РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ЕГЭ 2024: анализ работы с письменными историческими источниками на примере заданий №13, 14, 17 КИМ по истории

Полякова Н.В.,
Преподаватель (руководитель) ОД
(история, обществознание и география)
«Военный институт физической культуры»
Кадетский корпус (спортивная школа)

Аннотация:
в статье представлены теоретические и практические материалы по работе с историческими источниками на уроке истории, названы возможные эффективные методы и приемы обучения в работе с письменными историческими источниками. Настоящее пособие содержит информацию об анализе работ выпускников образовательных учреждений по заданиям №13, 14, 17 КИМ ЕГЭ по истории и показывает уровень овладения обучающимися навыков работы с письменными источниками в соответствии с ФГОС.

Введение

Актуальность: Умение работать с историческими источниками является базовым навыком выпускника общеобразовательной школы. Исторический источник как единый объект позволяет обучающемуся провести сравнительно-исторический анализ: восстановить прошлое на основе конкретных фактов и объективных знаний. Овладение данным навыком поможет выпускникам успешно решить блок заданий в КИМ ЕГЭ по истории, связанный с письменными источниками.

Обоснование: Мониторинг качества знаний показывает, что успешность выполнения заданий, связанных с анализом письменных источников, требует умений и навыков атрибуции и извлечения информации из источника. Следовательно, необходимо регулярное и систематическое проведение на уроках истории в 10-11 классах работы над разными видами исторических источников. Контроль навыка работы с письменными источниками осуществляется в основном через тестовую систему. При этом следует учитывать, что контрольно-измерительные материалы имеют строгую систему и опираются на принципы тестологической науки.

Цель: проанализировать блок заданий по работе с письменными историческими источниками участников ЕГЭ по истории, указать на ошибки и дать методические рекомендации для будущих выпускников.

Задачи: указать методы и приемы работы с историческими источниками, развить умение работать с письменным источником через решение заданий КИМ ЕГЭ, сформировать практические умения проводить атрибуцию письменного источника и извлекать необходимую информацию из него.

Основная часть

Общая характеристика организации работы с историческими источниками

Работая над статьей, я определила цель своей работы: проанализировать блок заданий по работе с письменными историческими источниками участников ЕГЭ по истории, указать на ошибки и дать методические рекомендации для будущих выпускников.

В данном работе представлены кодификаторы по учебному предмету «История», составленные для средней школы в соответствии с ФГОС, способы подготовки и проверки заданий по работе с историческими источниками для измерения выбранных сертификационных показателей (грамотности) в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта [1], предметных результатов [2], знания ключевых событий, явлений, процессов, основных дат, исторических личностей [3] и педагогической практикой оценки качества образования.

Важно провести анализ содержания учебной дисциплины и отобрать учебный материал, понять уровень овладения учащимися навыками работы с письменными источниками в соответствии с ФГОС. Представленный продукт (статья) подходит для учреждений, в которых в образовательном процессе в 10-11 классах используются учебно-методические комплексы (УМК) следующих авторов:

Автор/ авторский коллектив

Наименование учебника

В.Р. Мединский, А. В. Торкунов

История России 10 класс (базовый уровень)

В.Р. Мединский, А. В. Торкунов

История России 11 класс (базовый уровень)

Статья может быть использована как старшеклассниками, так и преподавателями. Оно поможет оптимизировать и повысить эффективность обучения.
В основе работы с историческими источниками лежат исторические факты, которые являются основой научных фактов. Особенно много исторических фактов в письменных источниках (нормативно-правовые актах, публицистических и художественных произведениях). Работа с историческим источником предполагает нахождение фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Чтобы правильно произвести анализ источника, обучающиеся должны осуществить сложные мыслительные операции. Необходимо поэтапное формирование учебно-познавательных умений, работа над которыми должна начинаться с 5 класса.

Приемы анализа письменных исторических источников

Для работы над письменными историческими источниками тренировочные задания составляются в соответствии со спецификацией. Успешность технологии тестирования зависит от соблюдения принципов отбора содержания тестовых заданий.

Выделяют следующие принципы:

  • принцип конгруэнтности – соответствие содержания теста содержанию учебной дисциплины. В содержании заданий по отработке умений работать с историческими источниками включены задания на проверку основных понятий и соответствующих им терминов, которые составляют основу учебных программ.
  • принцип значимости – отражает необходимость включения в тесты только тех элементов учебной программы, которые можно отнести к наиболее важным, без которых знания становятся несущественными, фрагментарными, состоящими из второстепенных элементов. Отбор значимых элементов проводится с опорой на мнения педагогов-экспертов, вариантов, предоставленных «ФИПИ» для проверки знаний учебной дисциплине.
  • принцип научной достоверности – все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестов.
  • принцип системности – подбор заданий, которые комплексно отражают основные темы учебной дисциплины;

Формирование умения работать с письменными источниками, как правило, начинаем в 5-6 классах. На этом этапе важно развивать у школьников умение анализировать и синтезировать исторический документ. Для формирования умения работать с текстом эффективными являются следующие приемы: вдумчивое чтение, деление текста на смысловые части, выделение главного в каждой части, составление плана текста, сравнение разных документов и выделение характерных свойств этого сравнения, составление плана-конспекта текста, цитирование текста в устной и письменной речи.

В 7-8 классах необходимо научить обучающихся сравнивать и обобщать разные тексты исторических источников. При этом уместно использовать следующие приемы: распознание документа и его значение, составление плана-конспекта, описание личности и характерных черт эпохи, составление аннотации, резюмирование.

В 9 классе обучающиеся должны уметь самостоятельно составлять план источника, писать рефераты и эссе на основе исторического источника, датировать документ и уметь его соотнести со страной и исторической эпохой.

В 10 - 11 классах выпускник должен уметь:

  • самостоятельно решать учебные задачи на основе необходимых материалов из нескольких источников;
  • сопоставлять разные взгляды на одно и то же событие на основе исторических источников;
  • уметь выстраивать причинно-следственные связи на основе событий и фактов в историческом источнике;
  • обобщать и анализировать информацию из разных исторических источников;
  • свободно оперировать фактами, добытыми в разных исторических источниках.

Анализ результатов ЕГЭ за 2024 год по работе с историческими источниками на основе Статистико-аналитического отчета о результатах ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году в Ленинградской области (Методический анализ результатов ЕГЭ по истории)

На основе спецификации КИМ 2024г. основные умения и способы действий по анализу письменного исторического источника (атрибуция, использование контекстной информации, извлечение информации, представленной в явном виде) проверяются в четырех заданиях № 6, 13, 14, 17. Максимальный первичный балл - 9, процент от максимального первичного балла за выполнения заданий по данному виду деятельности - 21%. Задания № 6, 13, 17 - задания повышенного уровня сложности, а задание №14 - базового.

Разберем задания второй части с развернутыми ответами.

Суть задания №13 состоит в атрибуции источника. В данном задании требуется ответить на 3 вопроса.

Возможные варианты первого вопроса:

  • назовите с точностью до десятилетия время, когда произошло событие, описанное в тексте;
  • назовите год, когда произошло это событие;
  • назовите событие в истории внешней политике СССР и т.д.

Возможные варианты второго вопроса:

Назвать имя

  • князя,
  • царя,
  • императора,
  • президента,
  • исторического деятеля и т.д.

Возможные варианты третьего вопроса:

Назовите

  • имя отца, упомянутого в данном отрывке великой княгини Софьи;
  • назовите царя, о котором идет речь в отрывке;
  • назовите название города, страны, пропущенных в тексте;
  • назовите название городского восстания,
  • назовите название войны и т.д.

Критерии оценивания задания №13. Если правильно указаны 3 элемента ответа, то ставится 2 балла. Если названы 2 элемента, ставится 1 балл. Если указан 1 элемент, то ставится 0 баллов.

При выполнении задания №13 ВАЖНО:

1) уделить внимание точности приведенных формулировок и требуемой степени детализации ответа.
Отвечать на вопросы необходимо по порядку: 1); 2); 3), не переставляя их местами, и ответ может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной.
Например: «Назовите императора, которому адресовано обращение?»
Ответ выпускника: «Александр 1, Александр 2, Александр 3»
Такой ответ не будет засчитан, потому что наряду с верными позициями в этом элементе есть неверная.

2) уделить внимание точности определения десятилетия.
1) Началом десятилетия считается год, оканчивающийся на 1. Если надо назвать первое десятилетие 16 века, то это будет с 1601 по 1610 гг.
2) Также будет засчитан год в этом десятилетии, если вы его правильно соотнесли с десятилетием.
Например: «Укажите с точностью до десятилетия время, когда произошло восстание И.И. Болотникова». (Ответ по критериям – 1600 годы).
Ответ выпускника: «1606-1607гг.»
Этот ответ будет засчитан, потому что он попадает в 1600гг. Но, если выпускник пишет 1610гг. и правильно приводит годы восстания Болотникова И.И. - 1610 годы (1606-1607гг.), такой ответ не будет засчитан, так как наряду с правильным ответом есть и неправильный ответ (1610 гг. — это уже второе десятилетие).
3) правильно указать имя царя с учетом порядкового номера правителя или его прозвище.
Например: «Назовите русскую императрицу, имя которой пропущено в отрывке?» (Ответ по критериям – Екатерина Вторая, Екатерина Великая)
Ответ выпускника: «императрица – Екатерина».
Ответ не будет засчитан, так как эксперту неясно, какую именно императрицу имел в виду выпускник.

Задание №14 предполагает поиск в источнике информации, представленной в явном виде. Важно, чтобы формулировки ответов соответствовали содержанию вопроса. Также возможно дать ответ на поставленный вопрос своими словами.

Критерии оценивания задания № 14. Если правильно указаны 3 элемента ответа, то ставится 2 балла. Если названы 2 элемента, ставится 1 балл. Если указан 1 элемент, то ставится 0 баллов.

Выполняя задание №14, выпускник должен помнить, что:

нельзя переписывать полностью большой фрагмент текста, который включает наряду с верным элементом избыточную информацию.

1) для понимания содержания текста возможно использовать следующую Памятку:

  • внимательно прочитать текст и понять, о чем в нем идет речь;
  • разбить текст на составные части и озаглавить их;
  • отвечая на поставленный вопрос, найти фрагмент текста, который поможет дать правильный ответ;
  • при этом отвечать только на поставленный вопрос, что поможет избежать избыточного цитирования.

Пример избыточного цитирования при выполнении задания №14

Вопрос: «В чём, согласно источнику, проявилось высокомерие Мамая накануне битвы?»

Ответ выпускника: «Тот же высокомерничал и принять предложенную дань не захотел, ожидая своего нечестного сообщника литовского.»

Этот ответ не был засчитан, так как выпускник привел избыточное цитирование: «ожидая своего нечестного сообщника литовского».

Суть задания №17 состоит в атрибуции двух источников, посвященных Великой Отечественной войне, и поиске в них информации, представленной в явном виде.

В задании №17 требуется ответить на 3 вопроса:

1) атрибуции источников:

  • «укажите год, когда произошло событие, описываемое в обоих отрывках»;
  • «укажите название битвы, о которой идет речь в обоих отрывках»;
  • «укажите название движения в годы Великой Отечественной войны, которому посвящены оба отрывка» и т.д.

2) атрибуции источников:

  • «укажите населённый пункт, в районе которого в ходе битвы произошло одно из крупных в истории танковое сражение»;
  • «назовите фронт, которым командовал К.К. Рокоссовский в ходе наступательной операции»;
  • «назовите название реки, пропущенное в обоих отрывках» и т.д.

3) поиск в источнике информации, представленной в явном виде:

  • «С какой целью согласно одному из отрывков было принято решение дать бой фашистам?»
  • «Из какого источника согласно одному из отрывков советские командование узнало о готовящемся наступлении немецких войск?» и т.д.

Критерии оценивания задания №17. Если правильно указаны 3 элемента ответа, то ставится 3 балла. Если названы 2 элемента, ставится 2 балла. Если указан 1 элемент, то ставиться 1 балл. Если приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ставится 0 баллов.

На что обратить внимание:

  1. При оценивании экспертом ответов на вопросы 1 и 2 в критериях дано указание: «Каждый из элементов ответа 1 и 2 может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной».
  2. Для ответов 1 и 2 важно знать даты, события, процессы, которые происходили в ходе Великой Отечественной войны, чтобы произвести атрибуцию источников
  3. При оценивании экспертом ответов на вопрос 3 в критериях содержится следующее указание: «Элемент ответа на вопрос 3 может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании элемента 3 переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верными элементами избыточную информацию».
  4. Под избыточной информацией понимается положения отрывка, которые не имеют отношения к правильному ответу.
  5. Элемент ответа должен быть полным, включающим в себя несколько факторов, если в вопросе, предполагающем указание элемента 3, используется множественное число.

Примеры ответов выпускников на задание №17

Ответ первого выпускника:

  1. 1944г.
  2. Тегеранская конференция
  3. В первые дни наступления танковые армии и отдельные танковые корпуса 1-го Белорусского фронта оторвались от своих баз снабжения и вынуждены были приостановить наступление до подвоза горючего и боеприпасов.

За первые два ответа выпускник не получает баллов, потому что в данных отрывках не нашел фактов, которые говорят о Ялтинской конференции «Большой тройки».

Соответственно он не знает год ни Тегеранской конференции, ни Ялтинской.

На третий вопрос дан правильный ответ, т.к. выпускник ответил на поставленный вопрос, избежав лишнего цитирования.

Итоговый балл за это задание - 1 балл.

Ответ второго выпускника:

  1. 1945г.
  2. Ялта
  3. «Танковая армия и отдельные танковые корпуса 1-го Белорусского фронта вынуждены были приостановить наступление из-за нехватки горючего и боеприпасов»

За первые два ответа выпускник получает 2 балла, а за третий – 0 баллов, потому что в ответ должны быть включены несколько фактов, один из которых выпускник не указал - «оторвались от своих баз снабжения».

Итоговый балл за это задание - 2 балла.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования

Методические рекомендации

Для успешной сдачи ЕГЭ по истории обучающимся необходимо начинать подготовку заранее. Перед сдачей экзамена рекомендуется ознакомиться с кодификатором проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена;

спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена, демонстрационными вариантами контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена, потренироваться в прохождении тестов онлайн на специализированных сайтах.

Также полезным будет знакомство с традиционными ошибками при выполнении заданий участниками ЕГЭ прошлых лет. Такой анализ приводится в аналитических отчётах по результатам проведения ЕГЭ за предыдущий год и размещён на http://www.ege.edu.ru , www.ege.ru , www.fipi.ru. Учитель может предварительно выбрать типичные ошибки и обсудить их с обучающимися для того, чтобы акцентировать внимание на самоконтроле при выполнении заданий экзамена.

Рекомендуется принимать участие в репетиционном (пробном) тестировании. Данный вид деятельности помогает определить уровень подготовки выпускника, снизить или снять напряжение и страх перед сдачей ЕГЭ. Следовательно, этот шаг должен быть логическим завершением, а не началом подготовки к экзамену. В последнем случае стрессовое состояние учащихся будет прогрессировать, что скажется на результатах. Пробное тестирование можно пройти в режиме реального времени на сайте www.probaege.edu.ru

Анализ собственных ошибок, допущенных в пробном тестировании. На данном уровне осуществляется работа по коррекции ошибок и дальнейшая тренировка практических умений.

Таким образом, из всего арсенала средств по решению проблем, связанных с прохождением обучающимися средней школы итоговой аттестации в формате ЕГЭ, учитель, несомненно, может опираться на использование информационных ресурсов сети Интернет. Использование таких ресурсов может быть оправданным на подготовительно – информационном, прогностическом, деятельностном и рефлексивном этапах подготовки выпускников к ЕГЭ.

Приложение

Полезные ссылки для подготовки к ЕГЭ по истории:

http://www.ege.edu.ru
Единый экзамен: официальная информация Минобразования и науки России. Официальная информация о ходе и перспективах эксперимента по единому экзамену: интерактивные демоверсии тестов ЕГЭ, нормативные документы, события и планы, дискуссии, опросы, голосования.

www.ege.ru
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме. Предлагает свежие новости о проведении ЕГЭ в компьютерном варианте.

www.fipi.ru
Федеральный институт педагогических измерений. Официальная информация о Едином государственном экзамене. Научно-исследовательская работа в области педагогических измерений и оценки качества образования. Нормативные документы.

www.rustest.ru
Центр тестирования Минобразования России. На сайте дана информация о едином государственном экзамене и централизованном тестировании. Содержит приказы и инструкции, изданные до 2024 года включительно. Раздел для абитуриентов: описания тестов, расписание.

Литература

1.Универсанный кодификатор распределяемых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного среднего образования и элементов содержания по истории. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
2. Спецификатор контрольно-измерительных материалов для проведения в 2024 год ЕГЭ по истории. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
3.Артасов И.А. Подготовка к ЕГЭ по истории. – Якутия: ГБУ «Центр мониторинга качества образования Министерство образования и науки Республики Саха Якутия, 2024
4. Даутова О.Б., Иваньшина Е. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб: КАРО, 2014
5. www.ege.ru
6. www.fipi.ru
7. http://www.ege.edu.ru
8. www.rustest.ru

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены