РАЗРАБОТКИ
|
«Народная педагогика в трудах К.Д Ушинского и С.А. Рачинского как основа системы социального воспитания школьников»
В современной науке существуют два основных подхода к определению предмета социальной педагогики. Причем, оба подхода к решению социально-педагогических проблем являются актуальными и взаимодополняющими. Рассмотрим их поближе.
Сторонники первого подхода в ряде учебных пособий по социальной педагогике («Социальная педагогика» под общ. ред. М.А.Галагузовой, М.,2001; Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика», М., 1999), знакомя с основами социально-педагогической деятельности, уделяют больше внимания работе социального педагога с детьми, имеющими проблемы в развитии, девиациями (нарушение социальных и моральных норм) и делинкветным (нарушение установленных правовых норм) поведением у детей. В то же время, существует и другая точка зрения. Так, А.В.Мудрик (Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику», М., 1997), обосновывая методики социального воспитания, рассматривает социально-педагогическую деятельность в более широком аспекте. Следуя традициям К.Д.Ушинского, который во введении к своей «Педагогической антропологии…» писал, что важнейшее значение в воспитании играет окружающая воспитанника атмосфера, А.В.Мудрик ставит перед социальным педагогом задачу освоения педагогического потенциала окружающей среды. Для этого исследуется процесс социализации, как основная проблема социальной педагогики. Все факторы становления личности воспитанника, его семья и микросоциум, соседское окружение, общество сверстников, институты воспитания - государственные и общественные, религиозные, страна, в которой он проживает, его этническая принадлежность, все эти факторы влияют на процесс воспитания. И, несомненно, социальный педагог должен не только грамотно анализировать процесс социализации, но и уметь использовать воспитывающий потенциал окружающей среды для создания педагогически целесообразного пространства воспитанников. Для социальных педагогов является актуальным вопрос какими методами и практическими формами работы можно выстроить желаемое педагогическое пространство в рамках образовательного учреждения. Предлагаемые сегодня варианты решения проблемы представляют в большинстве своем попытки проекции на наше общество, на нашу образовательную систему уже готовых, в основном западных педагогических концепций и методик. Но ожидаемых результатов - возрастания духовности, культуры, уровня образованности – этот процесс не приносит. Нравственная поврежденность современного молодого поколения очевидна. Однако уже многие педагоги понимают, что не нужно копировать Запад, необходимо обратить свой взор к собственному многовековому опыту историко-культурного развития. Задача данной статьи проанализировать опыт социального воспитания, изложенный великими русскими педагогами К.Д.Ушинским и С.А.Рачинским. Патриарх отечественной педагогики К.Д. Ушинский В статье «О народности в общественном воспитании» писал: «Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особая национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». К вопросу заимствования чужого опыта Ушинский относился осторожно: «Воспитание, построенное на абстрактных или иностранных началах (что все равно, потому что всякая иностранная система может быть приложена к другому народу только во имя рациональности), будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система, созданная самим народом». К.Д. Ушинский писал, что воспитание существует ... в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. В своих трудах Ушинский подчеркивал, что воспитание должно иметь приоритет над образованием, ибо нравственность возвышает целеполагание и способствует развитию ума, воли и чувств ребенка. Педагогическая система любой страны должна обладать неповторимой национальной спецификой и отражать душу народа. Душой русского народа, по Ушинскому, является христианство. Многообразное значение православия, его воздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о нем как об этнокультурной доминанте русской ментальности. Христианство несет в себе подлинно человеческие ценности: «В том то и состоит великая заслуга христианства перед цивилизацией, каково бы ни было наше миросозерцание, что христианство коренным образом изменило природу человека, не требуя для этого ни высокой цивилизации, ни особенных знаний, ни особенно развитого ума: несколькими словами, понятными для народа, ставило оно дикаря выше образованнейших и мудрейших людей классического мира. И если мы не ставим религию средоточием гуманного образования, то только потому, что оно должно стоять во главе его…», - писал К.Д Ушинский в статье «Педагогические сочинения Н.И.Пирогова». Ушинский называет христианство идеалом образования. В статье « О народности в общественном воспитании» он пишет: «Есть только один идеал, совершенство, перед которым преклоняется народность, это идеал, представленный нам христианством. Все, чем человек, как человек может и должен быть выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне впереди человека и народов, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью». Для русских людей идеал («каков должен быть человек») –это Христос и собор святых. Любимым чтением на Руси были «Жития святых». Писание книги о жизни подвижников предназначалось и для почитания Бога, которому святой посвятил свою жизнь, и для укрепления в духе и подвиге читающего житие. Ушинский, говоря о народном эпосе, отмечает, что идеал выражает «особую степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, выражает народную совесть». В 30-е годы 20 века русский философ Иван Александрович Ильин, которого и его современники и более поздние поколения исследователей называли пророком, в своей книге «Путь духовного обновления», в главе «Путь национального воспитания», по сути, соглашается с Ушинским: «Преклонение перед святым и героем возвышает душу; оно дает ей сразу - и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей и задание, и верный путь». Характерной чертой народной школы К.Д.Ушинский называет воспитание в учениках священного начала Родины, любви к Отечеству, которая «дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными и семейными родовыми наклонностями». Принципиально важным Ушинский считал изучение родного языка. Сегодня психолингвистикой доказано: только родной язык, как целостная смысловая система, настроен на внутренние струны души – ума человека. Для развития ребенка важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя выражать на нем его собственные внутренние состояния. Активно же внедряемый ин. яз. всегда является системой знаковой (разделительной!), что вносит в мышление бессмысленные цели, глушит и забивает, как сорняк, родные языковые корни. («Язык наш», СП б, 2001, с.29). «…Компьютер создан по подобию человека (его языковой информационной системы). …Как известно, компьютер сразу создается с главным – управляющим языком, и он навсегда остается неизменным, хотя и вводятся в него потом любые программные языки… » («Язык наш», СП б, 2001, с.64-65) Обучение иностранным языкам, особенно с малых лет, необратимо перестраивает мозг, деформирует его, делая людей безродными общечеловеками. Язык –это не только средство общения, но и мощное орудие нравственного воспитания: «Возвышается народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык. Никогда безбожник не может говорить языком Давида.… Никогда развратный не может говорить языком Соломона (с.120)… Народ российский всегда крепок был языком и верою; язык делал его единомысленным, вера - единодушным». (академик А.С.Шишков «Язык наш», СП б, 2001, с.113) К.Д.Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание можно воздействовать только человеческой личностью. Примером такого педагога является человек, чье педагогическое наследие в советские времена было предано забвению. И только в конце 90-х годов стали появляться публикации об уникальном опыте школы Рачинского. Сергей Александрович Рачинский (1833-1902 гг.), педагог – практик. Вернувшись из Москвы в свое родовое имение Татево Смоленской губернии, он предпочел работу сельского учителя начальной школы карьере профессора Московского Университета. Его школа была общежительного типа, родители привозили детей из дальних деревень. Сам Рачинский поселился жить в школе. Между ним и учениками были почти семейные отношения. Эти отношения были настолько доверительными, что дети фактически не совершали проступков, боясь чем- либо оскорбить своего учителя. По мнению Рачинского, народная школа «должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но, прежде всего, школой добрых нравов, школой жизни христианской под руководством пастырей церкви…Священник придает смысл этой насильственной жизни детей вдали от родного дома под сенью церкви. Хороший священник – душа школы… Урок Закона Божьего, этот любимый урок наших учеников, исходя из уст любимого священника, учащего своею жизнью, приобретает громадную силу…». Предмет Закона Божия стал средоточием всей воспитательной и учебной работы в школе Рачинского: -жизнь школы определялась календарем церковных праздничных дней. Надо отметить, что Рачинский впервые дал педагогическое осмысление Годового Круга праздников. Он считал, что школа должна запоминаться ученикам именно праздниками и подготовкой к ним. Праздники являются частью народного уклада, само же укдадное воспитание вводит ребенка в порядок нравственных действий, приучает его к порядку. -в программу обучения был введен церковно-славянский язык. Рачинский подчеркивал его воспитательную роль: «Обязательное изучение языка мертвого, обособленного от отечественного целым рядом синтаксических и грамматических форм, а между тем столь к нему близкого, что изучение его доступно на первых ступенях грамотности, это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению родного русского языка, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамотности». Сама церковно-славянская азбука Кирилла и Мефодия являлась не просто набором звуков и абстрактных знаков (букв), она была своеобразной матрицей мира, значимой для педагогики не менее чем таблица Менделеева для химии. Имена букв изучались через введение ребенка в фундаментальные нравственные понятия, закладывающие знания о должной жизни человека, его труде на земле, об отношении к себе, другим людям и Создателю. Например: Д – «добро» (доброта, душа, дух, держава, друг, добродетель, дочь), З - «земля» (земля русская, закон, заповедь), И –«иже» (истина, имя, имение), Л –«людие» (ложь, лик, любы/любовь, лепота/красота), М - «мыслите» (мир, милость, мера, молва, мудрость), Р –«рцы» (радость, рана, род,народ, Родина), С –«слово» (святыня, свет, смирение, сокровище) и т.д. Церковно-славянский язык имел и практическое применение: учащиеся с удовольствием исполняли обязанности чтецов и певчих клироса. «Кто овладел хотя бы только службами страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления» (Рачинский С.А.) - Большое значение в школе придавалось церковному пению: «Тому, кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрини, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки…» - Вместе с учениками педагоги школы совершали паломнические походы к святым местам ( О походе в Нилову пустынь близ Осташкова Рачинский написал мемуары, оцененные критиками как высокое литературное произведение Рачинский стал известным педагогом, дружбы с ним искал Л.Н. Толстой. И только расхождение во взглядах на участие церкви в жизни школы помешало этой дружбе. Кроме педагогической деятельности Рачинский вел большую общественную работу (считая пьянство одним из самых больших пороков русских людей, он вел борьбу с ним посредством организации общества трезвости). И это дало свои результаты: в радиусе 30 км. от Татева не было ни одного пьющего человека) Великое наследие великих русских педагогов должно быть в полной мере освоено. Изучение педагогического наследия сегодня является одним из шагов на пути к воскрешению традиций национальной педагогики, при практической работе может стать реальной помощью и поддержкой социальным педагогам, учителям и родителям. Список использованной литературы: 1.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, М., «Педагогика», 1988 г. Статьи: «Педагогические сочинения Н.И.Пирогова» « Педагогическая антропология…» « О народности в общественном воспитании» «О нравственном элементе в русском воспитании» «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» 2.Рачинский С.А., «Заметки о сельских школах»// «Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20вв», М., 1990 3. Рачинский С.А., «Школьный поход в Нилову пустынь»// Опыты православной педагогики. Литературная учеба, №5-6, 1993 4. И.А. Ильин «О национальном воспитании»//Собр. Соч. в 10-ти томах, т.7, с.205. 5.Саблина Н.П., «Буквица славянская», СПб,2000г 6 «Социальная педагогика» под общ. Ред М.А Галагузовой, М,2001 7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика», М., 1999 8. Мудрик А.В., «Введение в социальную педагогику»,М., 1997
Всего комментариев: 1
1
Lubuska • 23:40, 11.11.2011
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены