РАЗРАБОТКИ
|
Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения
Отдельные измерения по шаблону, без идеи и интуиции об общем строении, вряд ли могут сдвинуть нас с места…Задача методики заключается не только в том, чтобы научить измерять, но и в том, чтобы научить видеть, мыслить, связывать…
Л.С.Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника. Современное обучение в массовой школе представляет собой систему, в которой место учащегося, поступающего в школу, определяется главным образом возрастом, а не высокими умственными способностями ребенка. Хотя эти различия у детей могут быть очень значительны. Высокий уровень развития детей, по сравнению со своими сверстниками, родителями и некоторыми педагогами рассматривается как залог успешного обучения в школе в дальнейшем. Большинство таких детей характеризуются ярко выраженным стремлением к познанию и творчеству, они часто и рано осваивают чтение, счет и более сложные умения, имеют широкие и глубокие интересы и знания в областях, часто недоступных для их сверстников, демонстрируют успехи в учебе. Но, наряду с этим, распространенное мнение о том, что одаренные дети должны всегда и во всем опережать своих сверстников, далеко не всегда подтверждается. Одаренные дети также могут иметь слабые стороны (обратные стороны одаренности). Они легко и без труда справляются со сложными и напряженной работой, требующей большого труда, запоминания и неординарной деятельности. Но они часто не могут справиться с рутинной и однообразной работой. Она кажется им не имеющей смысла, а потому не вызывает интереса. Задания, предложенные таким детям, должны постоянно «бросать вызов» их способностям, отражать их неопределенную, восприимчивую ко всему, многогранную натуру. Задания на запоминание, повторение узоров и некоторые подобные таким детям кажутся ненужными, они часто отказываются их выполнять, однако легко и с желанием берутся за самые сложные, порой недоступные сверстникам задания, готовя на них вполне достойные ответы. Также одаренные дети чаще всего гиперактивны. Эта особенность ребенка может как положительно, так и отрицательно сказываться на его учебе. Родителям и педагогам с таким ребенком нелегко. Он не может сосредоточиться и долго удерживать свое внимание на материале, его постоянно нужно чем-то занимать и увлекать, подбирать для него дополнительный материал. Но в то же время педагоги часто этому ребенку дают важные и ответственные задания, поручения, потому что такой ребенок незаменим при их выполнении. Он легко и без труда заведет разговор, он способен вести за собой людей. Часто бывает, что некоторые дети, поступающие в школу, ни в чем не уступают по уровню развития одаренному ребенку. У них хорошо развита логика, внимание, память, они вполне могут неординарно мыслить. Но постепенно эти знания пропадают, как только ребенок начинает постоянную каждодневную учебу, имеет большие нагрузки. Тут его неординарность мышления становится самым обычным, знания средними. Что же произошло? Дело в том, что раннее достижение успеха некоторыми детьми объясняется не их способностями, на которые все так удивлялись и умилялись в раннем возрасте. Это вполне могут быть способности его родителей, которые своего ребенка «поднатаскали» к школе, сделали уровень его знаний выше среднего благодаря своему постоянному общению с ним. Сейчас стало «модным» готовить ребенка к школе, отдавать его на всевозможные курсы, занятия для развития логики, мышления, воображения, кружки. Такой ребенок вполне может отличаться трудолюбием и старанием, но только это не одаренность. Конечно, судить о способностях маленьких детей, особенно до средней школы (то есть начала регулярного и серьезного обучения) довольно трудно. Многие существующие методики раннего определения одаренности не дают точного результата, не могут дать прогноз на довольно продолжительное время, они часто бывают ошибочными. Так как же определить, является ли данный конкретный ребенок одаренным или нет? Современные ученые, занимающиеся одаренными детьми и особенностями их обучения, однозначно пришли к выводу, что нет такого диагностического показателя, который мог бы служить в качестве единственного и абсолютно верного предсказателя будущих высоких достижений детей. Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах мира показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение по крайней мере трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе . На высокие показатели не меньшее влияние оказывает среда, которая окружает ребенка и способствует его развитию. Нельзя говорить о том, что талант и гениальность раскроются сами собой, «пробьют себе дорогу». Для их раскрытия требуется большой, огромный труд. Тот учитель, который работает с одаренными детьми, сам должен быть гениальным. А иначе мы потеряем тот выдающийся ум, тот потенциал, который так и останется нереализованным, закованным в собственном теле. О необходимых условиях для раскрытия одаренности прекрасно написал священник А.Владимиров: «Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу, дивен этот прозрачный, твердый камень, только что извлеченный из глубины «сибирских руд»! Ради него стоило перелопачивать пуды и пуды пустой породы, но сколь не замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Бриллиантом мы называем алмаз отполированный, искусная огранка которого требует кропотливого и тончайшего труда». Несоблюдение этих условий, неправильная работа с одаренными детьми в начальной школе чаще всего приводит к тому, что дети не могут удовлетворить свои познавательные способности, проявить свои повышенные возможности в школе, у них возникаем нежелание учиться. Начальная школа с ее во многом неизбежной рутинностью, в силу чрезмерного акцента на формирование элементарных учебных навыков часто становится непреодолимым препятствием на пути развития одаренного ребенка. В связи с этим педагогу так или иначе придется учитывать неординарность мышления «необычного» ребенка и иметь в виду следующие их особенности: • любознательность • исследовательское поведение • повышенная потребность в умственной нагрузке (в следствие гиперактивности) • избирательность в увлеченности каким-либо видом деятельности (познание, рисование, музыка, конструирование и т.п.) Эти особенности приводят к тому, что ребенок более самостоятелен по сравнению со своими сверстниками, более творческий, он может сам себя занять каким-то делом на длительное время. Такие дети очень критичны к оценке своей деятельности, они не принимают давления со стороны и авторитаризма. Вследствие этого могут возникнуть проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. А избирательность мышления приводит к тому, что у них могут быть негармонично, неравномерно развиты разные сферы деятельности. В связи с этим перед учителем стоит задача учитывать эти особенности одаренных детей и подбирать задания, способные в равной степени удовлетворить и потребности, и возможности ребенка, постоянно поддерживать интерес к учению и держать довольно завышенную планку, до которой ребенок должен постоянно тянуться. Для одаренных детей, в связи с их особенностями, задачи обучения обостряются и учителю необходимо обращать более серьезное внимание на следующие: Развитие целостной картины мира и глобального мышления у детей; Развитие творческого, критического и логического мышления, способности к решению проблем; • Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям; • Обучение умениям работать совместно; • Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «Я - концепции» и понимание ценности и уникальности другого человека. • Одаренный ребенок, исходя из того, что у него мышление способно к креативности более сильно, чем у обычного ребенка, в процессе своего обучения должен научиться следующим умениям: • выдвигать гипотезы • задавать исследовательские вопросы • давать определение понятиям • структурировать материал • классифицировать • наблюдать • видеть проблему • проводить эксперименты • делать выводы и умозаключения • доказывать и защищать свои идеи • Они помогут ему работать в группе более продуктивно. Российский психолог Н.С.Лейтес пришел к заключению, что понятие «одаренные дети» следует относить к умственным преимуществам на данном возрастном этапе, а не воспринимать как точное указание на будущие успехи. Детская одаренность не может служить дальнейшей гарантией успехов в учебе и не может быть абсолютно надежной в дальнейшем. Но, вместе с тем, это не отменяет вопрос об одаренных детях, доказывает необходимость перенесение акцента с угадывания будущих рекордсменов на выявление детей, требующих уже на данном этапе своего развития особых условий воспитания и обучения для реализации своих высоких умственных возможностей и восприимчивости к учению. Литература: 1. Начальная школа, Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности, ООО «Баллас», 10/2006. 2. Одаренный ребенок: особенности обучения./Пособие для учителя. Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева и др.-М.:Просвещение,2006 3. От исследовательской активности и исследовательской работе. Из опыта работы школы № 1624 «Созвездие» по междисциплинарной программе «Одаренный ребенок», М.-2002.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены