РАЗРАБОТКИ
|
Современные методы обучения одаренных детей информатике
Ученик не может открывать истины для человечества, но уже известные другим знания он должен открыть или переоткрыть для себя.
В.А. Брушлинский. О субъекте мышления и творчества. В обучении информатике одаренных детей параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ: -Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция); -Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); -Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); -Проблемное обучение; -Метод проектов; -Ролевой метод. В начальных классах для обучения одаренных детей наиболее часто применяются такие методы как словесные, наглядные. Например, на уроках по введению понятия «информация» дети на известных для них примерах узнают, что может быть источником и приёмником информации, что можно делать с информацией, что в зависимости от решаемой задачи необходимо производить отбор полезной (нужной) информации. Понятие «информация» - определяющее для предмета. Усвоив его, одаренным школьникам легче дается следующие понятия «обработка и кодирование информации», причём сначала они сами учатся обрабатывать информацию и знакомятся со всевозможными условностями, с помощью которых можно информацию сделать доступной не для всех. На уроках по кодированию информации одаренные дети уже в начальной школе узнают основу довольно сложной системы устройства памяти и работы компьютера, что в последующих классах им должно помочь усваивать материал быстрее, т.к. будет продолжение темы на более высоком уровне, а у них уже есть начальный объем знаний по этой теме. Затем встает необходимость знакомства с фундаментальными знаниями о компьютере, причем именно теоретическими. Дети должны четко представлять, что входит в минимальный состав аппаратной реализации компьютера, назначение основных устройств. Только после этих уроков одаренные школьники, особенно у кого вообще не было возможности реально познакомиться с ПК вне занятий, будут работать за компьютером с большим пониманием происходящего и главное со смыслом, а не чисто механически, выполняя указания преподавателя. Причем хотим отметить, что на сегодняшний момент, у кого дома есть компьютер, отношение к этой технике в домашнем интерьере по большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому раннее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на компьютере. Как же донести учебный материал до одаренных учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Во-первых, в начале каждой новой темы по информатике показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо. Во-вторых, по возможности, включать в уроки информатики, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством. В-третьих, при работе за компьютером у каждого одаренного школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику. В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся с высокими познавательными способностями должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться. не хватает перехода Структура урока информатики для одаренных детей Тема урока: «Устройство компьютера. Оперативная память» Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума) Логика построения урока: Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке Актуализация субъектного опыта учащихся, ценностных, личностных смыслов Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала Организация осмысления Первичная проверка понимания нового материала Синтез: организация первичного закрепления и самостоятельный анализ учебной информации Применение полученных знаний в практикуме Рефлексия Практикум Триединая дидактическая цель: а) познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися с высокими познавательными потребностями особенностей построения компьютера, визуального восприятия материала урока; принципа работы оперативной памяти и порядка следования устройств, входящих в состав аппаратной реализации ПК. б)развивающий аспект: обеспечить развитие дивергентного мышления. в) воспитательный аспект: обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся с высокой мотивацией и познавательной активностью. На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности одаренного школьника: диалоги; работа в группах; игровые методики; информационные минутки; эвристический подход. Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников с высокими познавательными потребностями, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные репродуктивные исследовательские коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения одаренных детей в начальной школе. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность одаренных учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока. Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором высокомотивированные учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся с высоким желанием познавать, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса одаренных учащихся, поскольку известно, что для них возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом. Наряду с общедидактическими методами обучения одаренных детей на уроках информатики применяют частнометодические. Так, при изучении раздела "Алгоритмизация и программирование" применяют такие методы, как ролевое исполнение алгоритма, "черный ящик", приемы: усложнение задачи, "найди ошибку в алгоритме", таблица значений и др. (более подробно см. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004 г.). На пропедевтическом уровне обучения информатике одаренных детей рекомендуется активизировать игровые формы обучения, например, информационные игры. Под информационными играми будем понимать игры, основанные на информационных процессах: передача, обработка, кодирование и декодирование информации и пр. Например, игры на передачу информации (в этих играх, как правило, задействованы невербальные каналы передачи информации). Дидактическое значение этих игр весьма высоко. Действительно, навыки передачи информации невербальными каналами (мимика, жест, поза, жестикуляция и пр.) имеют важное значение в повседневной жизни школьников с высокими познавательными интересами, и будут иметь еще большее значение в будущей активной социальной и профессиональной деятельности. Однако в школе нет таких уроков, где бы школьников учили владеть этими способами передачи информации. Умение верно передать смысл сообщения не только словами, но и "общим выражением тела" очень пригодится учащимся в жизни, поэтому этому надо учить, в том числе, и на уроках информатики. Например, шарады - это быстрые и зажигательные игры на угадывание, в которые можно играть самыми разными способами. В них могут играть всего несколько игроков или целый класс. Один игрок (или команда, в зависимости от того, какой вариант игры выбран) представляет какое-нибудь слово или фразу в пантомиме, в то время как остальные пытаются угадать, что он имел в виду. Представление можно проводить в полном молчании. Можно использовать условные движения - движения, о значении которых договорились заранее, показывающему пантомиму запрещено говорить. Таким образом, попытки обучать одаренных детей не так как всех остальных предпринимались и продолжают предприниматься. Разрабатываются методики обучения одаренных детей, проводятся эксперименты, открываются школы-лаборатории и т.д. Все это помогает современным детям лучше ориентироваться в мире, насыщенном большим количеством информации и проявлять свои творческие способности во всех областях знаний.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены