РАЗРАБОТКИ
|
Неравенства. Подготовка к ЕГЭ.
ТЕМА:
НЕРАВЕНСТВА ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Карпова Елена Геннадиевна ГОУ СОШ №1385 Рациональные неравенства. Областью определения неравенства f(x)>g(x) называется множество таких значений х, при которых и функция f(x), и функция g(x) определены. Иными словами, область, область определения неравенства f(x)>g(x) - это пересечение областей определения функций f(х) и g(x). Частным решением неравенства f(x)>g(x) называется всякое удовлетворяющее ему значение переменной х. решением неравенства называется множество всех его частных решений. Два неравенства с одной переменной х называются равносильными, если их решения совпадают. Основные преобразования, приводящие к равносильным неравенствам. 1)Если к обеим частям неравенства прибавить одну и ту же функцию φ*(х), которая определена при всех значениях х из области определения исходного неравенства, и при этом оставить без изменения знак неравенства, то получится неравенство, равносильное исходному. Таким образом, неравенства f(x)>g(x) и f(x)+φ(x)>g(x)+φ(x) равносильны. 2)Если обе части неравенства умножить ( или разделить ) но одну и ту же функцию φ(х), которая при всех значениях х из области определения исходного неравенства принимает только положительные значения, и при этом оставить без изменения знак исходного неравенства, то получиться неравенство, равносильное исходному. Таким образом, если φ (х)>0, то неравенства f(x)>g(x) и f(x)* φ (х) >g(x)* φ (х) ( или f(x)/φ (х) >g(x)/φ (х) равносильны.) Вытекает следствие. Если обе части неравенства умножить ( или разделить ) на одно и тоже положительное число, сохраняя знак неравенства, то получится неравенство, равносильное данному 3)Если обе части неравенства умножить или разделить на одну и ту же функцию φ (х), которая при всех значениях х из области определения исходного неравенства принимает только отрицательные значения, и при этом изменить на противоположный знак неравенства, то получится неравенство, равносильное исходному. Таким образом, если φ (х)<0, то неравенство f(x)>g(x) и f (x)* φ (x)<g(x)* φ (x) ( или f (x)/ φ (x)<g (x)/φ (x) равносильны. Следствие. Если обе части неравенства умножить ( или разделить ) на одно и то же отрицательное число, изменив знак неравенства на противоположный, то получится неравенство, равносильное данному. 4)Пусть дано неравенство f(x)>g(x), причём f(x)>0 и g(x)>0 при всех х из области определения неравенства. Если обе части неравенства возвести в одну и ту же натуральную степень n и при этом знак неравенства оставить без изменения, то получится неравенство ( f(x))n g(x) )n равносильно данному. Cистемы и совокупность неравенств. Несколько неравенств с одной переменной образуют систему неравенств в том случае, если ставится задача об отыскании всех тех значений переменной, каждое из которых удовлетворяет по крайней мере одному из неравенств. Решением системы неравенств является пересечение решений неравенств, а решением совокупности неравенств является объединение решений неравенств. Если неравенства f1(x)>g1(x) и f2 (x)>g2(x) образуют систему неравенств, то и записывают с помощью фигурной скобки. Если неравенства f1(x)>g1 (х) и f2(x)>g2 (x) образуют совокупность неравенств, то их записывают с помощью квадратной скобки. 1)Решите систему неравенств. 2х2-5х+2=0 D=25-16=9 Oтвет :[1;2) 2. Ответ (-5; -3/2) (1/2;1) 3). |x+5| >1 Неравенство равносильно совокупности систем. I x+5 ≥0 II x+5<0 x+5>1 -x-5>1 I x≥-5 x>-4 x€ (-∞;-4) II x+5<0 x<-5 -x>6 x<-6 x€ (-∞;-6) Ответ: (-∞;-6) U (-4; ∞) 4) |2x -1| <|4x+1| I 2x-1<0 2x-1>0 2x-1<0 2x-1<0 4x+1≥0 или 4x+1<0 или 4x+1>0 или 4x+1<0 2x-1<4x+1 2x-1<-4x-1 -2x+1<4x+1 -2x+1<-4x-1 I x≥1/2 x≥-1/4 x≥1/2 x>-1 II x>1/2 x>-1/4 ø x<0 III x<1/2 x<-1/4 (0;1/2) x<-1 IV x<1/2 x<-1/4 x€ (-∞;-1) x<-1 Ответ: (-∞;-1)U (0; ∞) Метод интервалов. 1)Всё переносим в левую часть 2 )Находим область определения. 3)Находим нули функции 4)Отмечаем нули функции и область определения на числовой прямой 5)Исследуем и расставляем знаки. 6)3аписываем ответы. Правила расстановки 1)Проверяем значение функции. Если все линейные множители различные, то знаки функции будет чередоваться, причём если у всех двучленов коэффициенты при х положительны, то при х > большего из нулей двучленов положительны, а затем все знаки чередуются. 2) В разложении левой части неравенства могут встречаться одинаковые множители, если их четное число, т.е. показатель члена четный, то функция сохраняет постоянный знак, а при нечетном меняет при переходе через точку. Пример 1. Решить неравенство . Решение. Нули множителей: , , . Итак, Ответ: Пример 2. Решить неравенство . Решение. , умножив неравенство на -1 и разложив квадратный трёхчлен на множители , получим неравенство равносильное данному в условии неравенству . Нули множителей: , , , . Итак, Ответ: Пример 3. Решить неравенство . Решение. , умножив неравенство на -1 и разложив квадратные трёхчлены на множители , , получим неравенство равносильное данному в условии неравенству . Нули множителей: , , , . Итак, Ответ: Пример 4. Решить неравенство . Решение. умножив неравенство два раза на -1, разложив квадратные трёхчлены на множители , , и учитывая, что , получим неравенство равносильное данному в условии неравенству . Нули множителей: , , , , , . Итак, Ответ: Пример 5. Решение. Нули множителей: , , , . Итак, Ответ: Пример 6. . Решение. , . Нули множителей: , , . Итак, Ответ: Пример 6. Решить неравенство . Решение. , Нули множителей: , . Итак, . Ответ: . Пример 7. Решить неравенство . Решение. , умножив неравенство на -1, разложив квадратные трёхчлены на множители и , получим неравенство равносильное данному неравенству , Нули множителей: , , , . Итак, Ответ: Пример 8. Решить неравенство . Решение. , , , , разложив квадратный трёхчлен на множители , получим неравенство равносильное данному неравенству: , Нули множителей: , , , . Итак, Ответ: Пример 9. Решить неравенство . Решение. , , , , , , Нули множителей: , , . Итак, Ответ: Пример 10. Найдите число целых решений неравенства . Решение. , , разложив квадратные трёхчлены на множители , , , получим неравенство равносильное данному неравенству. , , , , Нули числителя: , . Нули знаменателя: , , . Итак, Целыми решениями будут: Ответ: неравенство имеет 4 целых решения. Пример 11. Решить неравенство . Решение. Алгебраическую дробь, стоящую в левой части неравенства обозначим через f(x) и построим знаковую кривую для функции f(x) = . Узлы функции – точки 2, –3, 0, 1 – отмечаем на числовой прямой в порядке возрастания и выкалываем полюсы – точки 0 и 1 . Функция f(x) представлена стандартным разложением, а потому знаковую кривую проводим справа сверху. Неравенство равносильно условию f(x) 0, а следовательно, нужно найти все значения х, для которых выполнено это условие. По знаковой кривой определяем, что это промежутки [–3; 0) и (1; 2]. Объединение этих промежутков есть решение неравенства. Ответ: [–3; 0) (1; 2]. Пример 12. Решить неравенство , где V обозначает один из знаков неравенства >, , <, . Решение. Обозначим левую часть неравенства функцией f(x), расположим ее узлы на числовой прямой, а затем построим ее знаковую кривую. По виду знако- вой кривой определяем, что: решением неравенства является множество (х3; х4) (х2; +); решением неравенства является множество [x3; x4) [х] [x2; +); решением неравенства является множество (–; x3)(х4; х1) (х1; х5) (х5; х2); решением неравенства является множество (–; x3] (х4; х5) (х5; х2]. Пример 13. Решить неравенство . Решение. Для левой части неравенства строим знаковую кривую. Решению неравенства удовлетворяют промежутки, для которых знаковая кривая имеет значок «+»: (–2; 0) (3; +). ответ: (–2; 0) (3; +). Пример 14. Решить неравенство , а также указать решение противоположного ему неравенства. Решение. По количеству переменных множителей размещаем 5 точек на числовой прямой и обозначаем их в порядке возрастания: –3, –1, 0, 2, 3. Далее, выкалывая полюсы и отмечая четные узлы, проводим знаковую кривую. Ответ: (–; –3) (–1; 0) [2] [3; +). Противоположное неравенство будет иметь вид . Его решением будет множество (–3; –1) (0; 2) (2; 3). Пример 15. Решить неравенство . Решение. Приведем разложение в левой части неравенства к стандартному виду, т.е. в каждой скобки поставим переменную х на первое место и сделаем коэффициент перед ней равным +1 (стрелками указаны коэффициенты, вынесенные из соответствующих скобок): Семь «переменных» множителей – семь скобок; размещаем 7 точек на числовой прямой в порядке возрастания: –6, – , 0, , , 1, 2, выкалываем полюсы (точки –6, , 2), отмечаем четность соответствующих узлов и строим знаковую кривую справа снизу (общий знак определяется отрицательным множителем (-5)3 : Ответ: (-6;– ] [0] [ ] ( ; 2). Пример 16. Решить неравенство 2х2 + 3х – 1 < 0. Решение. Необходимо левую часть неравенства представить в виде стандартного разложения. Для этого нужно найти нули х1, х2 квадратного трехчлена и воспользоваться разложением ах2 + bх + с = а (х – х1) (х – х2). Для нашего трехчлена 2х2 + 3х – 1 вычислим дискриминант: D = 9 + 4 • 2 • 1 = 9 + 8 = 17. Тогда его нули (корни), находим по формуле: Исходное неравенство перепишется в виде 2 ( x – )(x+ ) < 0. Отметим две точки на числовой прямой: – , , и проведем знаковую кривую: Ответ: (– ; ). Пример 17. Решить неравенство . Решение. Левую часть неравенства приведем к виду стандартного разложения. Для этого трехчлены в нее входящие разложим по нулям, если таковые имеются, а из скобки (3 –5х) вынесем множитель –5. Покажем преобразования по фрагментам: 1) квадратный трехчлен 2х2 + 3х + 7: D = 9 – 4 • 2 • 7 < 0 - нет корней, а т.к. старший коэффициент равен 2 и 2 > 0, то 2х2 + 3х + 7 > 0 при любом х из R; 2) разность кубов: х3 – 1 = (х – 1) (х2 + х + 1), причем неполный квадрат х2 + х + 1 > 0 при любом х из R (его дискриминант отрицателен); 3) квадратный трехчлен 2х2 + 3х – 5: D = 9 + 4 • 2 • 5 = 9 + 40 = 49 = 7 2 – два корня: тогда 2х2 + 3х – 5 = 2 (х + 2,5)(х – 1); 4) (3 – 5х) = –5 (х – ) = –5 (х – 0,6). Неравенство принимает вид: Выбросили (опустили) сугубо положительные многочлены числителя и знаменателя (отмеченные значком "> 0”) и не стали "убирать” коэффициенты –5 и 2. Тогда для полученного неравенства знаковая кривая будет иметь вид: Ответ: (-2,5; 0,6]. Пример 18. Решить неравенство х4 – х3 + х – 1 < 0. Решение. Левую часть неравенства нужно привести к произведению простых множителей: х4 – х3 + х – 1 = (х4 + х) – (х3 + 1) = х (х3 + 1) – (х3 + 1) = (х3 + 1) (х – 1) = (х + 1) (х2 – х + 1) (х ––1) = (х – 1) (х + 1) (х2 – х + 1). Тогда неравенство принимает вид: (х – 1) (х + 1) (х2 – х + 1) < 0, причем положительный неполный квадрат (х2 – х + 1) можно опустить. Следовательно, х4 – х3 + х – 1 < 0 (х – 1) (х + 1) < 0 Соответствующая знаковая кривая представлена на рис.30: заштрихованный промежуток является решением исходного неравенства. Ответ: (–1; 1). Пример 19. Решить неравенство 2х4 – 5х2 + 2 0. Решение. Представим левую часть в виде стандартного произведения простых множителей. Для этого, положив х2 = t, t 0, сначала решим уравнение 2t 2 – 5t + 2 = 0: D = 25 – 16 = 9 = 3 2, . Т.о., биквадратный трехчлен, стоящий в левой части неравенства, можно записать в виде 2 (t – 2) (t – ) и, подставив t = x2, преобразовать далее, используя формулу разности квадратов: 2(х2 – 2) (х2 – ) = 2(х – )(х + )(х – )(х + ) = 2(х – )(х + )(х – )(х + ). Следовательно, исходное неравенство перепишется в виде: 2 (х – )(х + ) (х – )(х + ) 0. Знаковая кривая имеет вид: Ответ: (–; – ] [ ] [ ; +). Пример 20. Решить неравенство Решение. Нули числителя и знаменателя алгебраической дроби, стоящей в левой части неравенства, определим по теореме Виета (надпишем их сверху над свободным членом): х2 + 5х + = (х + 1)(х + 4) и х2 – х – = (х + 2) (х + 3). Неравенство принимает вид: Ответ. [–4; –2) [–1; 3). Пример 21. Решите систему неравенств Решение. Каждое из неравенств системы, приводим к стандартному виду (нули трехчленов находим по теореме Виета), получаем: Решение первого неравенства можно символически изобразить промежутками – прямыми углами: , а второго – конечным двусторонним промежутком со скошенными углами: . Если наложить их друг на друга, то общий промежуток, определяемый пересечением этих двух множеств, и будет являться решением системы (заштриховано): Т.о., ответом будет являться множество (–5; –4] [–1; 3). Ответ: (–5; –4] [–1; 3). Пример 22. Решить систему неравенств Решение. Разложим трехчлены, стоящие в левой части неравенств, по нулям, построим их знаковые кривые, а затем, наложением решений (множеств) каждого из неравенств системы, находим их общую часть – решение системы: Общая часть пересечений всех трех множеств (решений каждого из неравенств систем) есть множество [2; 3). Ответ: [2; 3). Пример 23. Решить неравенство (х – 1)3 . Решение. Множитель положителен при любом х (за счет квадратной степени под корнем), поэтому он не оказывает влияния на знак левой части неравенства. Левая часть неравенства обращается в нуль в точках х = 1 и х = 0 – это узлы функции. Тогда знаковая кривая имеет вид: По виду знаковой кривой устанавливаем, что левая часть неравенства обращается в ноль в точках 0 и 1 и положительна в промежутке (1; +). Объединяем эти множества и получаем ответ. Ответ: [0] 1; +). Пример 24. Решить неравенство (x2 – x – 6) . Решение. ОДЗ определяется неравенством 1 + х 0 х –1. Разлагая квадратный трехчлен, приводим неравенство к виду: (х2 – х – ) (х + 2) (х – 3) . Соответствующая знаковая кривая с «ограничением» х –1 имеет вид: Т.о., решением неравенства является множество 3; +). Ответ: [3; +). Пример 25. Решить неравенство . Решение. Выражение под корнем квадратным должно быть неотрицательным, а потому на основании свойств неравенств данное неравенство будет равносильно системе: х (–; –3] [3; +). Ответ: (–; –3 3; +). Пример 26. Решить неравенство . Решение. Корень четной степени имеет смысл, если его подкоренное выражение неотрицательно. Следовательно, если (х–2)(1–2х) 0, то неравенство выполняется «автоматически» (корень квадратный, как неотрицательная величина, всегда больше отрицательного числа, в том числе, и –1). Т.о., имеем: (х – 2) (1 – 2х) 0 –2 (х – 2) (х – ) 0 Ответ: [ ; 2]. Пример 27. Решите неравенство . Решение. Первая скобка обращается в нуль, если х = 9, вторая скобка при любых значениях x положительна. Следовательно, нулем функции, стоящей в левой части неравенства, будет число 9. Кроме того, выражение под корнем квадратным должно быть неотрицательным, т.к. х 0. Итак, знаковая прямая с ограничением х 0 имеет вид: Ответ: (9; ). Пример 28. Решите неравенство . Решение. Корень квадратный имеет смысл, если 2х – х2 + 15 0. Следовательно, для всех значений х, удовлетворяющих неравенству 2х –х2 +15 0 множитель , а потому исходное неравенство будет выполняться, если выполняется неравенство (3х – х2 – –2) 0. Тогда исходное неравенство будет равносильно системе: x [–3; 1] [2; 5] Ответ: [–3; 1] [2; 5]. Пример 29. Решите неравенство . Решение. Разложим трехчлены, стоящие в числителе и знаменателе, на множители. По теореме Виета корни трехчлена x2 – 2х – 3 есть числа 3, –1, поэтому x2 – 2х – 3 = (х + 1)(х–3). Далее: D = 1 + 8 = 9 = 32, x1,2 = Тогда 2х2 + x – 1 = 2(x + 1)(x – 0,5). При неотрицательном числителе алгебраическая дробь неотрицательна, если ее знаменатель положителен, т.е. исходное неравенство равносильно системе: Ответ : (–; –1) [3; +). Пример 30. Решите неравенство . Решение. На основании определения модуля: для функции f(x) будем иметь: |f(x)| = Тогда исходное неравенство равносильно совокупности двух неравенств («распадается» на два неравенства): В качестве решения имеем совокупность множеств (–; –3] (–3; – ] [0,5; +) = =(–; – ] [0,5; + ). (Напоминаем, что символ обозначает совокупность, т.е. объединение множеств, а не их пересечение.) Ответ: (–; – ] [0,5; +). Пример 31. Найти область определения функции . Решение. Область определения D(y) задается системой неравенств: Ответ: (–; –11) (–11; –9) (–9; 2] [3; +). Иррациональные неравенства. При решении иррациональных неравенств используются те же приемы, что и при решении иррациональных уравнений; возведение обеих частей неравенства в одну и ту же натуральную степень, введение новых переменных. При решении иррациональных неравенств, определяем несколько видов простейших неравенств. 1) ≥ C, где 1) C ≥0 переходим к равносильной системе f(x) ≥0 f(x) ≥0 f(x) ≥c2 f(x) ≥c2 2) c<0 переходим к равносильной системе f(x) ≥0 II) C, где 1) C ≥0 переходим к равносильной системе f(x) ≥0 f(x) ≥c2 2) с<0 C – не имеет решения III. ≥ f(x) ≥0 g(x) ≥0 f(x) ≥g(x) IV. ≥g(x) переходим к равносильной системе (совокупности) f(x) ≥0 f(x) ≥0 g(x) ≥0 или f(x) ≥g2(x) g(x) <0 V. переходим к равносильной системе f(x) ≥0 g(x) ≥0 f(x) ≥g2(x) 1). 3x-2 ≥0 ó 3x≥2 ó x≥ 3x-2>1 3x>3 x>1 Ответ: (1;¥). 2) ≥ Ответ: [ ;4). 3). < = > < = > I) II) (-∞; ] [ ;∞) 4) <3x-5 2x+10≥0 2x≥-10 x≥-5 x ≥-5 3x-5≥ 0 < = > 3x≥5 < = > x≥ x≥ 2x+10< (3x-5)2 2x+10<9x230x+25 9x2-32x+15>0 9(x-3)(x- )>0 9x2-32+15=0 D=484 x1=3; x2= x≥ 9(x-3)(x- )>0 5) >3(x+1) I (x-3)(x+1)≥0 II (x-3)(x+1)≥0 3(x+1) ≥0 или 3(x+1)<0 (x-3)(x+1)>9(x+1)2 I (x-3)(x+1)≥0 < = > (x-3)(x+1)≥0 < = > (x-3)(x+1) ≥0 (x+1) ≥0 x ≥-1 x ≥-1 (x-3)(x+1)>9(x2+2x+1) x2-2x-3-9x2-18x-9>0 -8x2-20x-12>0 (x-3)(x+1)≥0 x ≥-2 -8(x+1)(x+1.5)>0 -8x2-20x-12=0 D=16 x1= =-1.5 x2= =-1 x≥3 -1.5<x<-1 =>θ II (x-3)(x+1) ≥0 3(x+1)<0 Ответ: (-∞;1) 6) <2(x+4) (x+4)(2x-1) ≥0 (x+4)(2x-1) ≥0 (x+4)(2x-1) ≥0 2(x+4) ≥0 < = > x≥-4 < => x ≥-4 (x+4)(2x-1)<4(x2+8x+16) 2x2+7x-4-4x2-32x-64<0 -2x2-25x-68<0 -2x2-25x-68=0 < = > (x+4)(2x-1) ≥0 < = > x€(-∞;-4] [1/2; ∞) D=625-544=81 x ≥-4 x ≥-4 x1=-8.5 -2(x+4)(x+8.5)<0 x€(-∞;-8.5) (-4; ∞) x2=-4 Ответ: [1/2; ∞) 7) 17-15x-2x2≥0 < = > -2(x+1)(x+8.5)>0 x+3>0 x>-3 -2x2-15x+17=0 D=361 x1=-8.5; x2=1 Ответ: (-3;1) 8) ; x-1≥0 x≥1 x+2≥0 x≥-2 x-1+2 2 x≥1 x≥1 -2x-2≥0 x≤-1 = > 4(x2+2x-x-2)≤4x2+8x+4 4x2+8x-4x-8<4x2+8x+4 9) 3x+1≥0 x≥- x-4≥0 < = > x≥4 < = > 4x+5≥0 x≥- 3x+1+2 +x-4<4x+5 x≥4 x ≥ 4 2 <8 < = > 4(3x+1)(x-4)<64 < = > x ≥ 4 x ≥ 4 x ≥ 4 12x2+48x+4x-16-64<0 < = > 12x2-44x-80<0 < = > (x-5)(x+1 )<0 Ответ:[4;5]
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены