РАЗРАБОТКИ
|
Почему ЕГЭ пугает?
Автор: Назаров Александр Иванович
ДЕЛО НЕ СДЕЛАНО, ЕСЛИ ОНО НЕ СДЕЛАНО ДО КОНЦА. "Оно, положим, жажда к просвещению неумеренная; но ведь просветился, и довольно. Зачем же злоупотреблять?" О ЕГЭ высказывают много разных мнений. Как в притче о слепых исследователях слона. С одной стороны, ЕГЭ и ГИА подталкивают к натаскиванию, к начётничеству, а с другой – позволяют выявить недостатки современной системы образования, системы подготовки к экзаменам. Нет ничего хуже кусочных, фрагментарных знаний. А именно такие знания и сформированы у значительной части выпускников нашей российской школы. Создается видимость образованности. Кажется, что знания есть – ведь проходили же предмет, отметки стоят в тетрадках, в дневнике, в журнале, в аттестате. Эти отметки вроде бы даже определяют уровень знаний по предмету. Почему же так сильно пугают учеников экзамены? Почему они не радуются возможности продемонстрировать свои знания и умения? Почему многие надеются лишь более-менее удачно «проскочить» через это испытание? ЕГЭ и ГИА пугают, во-первых, объемом проверки. Проверяется усвоение сразу всех тем по предмету – от первой до последней, т.е. проверяются знания и умения, полученные не за один, а за два-три (и более) года учебы. Это вам не тематическую контрольную работу написать. Приходится повторять значительный объем учебного материала, часть которого в свое время по разным причинам была слабо усвоена. При подготовке к экзаменам выявляется обилие белых пятен. «Вдруг» обнаруживается, что в выпускном классе ученик неуверенно делит дробь на дробь или не различает понятия «вещество» и «химический элемент» и т.п. Приходиться даже как бы заново изучать некоторые темы. Не так-то просто это делать параллельно текущей учёбе. Во-вторых, учеников пугает высокая ответственность за результат ЕГЭ. Если не сдал выбранный экзамен на высокий балл с первого раза, то гуляй до следующего года – возможность повторного экзамена не предусмотрена. К такому уровню ответственности современные школьники не приучены. Некоторых это повергает в шоковое состояние. Оно и понятно, в школе ведь всех «тянут» с первого и до последнего класса. Тот, кто учит, тот и ставит отметки. Учителя же заинтересованы в хороших отметках иногда больше самих учеников (иначе зарплата снизится, хотя куда уж ниже). В порядке вещей также «исправление» (улучшение) отметок в конце четверти, в конце года. Переводные (промежуточные) экзамены зачастую проводятся формально – переводят практически всех. Приучаем к безответственности в учебе. По большому счету, ЕГЭ тоже организуют и проводят те, кто учит, кто отвечает за учебную работу школ в течение учебного года. Так что организаторы и «эксперты», проверяющие экзаменационные работы, как и учителя в школе, зело заинтересованы в отсутствии экзаменационных неудов. Поэтому до тех пор, пока ситуация в этом плане не изменится, объективность результатов ЕГЭ неизбежно будет ставиться под сомнение. В-третьих, на Госэкзаменах, в той или иной мере по разным предметам, проверяются и кое-какие практические умения. Об этой стороне экзаменационных заданий можно говорить много и долго. К сожалению, по-настоящему практическая часть на экзаменах пока еще отсутствует. Пока для правильных ответов только на пять, от силы на десять процентов заданий необходимо иметь хорошие практические умения. Хотя даже при таком минимуме требований нередки случаи отказа школ от проведения ГИА по естественным дисциплинам из-за отсутствия материалов и лабораторного оборудования (или из-за боязни отсутствия навыков его использования). В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ есть только попытки приближения к практике, но и они уже многих пугают. Во всяком случае, по естественным дисциплинам. Определения, законы, формулы можно вызубрить, а вот в приобретении практических умений зубрежка не помогает. К сожалению, по многим предметам учебные программы не способствуют достижению устойчивых практических навыков. В них перечисляется, в основном сумма знаний по предмету. Количество упомянутых в программах понятий, терминов, законов огромно, а время, отводимое на их изучение и, главное, на отработку навыков применения полученных знаний запредельно мало. Практическая часть чрезвычайно минимизирована, но даже и в таком объеме провести её методически полно удается далеко не в каждой школе. Теорию худо-бедно учим, к ЕГЭ и ГИА натаскиваем, а естественнонаучной практики почти нет, да и та во многих школах, скажем честно, находится на допотопном, на бутылочно-веревочном уровне. Умения и навыки в программах упомянуты в минимальном количестве, хотя именно они и являются основным результатом обучения. Получается так, что практика на практике отделена от теории. Обучение идет по принципу быстрей, быстрей, а то не успеем «пройти» программу. А если учитель, не дай бог, проболел месяц, то учебник проходят не параграфами, а главами. Знания сгущаются, умения выхолащиваются, о навыках смешно и говорить. Если ученик заинтересовался какой-то областью знаний, то расширить свои знания в этой области, а тем более умения, у него почти нет возможности. Кружки, факультативы, ГИЗы? Где уж там. Выучил (или сделал вид, что выучил), ответил (если спросили), и дальше, дальше, … Главное, чтобы записи уроков в классном журнале точка в точку соответствовали программе и тематическому планированию. Куда гоним? Кому нужен этот формализм? Да, вроде бы есть некоторые возможности для углубления знаний – Интернет, например, научно-популярная литература, учебники серьезного уровня и качества, но все эти возможности слабо способствуют развитию умений. Теоретическая информация в принципе доступна в огромных объемах, но что в ней главное, а что второстепенное? Как найти нужную, полезную информацию в конкретном случае, при решении конкретной задачи? Такой отбор может сделать только человек, уже имеющий приличный уровень образования и информированности в интересующей его области знаний. Многим выпускникам катастрофически не хватает умения практически применять знания. От уровня «знаю правило, знаю закон, знаю формулу, … » до уровня «умею измерить, умею рассчитать, могу объяснить, показать, оформить, … » дистанция огромного размера. Как ее преодолеть? Ведь только тогда можно говорить о хорошем, прочном фундаменте образования. Если ученик остается на первом уровне, то это – начётничество. Начитался, наслушался, насмотрелся и думает, что получил образование. Все знания без повторения, без постоянного применения, со временем забываются, а вот умения и навыки – почти никогда. Если человек научился в молодости кататься на велосипеде, то он сможет проехать на нем и в старости (при достаточных физических кондициях). Приобретенное умение плавать тоже остается навсегда. Во всяком случае, забытые умения легко вспоминаются и восстанавливаются. Навыки, полученные за время обучения, и тем более навыки, доведенные до автоматизма, не забываются. Боксер, давно бросивший спорт, но в молодости много тренировавшийся и добившийся успехов, и в пожилом возрасте может ударить так, что мало не покажется. Только лишь читая книжки по рукопашному бою, биться не научишься. Поэтому при малейшей возможности провести реальный эксперимент или опыт, его нужно проводить и, желательно, руками учеников. Это трудно, но к этому нужно стремиться. В этом – залог прочности и осмысленности знаний. Не нужно стремиться научить экспериментировать сразу всех – это задача на годы вперед. В каждом классе всегда найдется один или несколько человек, неравнодушных к работе руками. Стоит сначала потратить время на них, заинтересовать и привить им основные навыки практической работы. Это ваши будущие помощники, учителя и контролёры. Ищите и используйте также таланты и способности учеников, не связанные напрямую с предметом обучения. Создайте систему стимулирования учеников к совместной с вами практической учебной работе. С лаборантами в школе напряжёнка, проще сказать – их нет. А один учитель в лаборатории – не воин. Сил одного человека на всё не хватит. Энтузиазм обладает свойством иссякать. Начинать экспериментировать лучше с простым самодельным доступным оборудованием. Описание серий таких несложных, но запоминающихся опытов легко найти в книгах, в журналах, в статьях, в Интернете. Было бы желание, нацеленность и намерение. При этом есть несколько важных моментов, о которых забывать нельзя ни в коем случае. Во-первых, при проведении любого, даже самого простенького опыта, прежде всего, необходимо продумать и обеспечить его безопасность. И всегда и всем не уставайте об этом напоминать. Во-вторых, любой эксперимент должен иметь ясную для всех учебную цель. Каждый, кто его наблюдает, должен понимать и уметь сказать, для чего проводится опыт, что с его помощью проверяется, подтверждается или опровергается, какой результат получен и какие выводы сделаны. В-третьих, если проводите эксперимент, постарайтесь в той или иной форме привлечь к участию в нём каждого ученика. Все должны быть причастны. Зрителей – как можно меньше, участников – как можно больше. При всякой возможности нужно стремиться к фронтальному эксперименту. К сожалению, для пополнения школьных лабораторий финансы приходится «выбивать». Учителю приходится долго и упорно стучать и кричать – иначе эта дверь не открывается. Но если видна ваша реальная экспериментальная работа и польза от неё, то шансы разжиться необходимым профессиональным учебным оборудованием существенно увеличиваются. Если есть возможность, устраивайте соревнования, конкурсы и выставки самодельного оборудования. Например, чей самодельный электроскоп или компас самый чувствительный? Чей вольтов столб создаст самое высокое напряжение? Чья коллекция веществ самая полная? Собранное и сделанное своими руками запоминается навсегда. Не забывайте при этом найти доброе слово для любого, даже для самого невзрачного и уродливого, но изготовленного своими руками прибора. Учите доводить до ума приборы, учите искать информацию, учите делать содержательные презентации и красиво оформлять их. Фотографируйте, пишите отчеты и репортажи (портфолио!). Если считаете, что самодельный прибор достоин места на полке в лаборатории, авторизуйте его – сделайте на нем снизу-сбоку красивую подпись – укажите год изготовления и имя автора. Мелочь, а ученику приятно и хочется продолжить. Всегда нужно говорить также о том, где на практике в человеческой деятельности применяется увиденное на уроке, где и как это можно использовать для своей пользы в быту, в будущей профессии, для выживания в чрезвычайной ситуации. Оторванность от жизни – беда образования. Добровольно-принудительное внедрение в школах проектной деятельности, «инновационного» (хотя ему уже более ста лет) метода проектов, призвано исправить перевес теории над практикой. Это, с одной стороны хорошо, т.к. принуждает учеников (и учителей) применять полученные знания в практических разработках, а иногда «попутно» получать новые теоретические знания. С другой стороны, если это делать редко, или вообще в виде одноразовой работы, то ни о каких практических навыках не стоит и говорить. Тем более, если проекты выполняются принудительно, «для галочки». Польза тогда от них сомнительная. Ожидаемый результат может дать только системно организованная такая форма учебной работы. Чтобы проект состоялся, у ученика (и учителя) должен быть интерес к проектируемой разработке. Задача учителя вызвать у ученика этот интерес и, что гораздо труднее, удержать этот интерес до конца работы над проектом. Такой метод работы дает хороший учебный эффект, но она не каждому по плечу. Чтобы был пройден путь от заинтересованности до законченной разработки, должно удачно сложиться очень много факторов. Творческая сторона проектной работы – главная. Талант учителя играет здесь гораздо большую роль, чем при традиционных, привычных формах учебной работы. При обучении нужно стремиться к такому процессу формирования знаний, который сопровождается их обязательным переходом в практические умения, в практические навыки. Если практические умения и навыки не сформированы, то неизвестно, чего теоретическая образованность приносит больше – пользы или вреда. Иначе учим самообману. Ученик думает, что если он получает четверки и пятерки, значит, знает физику (химию, биологию, … ). Если хороших текущих отметок много, вселяется уверенность в успешности обучения. Освоив некоторые типовые приемы решения теоретических задач, можно получить хорошую отметку и на контрольной работе. В большинстве случаев так и происходит и это считается необходимым и достаточным подтверждением успешности освоения учебного предмета. На основании текущих отметок и отметок за тематические контрольные работы учитель выставляет отметку за четверть, за триместр, за полугодие, за год. Как же иначе? Но ведь ребенок может две-три недели болеть, пропустить часть уроков, затем более-менее успешно «включиться» в учебную работу. И мы ему даем такую возможность – один-два урока после болезни щадим, не спрашиваем с него по полной программе. Бывает, что ученик пропускает и контрольную работу, которую впоследствии не выполняет по причине «законности» пропуска. Возникает «белое пятно», пробел в знаниях. Иногда это не сильно влияет на общую успешность обучения, но свой след такой пропуск оставит обязательно. Не делают же «законных», пусть даже самых маленьких пропусков в кирпичной кладке при строительстве здания по причине болезни каменщика. Нонсенс. А в школе это допустимо, нормально. Процесс этот коварен. Пробел в понимании предмета, может возникнуть и без пропуска занятий. Просто было хорошее настроение, баловался, прослушал объяснение, а переспросить на уроке не захотел или постеснялся. После уроков подходить с вопросами тоже неохота – вот еще, зачем время тратить – дома прочитаю параграф и всё пойму, а если не пойму и ладно, авось не спросят. Такая болезнь поначалу протекает незаметно, но она прогрессирует, она страшна на поздней стадии, когда лечить ее трудно, порой невозможно. Если пробел в знаниях и умениях не один, то неизбежно начинает нарастать ком непонимания. Учиться по «непонятным» причинам становится трудно, противно. Как же избавиться от этого? Выявить ранние пробелы в знаниях и, что важнее, в умениях, можно с помощью комплексных тематических проверок (зачетов), проводимых после изучения относительно крупной части учебного материала в обязательном порядке для каждого ученика. Если пропустил часть уроков, проболел – сдашь зачет позже, индивидуально, в другое время, после дополнительных консультаций. Зачет должен быть неотвратим. Зачет обязательно должен состоять из теоретической и практической части. И, кроме того, зачет должен принимать не один учитель, а комиссия. Пусть в эту комиссию входят, по возможности, еще один-два человека: директор, завуч, другие учителя, старшеклассники, родители. Это значительно повышает объективность отметки, делает ее «весомой». Ученики, успешно сдавшие такой зачет, ходят с гордо поднятой головой. Создается ситуация успеха, стимулирующая их к продолжению трудной учебной работы. Пропускать уроки, а затем догонять и сдавать зачет «после всех» не хочется никому. Подводя итоги зачета, можно легко применить рейтинговую систему оценок, широко учитывающую все виды учебной работы ученика. Рейтинг позволяет как учителю, так и ученику «видеть» динамику усвоения знаний и умений по предмету. Если, конечно, зачетно-рейтинговая форма контроля организована системно. Ответственность за отметку на зачете (микроэкзамене) позволяет ученику выработать иммунитет к стрессовому состоянию на ЕГЭ (макроэкзамене). Так учить поначалу трудно. Это работа. Систематичный дополнительный тяжелый труд. Вначале, пытаясь применить такую систему обучения и контроля, учителю приходится выполнять огромную дополнительную организаторскую работу (за те же деньги). Проведение зачета должно быть согласовано с расписанием (иди к завучу), т.к. зачет может затянуться и продлиться не один урок или вообще проходить во внеурочное время. Контрольных работ по другим предметам в день зачета (желательно и на следующий день) быть не должно (иди к коллегам и уточняй, утрясай). Процесс проведения зачета должен быть продуман до мелочей. Это вам не ВУЗ. Что будут делать те, кто еще не начал сдавать зачет? Чем займутся те, кто уже зачет сдал? Какая форма зачета будет использована? Когда и как подвести итоги зачета? Какие слова сказать тем, кто сдал хуже, чем хотел? Для успешной сдачи зачета слабым ученикам нужны дополнительные консультации, а они на них приходить не хотят (уговаривай). Когда и на каких условиях зачет можно пересдать? Для привлечения к зачету старшеклассников нужно согласовать их пропуски уроков без ущерба для их учёбы (иди к завучу и к коллегам). Нужно найти и убедить войти в состав комиссии других учителей, родителей (звони, пиши письма, уговаривай – у них же не бывает свободного времени). Нужно накапливать разнообразный зачетный дидактический материал. Материал теоретический и, что труднее, практический. Практическую часть надо тщательно готовить, а умного лаборанта нет – приходится все готовить (и убирать) самой и/или с помощью учеников. Ученикам-то польза, а учителю дополнительный труд. Короче, не всякому по душе такая возня. Не каждый на это решиться. Традиционно учить проще. Вот только качество знаний год от года все хуже и хуже. Один-два зачета («показательных» или для пробы) можно провести относительно легко, но полноценную отдачу, настоящее повышение качества знаний, может принести только систематичная, рассчитанная на несколько лет вперед, постоянно модернизируемая работа в этом направлении. Со временем, при постоянном применении учителем (а лучше несколькими учителями) такой или подобной системы контроля, она становится привычной для учителя, для учеников, для школы. Зачеты тогда проходят с минимальными затратами времени и труда. Ученики на уроках начинают слушать и слышать, смотреть и видеть. Начинают задавать вопросы. Для консультаций, проводимых со слабыми учениками можно привлекать сильных учеников этого же класса или старшеклассников. Это невольно заставит их повторять материал, даст прочные знания. А некоторые и сами поймут то, что будут объяснять другим. Участие учеников в подготовительной и организационной работе повысит их рейтинговую оценку. Формы зачетной работы многообразны и описаны в разных статьях и книгах. Было бы желание со всем этим возиться. Важнейшую роль в достижении прочности знаний играет систематическое, системно организованное повторение. Оно, как известно, мать учения. Хорошо запоминается только то, что постоянно, часто используется. А в программных гонках за объемом знаний об этом легко забыть. Не успеваем проходить программу, где уж там повторять и отрабатывать. По-возможности, при разработке тематического планирования нужно во время уроков, посвященных в основном решению задач, обязательно решать относительно простые задачи, требующие использования (а, значит, и повторения) уже пройденного ранее учебного материала. Такие задачи можно время от времени (по тщательно продуманному плану) в небольшом количестве включать и в домашние задания. Все новые и уже известные приемы можно и нужно использовать для получения целостного и прочного школьного образования. Оно позволит ученикам не бояться экзаменов, а стремиться участвовать в них, легко и привычно преодолевая стрессовые (не шоковые!) состояния. Такое образование даст чувство самоуважения и позволит не унижаться до списывания, до обмана. Оно избавит от боязни задавать вопросы и будет прочной опорой для выбора жизненного пути. Ведь каждого выпускника вуза, когда принимают на работу, спрашивают не о том, какой вуз выдал ему диплом (хотя и это важно). Задают главный вопрос: «А ЧТО ВЫ УМЕЕТЕ ДЕЛАТЬ, МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК»?
Всего комментариев: 3
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены