РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт использования ИКТ в начальной школе

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НЕКЛИНОВСКИЙ РАЙОН
село Покровское
МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа №3




Опыт использования ИКТ
в начальной школе.



И.Ю. Данелян,
учитель начальных класса
МОУ Покровская СОШ №3




"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя китайская мудрость


Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Использование компьютерных технологий становится все более востребованным в начальной школе. Появляется все больше возможностей использования медиаресурсов на уроках с младшими школьниками:

• создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• создание презентации на определенную тему по учебному материалу;
• поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
• создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• создание текстовых работ.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность;
• привлекать большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
• обеспечивать высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разно - уровневые задания);
• вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
• дать первоначальное представление о компьютере;
• научить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения поставленных перед ним задач.
В своей работе я использую готовые мультимедийные продукты и обучающие программы, создаю собственные мультимедийные презентации. С помощью MS Word разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.
Большинство учащихся моего класса уже имеют базовые навыки владения компьютером и с удовольствием создают свои электронные презентации к уроку. Например, по теме «Страны Мира», 3 класс «Окружающий мир», учащиеся подготовили презентации «Достопримечательности Англии», «Знаменитые места Италии», «Что я узнал о Греции», «Индия» и другие. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Так мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.
Таким образом, применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.
Имея в кабинете интерактивную доску Smart Notebook, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart Notebook позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Просмотрел, отвлёкся и не знаешь, что надо записать на месте пропуска… Индивидуальная работа у доски выполняется на «Ура». Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Равнодушных в классе не оказалось! Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызывает восторг! Такая работа у доски является поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание и т.п.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Проведение классных часов, внеклассных мероприятий – конкурсов, викторин, родительских собраний также не обходится без использования компьютера. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных презентаций по различной тематике.


Литература:
1. О.В. Рыбъякова. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
3. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 4-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.
Интернет-источники
1. Сайт «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/
2. А. Н. Бердникова Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании
3. Плотникова Н. В. Использование ИКТ в начальной школе. http://www.garmvn.ru/
4. Интернет ресурсы www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html

[l][r][size=10]
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены