РАЗРАБОТКИ
|
ЕГЭ 2024: анализ работы с письменными историческими источниками на примере заданий №13, 14, 17 КИМ по историиПолякова Н.В., Аннотация: Введение Актуальность: Умение работать с историческими источниками является базовым навыком выпускника общеобразовательной школы. Исторический источник как единый объект позволяет обучающемуся провести сравнительно-исторический анализ: восстановить прошлое на основе конкретных фактов и объективных знаний. Овладение данным навыком поможет выпускникам успешно решить блок заданий в КИМ ЕГЭ по истории, связанный с письменными источниками. Обоснование: Мониторинг качества знаний показывает, что успешность выполнения заданий, связанных с анализом письменных источников, требует умений и навыков атрибуции и извлечения информации из источника. Следовательно, необходимо регулярное и систематическое проведение на уроках истории в 10-11 классах работы над разными видами исторических источников. Контроль навыка работы с письменными источниками осуществляется в основном через тестовую систему. При этом следует учитывать, что контрольно-измерительные материалы имеют строгую систему и опираются на принципы тестологической науки. Цель: проанализировать блок заданий по работе с письменными историческими источниками участников ЕГЭ по истории, указать на ошибки и дать методические рекомендации для будущих выпускников. Задачи: указать методы и приемы работы с историческими источниками, развить умение работать с письменным источником через решение заданий КИМ ЕГЭ, сформировать практические умения проводить атрибуцию письменного источника и извлекать необходимую информацию из него. Основная часть Общая характеристика организации работы с историческими источниками Работая над статьей, я определила цель своей работы: проанализировать блок заданий по работе с письменными историческими источниками участников ЕГЭ по истории, указать на ошибки и дать методические рекомендации для будущих выпускников. В данном работе представлены кодификаторы по учебному предмету «История», составленные для средней школы в соответствии с ФГОС, способы подготовки и проверки заданий по работе с историческими источниками для измерения выбранных сертификационных показателей (грамотности) в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта [1], предметных результатов [2], знания ключевых событий, явлений, процессов, основных дат, исторических личностей [3] и педагогической практикой оценки качества образования. Важно провести анализ содержания учебной дисциплины и отобрать учебный материал, понять уровень овладения учащимися навыками работы с письменными источниками в соответствии с ФГОС. Представленный продукт (статья) подходит для учреждений, в которых в образовательном процессе в 10-11 классах используются учебно-методические комплексы (УМК) следующих авторов:
Статья может быть использована как старшеклассниками, так и преподавателями. Оно поможет оптимизировать и повысить эффективность обучения. Приемы анализа письменных исторических источников Для работы над письменными историческими источниками тренировочные задания составляются в соответствии со спецификацией. Успешность технологии тестирования зависит от соблюдения принципов отбора содержания тестовых заданий. Выделяют следующие принципы:
Формирование умения работать с письменными источниками, как правило, начинаем в 5-6 классах. На этом этапе важно развивать у школьников умение анализировать и синтезировать исторический документ. Для формирования умения работать с текстом эффективными являются следующие приемы: вдумчивое чтение, деление текста на смысловые части, выделение главного в каждой части, составление плана текста, сравнение разных документов и выделение характерных свойств этого сравнения, составление плана-конспекта текста, цитирование текста в устной и письменной речи. В 7-8 классах необходимо научить обучающихся сравнивать и обобщать разные тексты исторических источников. При этом уместно использовать следующие приемы: распознание документа и его значение, составление плана-конспекта, описание личности и характерных черт эпохи, составление аннотации, резюмирование. В 9 классе обучающиеся должны уметь самостоятельно составлять план источника, писать рефераты и эссе на основе исторического источника, датировать документ и уметь его соотнести со страной и исторической эпохой. В 10 - 11 классах выпускник должен уметь:
Анализ результатов ЕГЭ за 2024 год по работе с историческими источниками на основе Статистико-аналитического отчета о результатах ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году в Ленинградской области (Методический анализ результатов ЕГЭ по истории) На основе спецификации КИМ 2024г. основные умения и способы действий по анализу письменного исторического источника (атрибуция, использование контекстной информации, извлечение информации, представленной в явном виде) проверяются в четырех заданиях № 6, 13, 14, 17. Максимальный первичный балл - 9, процент от максимального первичного балла за выполнения заданий по данному виду деятельности - 21%. Задания № 6, 13, 17 - задания повышенного уровня сложности, а задание №14 - базового. Разберем задания второй части с развернутыми ответами. Суть задания №13 состоит в атрибуции источника. В данном задании требуется ответить на 3 вопроса. Возможные варианты первого вопроса:
Возможные варианты второго вопроса: Назвать имя
Возможные варианты третьего вопроса: Назовите
Критерии оценивания задания №13. Если правильно указаны 3 элемента ответа, то ставится 2 балла. Если названы 2 элемента, ставится 1 балл. Если указан 1 элемент, то ставится 0 баллов. При выполнении задания №13 ВАЖНО: 1) уделить внимание точности приведенных формулировок и требуемой степени детализации ответа. 2) уделить внимание точности определения десятилетия. Задание №14 предполагает поиск в источнике информации, представленной в явном виде. Важно, чтобы формулировки ответов соответствовали содержанию вопроса. Также возможно дать ответ на поставленный вопрос своими словами. Критерии оценивания задания № 14. Если правильно указаны 3 элемента ответа, то ставится 2 балла. Если названы 2 элемента, ставится 1 балл. Если указан 1 элемент, то ставится 0 баллов. Выполняя задание №14, выпускник должен помнить, что: нельзя переписывать полностью большой фрагмент текста, который включает наряду с верным элементом избыточную информацию. 1) для понимания содержания текста возможно использовать следующую Памятку:
Пример избыточного цитирования при выполнении задания №14 Вопрос: «В чём, согласно источнику, проявилось высокомерие Мамая накануне битвы?» Ответ выпускника: «Тот же высокомерничал и принять предложенную дань не захотел, ожидая своего нечестного сообщника литовского.» Этот ответ не был засчитан, так как выпускник привел избыточное цитирование: «ожидая своего нечестного сообщника литовского». Суть задания №17 состоит в атрибуции двух источников, посвященных Великой Отечественной войне, и поиске в них информации, представленной в явном виде. В задании №17 требуется ответить на 3 вопроса: 1) атрибуции источников:
2) атрибуции источников:
3) поиск в источнике информации, представленной в явном виде:
Критерии оценивания задания №17. Если правильно указаны 3 элемента ответа, то ставится 3 балла. Если названы 2 элемента, ставится 2 балла. Если указан 1 элемент, то ставиться 1 балл. Если приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ставится 0 баллов. На что обратить внимание:
Примеры ответов выпускников на задание №17 Ответ первого выпускника:
За первые два ответа выпускник не получает баллов, потому что в данных отрывках не нашел фактов, которые говорят о Ялтинской конференции «Большой тройки». Соответственно он не знает год ни Тегеранской конференции, ни Ялтинской. На третий вопрос дан правильный ответ, т.к. выпускник ответил на поставленный вопрос, избежав лишнего цитирования. Итоговый балл за это задание - 1 балл. Ответ второго выпускника:
За первые два ответа выпускник получает 2 балла, а за третий – 0 баллов, потому что в ответ должны быть включены несколько фактов, один из которых выпускник не указал - «оторвались от своих баз снабжения». Итоговый балл за это задание - 2 балла. Выводы и дальнейшие перспективы исследования Методические рекомендации Для успешной сдачи ЕГЭ по истории обучающимся необходимо начинать подготовку заранее. Перед сдачей экзамена рекомендуется ознакомиться с кодификатором проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена; спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена, демонстрационными вариантами контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена, потренироваться в прохождении тестов онлайн на специализированных сайтах. Также полезным будет знакомство с традиционными ошибками при выполнении заданий участниками ЕГЭ прошлых лет. Такой анализ приводится в аналитических отчётах по результатам проведения ЕГЭ за предыдущий год и размещён на http://www.ege.edu.ru , www.ege.ru , www.fipi.ru. Учитель может предварительно выбрать типичные ошибки и обсудить их с обучающимися для того, чтобы акцентировать внимание на самоконтроле при выполнении заданий экзамена. Рекомендуется принимать участие в репетиционном (пробном) тестировании. Данный вид деятельности помогает определить уровень подготовки выпускника, снизить или снять напряжение и страх перед сдачей ЕГЭ. Следовательно, этот шаг должен быть логическим завершением, а не началом подготовки к экзамену. В последнем случае стрессовое состояние учащихся будет прогрессировать, что скажется на результатах. Пробное тестирование можно пройти в режиме реального времени на сайте www.probaege.edu.ru Анализ собственных ошибок, допущенных в пробном тестировании. На данном уровне осуществляется работа по коррекции ошибок и дальнейшая тренировка практических умений. Таким образом, из всего арсенала средств по решению проблем, связанных с прохождением обучающимися средней школы итоговой аттестации в формате ЕГЭ, учитель, несомненно, может опираться на использование информационных ресурсов сети Интернет. Использование таких ресурсов может быть оправданным на подготовительно – информационном, прогностическом, деятельностном и рефлексивном этапах подготовки выпускников к ЕГЭ. Приложение Полезные ссылки для подготовки к ЕГЭ по истории: http://www.ege.edu.ru www.ege.ru www.fipi.ru www.rustest.ru Литература 1.Универсанный кодификатор распределяемых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного среднего образования и элементов содержания по истории. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены