РАЗРАБОТКИ
|
Безопасность учащихся в здании школыВведение Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности. Анализируя случаи травматизма в школах города за последний год, мы видим, что наряду с недостатками в работе учителей, просчетами администрации в контроле за соблюдением правил техники безопасности, основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Я попробую разобраться в этом в своей работе. А также предложить вариант, как сделать так, чтобы учащиеся в школе знали наиболее опасные места и сами следили за своей безопасностью. Таким образом, стабильное число случаев травматизма в зданиях школ и необходимость бороться с этим обусловили выбор темы работы «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗДАНИИ ШКОЛЫ». Задачи исследования:
РАЗДЕЛ І. Травматизм в школах как одна из проблем образовательных учреждений Харькова 1.1. Анализ статистических данных о травматизме в школах г.Харькова Анализ данных по изучаемому вопросу показал, что в имеющихся работах по проблеме детского травматизма, в основном находит отражение дорожно-транспортный травматизм. Безусловно, данному аспекту необходимо уделять особое внимание, но, по мнению ряда исследователей, данный вид травм составляет в структуре травматизма всего 3-6%, а самыми распространенными среди детей являются бытовые , уличные и школьные травмы, которые занимают в структуре травм от 80% до 86%. Наиболее неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40%. Одновременно с ростом травм среди городского детского населения отмечается тенденция увеличения их тяжести. Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18—20% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка. Актуальность проблемы усиливает факт того, что высокие показатели распространенности детского травматизма сопровождаются отсутствием современных подходов к профилактике травм. Я проживаю в Коминтерновском районе г. Харькова. Недалеко от меня находятся ГКБ № 17, № 2 и ГДП №1. По данным статистического отдела поликлиники № 2 КП ХГКБ за последние 3 года в районе обслуживания зарегистрировано 2235 травм у детей и взрослых:
Рост травматизма по району за 2013 год составил 11,3%. Среди травм наиболее тяжелые повреждения получены в результате ДТП. На 2-м месте по тяжести стоят повреждения, полученные в быту и на улице. Значительно возрос травматизм, связанный с применением в быту мощных электроинструментов (перфораторы, дрели, пилы-«болгарки»). Из основных причин травматизма медики выделили следующие: Нарушение правил техники безопасности при работе с механизмами. Это касается не только случаев производственных травм, но и травм, полученных в быту, в связи с распространенностью и доступностью бытовых приборов и силовых инструментов, представляющих опасность при работе с ними, в отсутствие должной квалификации и навыков;
1.2. Виды, статистика и возрастная структура школьного травматизма Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой[ цит. по 5], это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности. Анализ источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. К таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску. Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. [5, с. 8] Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям. Большинство исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств. С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. [12,с. 5]. 1.3. Основные психологические причины травматизма (поведение самого ребенка, получившего травму). Способы их устранения Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины. Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:
Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения. Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности. Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий. В немалой степени психологической причиной повышенного травматизма является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам. Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.
Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе, что все их, как им кажется, необычные поступки давно описаны и даже классифицированы в научной литературе. 1.4. Другие причины травм. Их предупреждение 1.4.1. Травмы вследствие неправомерных действий сверстников Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая). Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Я сам видел, как младшие школьники падали на ровном месте возле учительницы и больно ударялись. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей. РАЗДЕЛ ІІ. Формы и методы профилактики детского травматизма в школе 2.1. Кто обеспечивает безопасность учебного процесса школьников? Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактики детского травматизма. 2.2 Обучение охране труда учащихся В любой школе есть инструкции по охране труда. С детьми проводятся различные виды инструктажа:
Вводный инструктаж – самый первый. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда. Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда. Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда. Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы). О проведении указанных инструктажей делают запись в журнал регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж. 2.3 Пропаганда безопасных методов обучения Цель пропаганды безопасности в школе – внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание условий для безопасного обучения. Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит не только от учителя, но и от детей. Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления в учебных кабинетах, например, труда, физики, химии, биологии. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ. Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: классные часы на различную тематику по предупреждению отдельных видов детского травматизма, конкурсы, лекции, беседы, взаимные проверки, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда школьники являются их инициаторами. Например, распределение учеников старших классов для дежурства на переменах, запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины. В нашей школе каждый класс, начиная с 7, дежурит в течение недели. Под наблюдением дежурных учеников и дежурного учителя находятся столовая, коридоры, лестничные пролеты, часть коридора возле санузлов, вестибюль школы; в конце уроков учителя организованно выводят детей и дети покидают школу; дежурные ученики приглашают учителей в вестибюль, если их кто-то спрашивает; посторонние, в том числе родители, перемещаются по школе с учителями, к которым пришли; в течение учебного дня школа закрыта и учащиеся не могут самостоятельно покинуть помещение школы. Также с учащимися начальных классов на переменах проводятся подвижные игры, чтобы малыши могли выплеснуть свою энергию, также учащиеся начальной школы получают оценку за поведение в конце каждой недели. В каждом учебном кабинете есть уголок здоровья, оформленный детьми по сезону, например, в феврале актуальной была тема «Предупреждение детского травматизма на водных объектах». Поэтому я предложил повесить в школе интересный стенд о правилах поведения (приложение 1) (согласитесь, рассмотреть его намного интереснее, чем читать правила в конце дневника), вместо всем известных правил разработал буклет, который каждый учащийся может взять домой и обговорить вместе с родителями (приложение 2), а для малышей нашел в системе Интернет занимательные стихи, и составил книжечку-памятку (приложение 3). Выводы В данной работе я рассмотрел основные вопросы, касающиеся профилактики детского травматизма в школе. Проанализировал соответствующую литературу. Следует отметить, что литературы по вопросам охраны труда достаточно, а конкретно по предупреждению детского травматизма в школе очень мало. Но директор и его заместители, отвечающие за профилактику детского травматизма, самостоятельно разрабатывают систему мер, способствующих предупреждению детского травматизма. Путем статистического анализа травм в школах Харькова за прошедший год были выявил наиболее распространенные травмы, проанализировал их причины, описал наиболее опасные места в здании школы; Следовательно, задачи, обозначенные в начале работы, выполнены.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены