РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационная безопасность детей

В настоящее время информационная безопасность детей – вопрос не локального уровня, а проблема национальной безопасности. Ее решение требует четко согласованных, продуманных, взвешенных и дальновидных действий. Важно создать условия, необходимые для охраны и укрепления здоровья учеников.

В российском законодательстве заложены правовые основы, которые способствуют положительным изменениям в информационном пространстве всего общества. Их задача – сохранить физическое, психическое, эмоциональное, духовное здоровье маленького человека. Это компетенция не только семьи, родителей, но и образовательной организации, педагогов, всего государства.

Опасности, которые содержит интернет для несовершеннолетних:

  • сайты с материалами суицидального характера. Психика ребенка младшего школьного возраста восприимчива, неустойчива. Информация, которая в увлекательной игровой форме, например: в виде квеста или пошагового алгоритма на тему: «Как уйти из жизни» подробно рассказывает о суициде, зачастую окружая его романтическим ореолом, опасна;
  • форумы потенциальных самоубийц. Обсуждение самоубийства, подача его простоты, легкости, доступности чревато серьезными последствиями для детского психического и физического здоровья;
  • наркосайты. На них говорится о безвредности наркотиков, идет пропаганда «легких» наркотических средств. Более того, встречаются подробные инструкции по их приготовлению в домашних условиях, рекомендации по использованию;
  • сайты, которые разжигают национальную рознь, фашизм, экстремизм, расизм. Россия – поликультурная страна, на протяжении многих веков сформированы свои самобытные традиции и обряды, уникальная ментальность. В них отражены: история страны, мировоззрение представителей разных национальностей. Идеи превосходства, разжигание межнациональной розни недопустимы;
  • порнографические сайты. Пропаганда секса, его доступность оказывает разрушительное влияние на детскую психику. Формирует поведенческие установки, которые делают болезненным, циничным восприятие мира взрослых. О сокровенных, интимных вещах рассказывают пошло, с использованием нецензурной лексики, меняя ценностные ориентиры будущих матерей и отцов;
  • сайты с агрессивными играми, где много крови, жертв. Внушается безнаказанность за содеянное преступление, незначительность и обесценивание человеческой жизни. Ученые отмечают, что долгое пребывание на них дает искаженное представление об окружающей действительности, создается иллюзорный виртуальный мир, часто замещающий ребенку реальность.

Это неполный перечень угроз, которые есть в сети. Они специфичны, их нельзя потрогать, но их воздействие носит сокрушительную силу. Следует отметить, что материал такого характера преподносится в форме, которая адаптирована под особенности детского восприятия. В связи с этим появились отдельные научные направления, изучающие компьютерную зависимость, игроманию.

Следовательно, одна из главных задач образовательной организации – создание условий, обеспечивающих информационную безопасность детей. Для этого необходимо:

  • с начальных классов обучать способам защиты от неблагоприятной информации, которая может нанести вред здоровью. Бесспорно, нельзя, да и не нужно ограждать от всего. Однако помочь сформировать умение выбирать материал, не представляющий угрозу для физического, эмоционального, психического, нравственного, духовного здоровья – выполнимая задача;
  • подбирать, педагогически корректно контролировать, чтобы информационная нагрузка соответствовала возрасту, индивидуальным особенностям учеников;
  • помогать формировать позитивную картину окружающего мира, прививать, воспитывать реалистический оптимизм;
  • уделять отдельное внимание информационной культуре, состоящей из технической грамотности и коммуникативных умений и навыков. На второй аспект следует сделать акцент, невозможна успешная социализация без межличностного живого общения;
  • удовлетворять, развивать познавательные потребности. Создавать условия для активизации любознательности и исследовательской деятельности;
  • способствовать развитию самостоятельного критичного мышления;
  • налаживать диалог с семьями обучающихся. Для родителей важна поддержка педагогов. Использовать разные формы и методы работы. Проводить не только традиционные родительские собрания, но и лектории, встречи со специалистами: психологами, культурологами, социальными работниками. Помочь наладить доверительные отношения между представителями разных поколений. Такая атмосфера дружелюбия и теплоты – лучшая защита для ребенка. Есть понимание в семье, школе, больше гарантий, что сын или дочь не будут искать сомнительную помощь в сети.

Но интернет дает и редкую возможность познать, увидеть новое независимо от географического положения и времени. Важно учитывать эти положительные моменты и умело использовать их в учебном, развивающем, воспитательном процессах. Нельзя остановить технический прогресс, но подружиться с ним, обеспечить оптимальные условия для гармоничного развития ребенка можно и нужно.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены