий увеличивается согласно количеству кварталов 1.2 Обработка данных (протоколов) по материалам КДНиЗП, 2** 1** 1** 2** **-количество часов, занятий увеличивается согласно плану работы КДНиЗП 1.3 Комплектация групп учащихся ОУ состоящих в БД по принадлежности к МО. Информирование соц. педагогов ЦПМСС 4* 2* 2* 4* *- количество часов, занятий увеличивается согласно количеству кварталов 1.3 Работа с электронной картой несовершеннолетнего БД 54* - 54* 54* *- количество часов, занятий увеличивается согласно количеству кварталов 1.4 Составление и ведение индивидуальных карт социально - педагогического сопровождения учащихся «группы риска» 9 9 - 9 Ежемесячно 2 Индивидуально - профилактическая деятельность 2.1 Первичное консультирование учащихся, родителей 1 30 60 1,5 2.2 Социально - информационное консультирование (повторное) 1 30 60 1,5 2.3 Лонгитюд социально - педагогического взаимодействия От 9-18 2-20 2-20 2-20 В течение учебного года (1-2 взаимодействия в месяц на усмотрение специалиста) 2.4 Лонгитюд психолого- педагогического -медико-социально - сопровождения По учебном планам программ 1,5 -80 1,5 -80 1,5 -80 В течение учебного года 3 Реализация профилактической деятельности Отделами ЦПМСС 3.1 Отдел психолого - педагогической профилактики наркозависимости (ОППН) 3.1.1 Индивидуальная профилактическая деятельность с учащимися по образовательным и учебным программам отдела 2* От 4,5 до 32 От 4,5 до 32 *-количество учебных программ 3.1.2 Групповая профилактическая деятельность с учащимися по образовательным и учебным программам отдела 8* От 4 до 80 От 4 до 80 *-количество учебных программ 3.1.3 Групповая профилактическая деятельность с родителями по образовательным и учебным программам отдела 2* От 3 до 36 От 3 до 36 *-количество учебных программ 3.2 Отдел диагностики, консультирования и групповой работы (ДК и ГР) 3.2.1 Индивидуальная профилактическая деятельность с учащимися по образовательным и учебным программам отдела 1* От 4-20 От 4-20 *-количество учебных программ 3.2.2 Групповая профилактическая деятельность с учащимися по образовательным и учебным программам отдела 8* - 272,5 272,5 *-количество учебных программ 3.2.3 Групповая профилактическая деятельность с родителями по образовательным и учебным программам отдела 4 4 4 3.3 Отдел коррекционного обучения и психокоррекции 3.3.1 Индивидуальная профилактическая деятельность с учащимися по образовательным и учебным программам отдела 8* От 1,5 - 30 От 1,5 - 30 *-количество учебных программ 3.3.2 Индивидуально - групповая профилактическая деятельность с родителями по образовательным и учебным программам отдела 2* До 68 До 68 *-количество учебных программ 3.3.3 Групповая профилактическая деятельность с учащимися по образовательным и учебным программам отдела 14* От 10 до 68 От 10 до 68 *-количество учебных программ 4 Информационно - аналитическая деятельность 4.1 Мониторинг БД «Профилактика правонарушений учащихся ОУ» Электронная статистика 4 2 3 5 4.2 Мониторинг реализации программы 1 2 3 5 Специалисты отделов ЦПМСС 4.3 Оценка эффективности реализации программы. 1 2 3 5 Заведующие отделов ЦПМСС Литература: 1. Н.А.Маньшина. « Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка» Волгоград: Учитель, 2007 2. Социально- психологическая помощь. Минск. «Красико-Принт» 2005г 3. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От 27.06.2006..
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены