РАЗРАБОТКИ
|
Здоровое питание в курсе биологии
БИОЛОГИЯ «Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья». (Н. Г. Чернышевский) В национальной Доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формировании ценности здорового образа жизни. При изучении всего курса биологии большое внимание уделяется здоровому питанию. Начиная с 6-го класса с 1-го раздела «Строение и свойства живых организмов при изучении химического состава клеток на 2х уроках дети знакомятся с неорганическими и органическими веществами, входящие в состав клетки и их роли в жизнедеятельности организма. В разделе «жизнедеятельность организма при изучения питания и пищеварения (4 часа) и регуляции процессов жизнедеятельности (2 часа), а в дальнейшем в 7м и 8м классах учащихся знакомятся с основными питательными веществами, правилами приёма пищи, процессами регуляции пищеварения, особенностями хранения пищевых продуктов, мерами профилактики желудочно-кишечных заболеваний. При изучении темы «Плоды» (1 час) говорим о необходимости мыть фрукты и овощи перед едой. В 7м классе при изучении царства «Грибы» говорим о съедобных и ядовитых грибах, правилах их сбора и приготовления, профилактике отравления грибами и мерах оказания первой помощи (1 час). В царстве «Растения» (подцарстве низшие растения), изучая водоросли знакомим детей с ламинарией (морской капустой). Указываем на большое содержание в нём йода и его роли в профилактике заболеваний щитовидной железы (1 час). Изучая отдел «Покрытосеменные» (5 часов) говорим о ценности с/х растений, относящихся к различным семействам и о содержании в них белков, жиров и углеводов, как необходимых компонентах здоровой пищи. При изучении подцарства «Одноклеточные» (царство животные) типов Саркожгутиконосцы и споровики дети знакомятся с паразитами человека и животных, возбудителями желудочно-кишечных заболеваний (1 час). Изучая плоских и круглых червей (3 часа) говорили о мерах профилактики паразитарных заболеваний. Изучая моллюсков (1 час) и ракообразных (1 час) знакомимся с некоторыми представителями, используемыми в пищу. В типе Хордовые при изучении 5-ти классов: рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы, млекопитающие говорим о практическом значении отдельных представителей каждого класса как источника пищи (5 часов). В 8 классе при изучении человека в теме «Пищеварение» (5 часов) подробно на каждом уроке говорим о здоровом питании. Знакомимся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в эн6ергии. Получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учётом требований к здоровому питанию, получают необходимые ведения о процессах, происходящих с пищей во время её приготовления. Проводится работа по повышению культуры приёма пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур. Изучая строение зубов, говорим о правилах ухода за зубами и о роли зубов в измельчении пищи. Как основе нормального пищеварения. Изучая витамины (1 час), проводим урок-путешествие «Чудесные вещества», где освещаем роль витаминов, говорим об авитаминозах и нормах рационального питания. Изучая опорно-двигательную систему, также говорим о здоровом питании, как основе формирования здорового крепкого скелета человека (1 час). Изучая нервную регуляцию (1 час) говорим о роли витаминов, как об источнике питания головного мозга. При изучении гуморальной регуляции (1 час) обращаем внимание, как влияют микроэлементы на функционирование желез внутренней и смешанной секреции. Изучая покровы тела (1час) мы затрагиваем тему здорового питания. Древние философы говорили: «Мы то, что мы едим!». Цвет и состояние кожи зависит от того, что мы едим. В меню обязательно должны присутствовать витамины в виде овощей, фруктов и минеральных солей. В теме «Человек и его здоровье» (2 часа) изучаем соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни, изучаем правила приёма пищи. Есть надо регулярно в одно и тоже время. В перерывах не перекусывать. Как можно меньше есть хлеб, картошку, сладости. За столом не читать. Не разговаривать по телефону, не смотреть телевизор. Не надо бить рекорды скорости поедания пищи. Есть надо медленно, тщательно пережёвывая пищу. В этом случае для насыщения понадобится гораздо меньше еды. Кроме того. Кишечнику будет легче переработать принятую еду. Здоровый человек не должен ничего исключать из своего меню, еда должна быть разнообразной и вкусной. В питании существует 3 правила: разнообразие, умеренность и своевременность. Мы практически на каждом уроке говорим о мерах по сохранению и укреплению здоровья, в том числе и о здоровом питании. Ребята с удовольствием готовят сообщения, рефераты, проекты о здоровом образе жизни, особенностях питания школьников, диетическом питании, вегетарианстве, пищевой аллергии и др. Выполняют лабораторную работу «Составление пищевого рациона человека», где анализируя свой пищевой рацион, делают соответствующие выводы. К 9-му классу у ребят уже сформировано и закреплено понятие о здоровом питании и мерах по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В 9-11 классе при изучении химической организации клетки (4 часа в 9-х и 2 часа в 10-11 классах) изучается роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды, их особенности строения и влияние на жизнедеятельность организма в целом на более научном уровне. В старших классах при изучении селекции организмов (1час) в 9-м классе и (1 час) в 11-м классе говорим о необходимости выведения новых пород животных, сортов культурных растений или улучшения их отдельных качеств с получения наиболее продуктивных пород и сортов для удовлетворения пищевых потребностей человека как основы здорового питания. Отношение к ученику, основано на проявлении заботы о его здоровье, повышает его самооценку, побуждает его к дальнейшему творчеству, да и сам процесс познания становится живыми радостным делом.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|