РАЗРАБОТКИ
|
Подростки-правонарушители как объект социально-педагогической работыАвторы: Фирсова Е.А., Дорожкина О.А. Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует, что дети, совершающие правонарушения распространённое общественное явление, имеющее свою историю. Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя Ш.Л. Монтескье, Г. Гегель, И. Кант, социалисты-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, мыслители и писатели Вольтер и Ж. Ж. Руссо, основоположники марксистского учения К. Маркс и Ф. Энгельс. На сегодняшний день эта проблема остается столь же актуальной, так как сохраняются объективные условия для её существования. К таким условиям относятся:
К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворить свои интересы противоправным путем как причина правонарушений ничем не сдерживается, а напротив, проявляется в полной мере. Планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию детей - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений; -кризис морали, показателями которого в современном обществе выступают: низкий престиж государственных структур и должностных лиц, дискредитирующих основные идеи демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих людей. К объективным причинам правонарушений несовершеннолетних можно отнести и низкий размер оплаты труда, стратификация населения по уровню доходов, безработица, выделение средств из государственного бюджета на поддержку детсадов и школ по остаточному принципу и т.д. Актуальность названной проблемы получила наибольшую остроту в связи с обозначившейся в стране тенденцией роста противоправного поведения несовершеннолетних, усиления тяжести, «омоложения» преступлений. Растёт организованная преступность, подготовленная и технически оснащённая. Особую проблему представляют правонарушения девочек-подростков, темпы и количество развития которых значительно увеличились. В настоящее время несовершеннолетними правонарушителями всё чаще применяется огнестрельное и холодное оружие. Всё это позволяет сделать вывод, что подростки-правонарушители достаточно опасная социальная группа и её действия обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред личности, собственности, обществу, государству. Кроме того её количественная и качественная характеристика определяет необходимость не только научного рассмотрения проблемы, но и поиск практических вариантов её решения. Важную роль в работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подростка-правонарушителя и её социально-психологических характеристик. Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Переход опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка более уязвимым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания. В ситуации отсутствия целенаправленного воспитания, нравственной пустоты и бездуховности личности и желания деятельности это находит выход в хулиганских поступках. Уже в этом возрасте нередко появляется желание приобрести сигареты, спиртные напитки, проявляется интерес к деньгам как средству, дающему возможность удовлетворить потребности в одежде и развлечениях. Поведение подростков, не имеющих подлинных ориентиров, становится неустойчивым, противоречивым, они легко поддаются чужому влиянию, а искаженные моральные представления ведут к ложным убеждениям и установкам. У них отсутствуют чувства стыда, сопереживания. В их позициях просматривается крайняя эгоистичность, равнодушие, черствость. Многие из них настроены на праздный образ жизни. Вследствие недостатков воспитания у несовершеннолетних правонарушителей некоторые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные черты характера. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Волевые усилия у них направлены на достижение эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения. Исследователи выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности.
Представляется важной систематическое ведение этой деятельности, учёт интересов и увлечений подростков, организации досуга во внеурочное время. Условием изменения ситуации может выступить привлечение к этой работе специалистов по социальной педагогике, которые находят применение своим знаниям в самых различных сферах жизни, включая работу с детьми-правонарушителями.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены