РАЗРАБОТКИ
|
Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровьяПопова Г.Н., педагог-психолог Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьников возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от создания комфортных условий пребывания ребенка в школе, где значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Актуальность этой проблемы современной школы подтверждается данными о состоянии нервно-психического состояния детей. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность все чаще присутствуют в психологическом портрете детей школьного возраста. Повышенная чувствительность учащихся к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствие методик и технологий обучения создает идеальные условия для развития не только нервно-психических, но и соматических заболеваний. Однако, результаты психологических исследований показывают, что более половины учителей испытывают в течение недели негативные состояния, связанные с коммуникативной перегрузкой и общением. У педагогов наблюдается психологический дискомфорт, стрессы, заболевания нервной системы. Так как общение – это основная составляющая труда учителей, то в процессе общения люди оказывают друг на друга более или менее сильное влияние. Педагогический процесс считается двусторонним, но его успех определяется не только характером взаимодействия учителей и учащихся. Результат зависит от формирования определенных педагогических отношений между учителями в педагогическом коллективе, учителями и родителями, учителями и администрацией школы. Характер педагогической деятельности требует проявления социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Оказывается, что значительная часть педагогов страдает соматическими и нервно-психическими болезнями, которые зачастую и являются следствием коммуникативных способностей и навыков саморегуляции. Всевозможные проблемы делового общения вызывают у педагогов коммуникативный стресс. В условиях деятельности, связанной с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого поиска решений, повышенной ответственностью за выполняемую работу развивается профессиональный или «психологический стресс». В настоящее время наблюдается рост числа заболеваний, вызванных стрессом. Особенно увеличилось число людей, страдающих различными формами неврозов. У представителей педагогической профессии невроз сопровождается повышенной раздражительностью, утомляемостью, подавленным настроением, физическим истощением. Данный вид стресса основывается на недостаточной сформированности коммуникативной компетентности педагогов. На это и обращаю внимание при планировании работы с педагогическими кадрами. Бабушкин Г.Д. дает следующее определение: «Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности, психические состояния и проявляющаяся в общении с людьми». Компетентность включает в себя не только способности. Она подразумевает также и внутреннюю мотивацию. Рассматривая коммуникативную компетентность как свойство личности можно обнаружить, что уровень коммуникативных способностей у всех разный. Развивая коммуникативные умения, можно влиять на уровень коммуникативной компетентности, и опосредованно – на состояние здоровья. Изменение поведения учителя возможно лишь при осознании им необходимости преобразований в мотивационных, когнитивных, аффективных и поведенческих структурах собственной личности. С целью содействия развитию ППК учителей, стимулирования процесса профессионально-личностного самосовершенствования мною разработана модифицированная программа «Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие». Задачами программы являются:
Используемая программа включает следующие этапы: 1 этап – диагностика коммуникативной компетентности (ГОКК). В основе методики положены ПЗЛК (рефлексивность, эмпатичность, гибкость, способность к сотрудничеству, общительности и эмоциональной привлекательности). Они объединяют в себе ключевые позиции педагога: влияния, организации и передачи информации. 2 этап – индивидуальная коррекционно-развивающая работа. По итогам математических расчетов выявляется группа учителей, в личностных особенностях которых преобладает неадекватное восприятие себя в процессе профессиональной деятельности, а в поведении используются непродуктивные способы педагогического взаимодействия. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ориентирована, прежде всего, на них. С учетом индивидуальных особенностей педагога и выявленного уровня ППК составляются научно-методические рекомендации. В зависимости от завершенности беседы или степени сложности выявленных проблем договариваюсь с учителем о самонаблюдении и обсуждении его результатов на следующей консультации. Еще один вариант индивидуальной работы заключается в сотрудничестве двух педагогов: посещая уроки друг друга и наблюдая за коллегой в иных ситуациях, они делятся своими мыслями о проявлении ПЗЛК на парной консультации у психолога. 3 этап – тренинговые занятия по развитию ПЗЛК и коммуникативной компетентности. 4 этап – анализ результативности программы. Применение тренинга позволяет достичь цели – содействовать развитию личности педагога, его духовному росту. Об этом говорят результативность работы:
Полученные положительные результаты профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов, несомненно, отражаются на психологическом климате в педагогическом коллективе и собственном здоровье педагогов.
Всего комментариев: 2
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены