РАЗРАБОТКИ
|
Три основных закона поведения учащихся.
Материалы лекции психологического блока для молодых педагогов по программе «Профессиональная адаптация молодого учителя в современной школе». Автор - Хасянова И.Е., методист ИМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Три основных закона поведения учащихся 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. В процессе школьной жизни базовая потребность ученика — ощущать себя причастным к школьной общности — воплощается в три частные цели: • ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность), • строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), • вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности). Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением». Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как: • качество отношений между ним и учителем; • атмосфера в классе – поддерживающая или, наоборот, деструктивная; • соответствующая этому структура классного коллектива. 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: • привлечение внимания • власть • месть • избегание неудачи. Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. "Если они научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строить общение с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. И так не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы. Педагогическое вмешательство — это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ученик, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его «плохого» поведения. Эти четыре цели как путеводные нити. Прозрев однажды, учитель понимает, что может помочь ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами. Воспитывающее ответственность педагогическое вмешательство должно соответствовать нарушению дисциплины, связь между проступком и наказанием должна быть понятной ребенку и осмысленной. У каждого ребенка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей. Поэтому в основе предлагаемой нами программы — индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку. Практический инструмент индивидуализации подхода — составление так называемого Школьного плана действий (ШПД). Школьный план действий Это план изменений ребенка через описание взаимодействия с ним. Составление ШПД требует времени, но правильно составленный план сторицей оправдывает затраты. Уже само его составление снижает тревогу и снимает стресс. В процессе первых шагов составления ШПД вы начинаете верить, что все можно изменить. Меняются ваши установки: раньше вы постоянно ожидали подвоха, теперь настроены на ожидание успеха. Составляя Школьный план действий — индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретным учеником, учитель фактически разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с ним. При этом он решает последовательно пять задач, как бы делает пять «шагов». Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка. Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения. Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке. Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения. Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД. Рассмотрим подробнее содержание каждого шага. Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка Это означает умение: • Собирать и точно формулировать факты. • Избегать субъективных оценок. • Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения. Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» Нарушая дисциплину, ученик может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: • привлечение внимания • власть • месть • избегание неудачи Привлечение внимания — некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя. Власть — некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок. Месть — для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру. Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога. Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение. Например, если девочка громко рыдает, положив голову на парту, чтобы привлечь внимание, учительнице достаточно просто подойти к ее парте, чтобы она замолчала. Если цель девочки — власть, то она от этого, конечно, не замолчит. Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие. Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке Выбирая то или иное педагогическое вмешательство, помните, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем. «Быстрым» – не значит импульсивным, спонтанным. Это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна остановить проступок здесь и сейчас «Верным» – означает учитывающим истинную цель «плохого» поведения ребенка. Например, техника отсроченного реагирования подходит ученикам, ищущим власти, но не подход ученикам, боящимся неудачи. Еще одно свойство педагогического воздействия – оно должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным. Это означает, что учитель должен выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок. Н лекции и практических занятиях вы познакомитесь с различными способам реагировать быстро и уверенно. Какие-то приемы будут новы да вас, какие-то – близки и знакомы. Нет приемов худших и лучших. Каждый подходит для своих обстоятельств Выберите один прием и «примерьте» его к себе: подходит ли он вашей личности и вашему стилю преподавания? Затем попробуйте другой прием. Большинство предлагаемых приемов подходят и детям в детском саду, и старшеклассникам. Однако некоторые приемы рассчитаны только на какую-то одну возрастную группу. Шаг № 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения Педагоги часто применяют приемы экстренного педагогического вмешательства и понимают при этом: нет гарантии, что завтра, послезавтра или через неделю ученик не повторит свои безобразные выходки. Действительно, экстренное педагогическое воздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот выстроенная стратегия поддержки — может. Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он • ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности; • строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность) или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые; • вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (свой вклад). Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми. Поддерживающая, формирующая самоуважение ученика стратегия не требует специального времени. Ее реализация занимает у учителя не больше сил и времени, чем традиционные воспитательные беседы, обличительные речи и выяснения отношений. К тому же для педагога это единственный способ хотя бы немного улучшить отношения с учениками, которые его откровенно не любят. Заменив свое традиционное поведение поддержкой, учитель изменяет свою установку о отношению к ученику. Теперь он ожидает от ученика хороших поступков и замечает его хорошие поступки. Поскольку отношение педагога к ученику становится позитивным, меняется и отношение ученика к учителю. Возрастание его самоуважения приятно удивит вас, просто ребенок станет получать то, что ему необходимо, нормальными приемлемыми способами. Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию школьного плана действий Разработка ШПД для построения конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями. Если родители понимают ваши проблемы! или даже разделяют их, если они готовы к психологической работе с собой, то под вашим руководством они могут разработать! свой Домашний план действий и тем самым не только помогать вам, но и решать собственные воспитательные проблемы. Работа по составлению и реализации Школьного плана действий приводит к выигрышу всех участников учебно-воспитательного процесса. Во-первых, выигрывает учитель. Его ежедневная борьба за дисциплину прекращается, появляется удовлетворение процессом обучения и общения на уроках. Обучаясь строить конструктивные взаимоотношения с учениками, учитель переносит новый стиль общения на всех остальных людей. «Эмоциональное сгорание» (разочарование, усталость, тревожность, нервные срывы) исчезает, на его место приходит удовольствие от творческого и успешного профессионального дела. Работа по предлагаемой нами программе полезна в равной степени всем педагогам, от воспитателя детского сада до преподавателя старших классов школы. Базовые навыки взаимодействия учителей и учеников остаются неизменными, какого бы возраста ни были ваши питомцы (просто для учеников разного возраста вы используете разные приемы педагогического воздействия и разные способы повышения самоуважения). Во-вторых, выигрывают ученики. Когда в классе уроки превращаются в выяснения отношений, это не способствует ни умственному, ни личностному развитию. Ученики страдают не меньше учителей, вред себе наносят этим и инициаторы срывов уроков. Все дети, пришедшие учиться, нуждаются в творческой, мирной и дружелюбной обстановке, без этого трудно рассчитывать на хорошую успеваемость. В-третьих, становятся спокойнее родители. Они довольны тем, что воспитание ребенка ведется компетентно и по определенному плану. Они часто берут ШПД за основу для коррекции отношений со своим собственным ребенком. Наконец, довольна и администрация школы. Для нее письменный ШПД — это документ, с помощью которого можно контролировать и оценивать стратегию и эффективность работы учителя с трудными учениками, а также определять, когда учителю нужна помощь более опытного коллеги. Последнее замечание. Наша программа — не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом этой технологии являетесь вы сами как активно действующий образец партнерского отношения к людям. Успех программы зависит от вас и вашей веры в себя и в свой успех. Итак, наблюдение и изложение в письменном виде проблемного поведения ученика — шаг №1 в составлении Школьного плана действий (ШПД). Успех дальнейшей деятельности учителя зависит от того, насколько аккуратно, конкретно и точно он опишет исходное поведение ученика — то, что педагогу хотелось бы исправить. Только объективный взгляд позволит ему правильно определить цель нарушения поведения (шаг № 2), выбрать соответствующее экстренное воздействие (шаг № 3) и выработать стратегию поддержки (шаг № 4). Все эти действия будут более эффективными, если учителю будут помогать коллеги педагоги и родители учеников. Это требует организации особого взаимодействия с ними (шаг № 5).
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены