РАЗРАБОТКИ
|
Индивидуально-творческий подход к изучению информатики одаренных детей
Индивидуально-творческий подход к изучению информатики одаренных детей
В последнее время общество снова всерьез озаботилось получением хорошего качественного образования. В Москве очень много разнопрофильных школ, школ, прикрепленных к ВУЗам, ориентированных на изучение какого-либо предмета, с углубленным изучением языков, математики, физики, информатики. а уж сколько названий самих школ!!! Здесь есть и гимназии, и лицеи, и школы здоровья, и школы для одаренных детей и многие другие. Все они создаются по заказу общества и государства, которые в них заинтересованы. В одной из таких школ мне посчастливилось работать. Хочется поделиться с уважаемыми читателями опытом работы с необычными детьми, а именно с одаренными. Конечно одаренных детей в такой школе не так много, вовсе не все, как может показаться на первый взгляд, но их процент по сравнению с другими школами очень высок. Практически в каждом классе есть один-два ребенка с выдающимися способностями. Это могут быть способности в каком-то предмете, в нескольких предметах, социальная или так называемая общая одаренность. Такие дети выделяются из общей массы детей разговором, поведением, вопросами на уроке и самое главное своим необычным подходом к учению. Такой ребенок может в какой-то одной области знаний быть гением и совсем не выделяться в другой, мало того, вообще не успевать по всем остальным предметам. Учителя такого ребенка считают неуспевающим, долгое время могут вообще не знать, что он имеет успехи в другом предмете, и не просто успехи, а победы во всех олимпиадах и конкурсах. Наверное, больше всего видны такие дети на уроках информатики, во время практических работ на компьютере. Они могут не быть одарены именно в данном предмете, просто сам подход к выполнению заданий у них не такой как у всех. Что же такого особенного в одаренных детях. Чем они так выделяются среди остальных? 1. В первую очередь, одаренный ребенок никогда не придерживается никаких алгоритмов, он всегда «на своей волне». После объяснения учителем задания, когда, как правило, все раскладывается по полочкам, прописывается алгоритм на доске, первый вопрос такого ученика: «А можно сделать в другом порядке?», «А можно немного изменить задание?» (причем часто не в сторону облегчения этого самого задания), «А это обязательно писать?», 2. Во время объяснения задания иногда заостряю внимание, что делать нужно именно в таком порядке, иначе не получится. И очень часто слышу: «А можно проверить, почему не получается по-другому?». И ведь что самое удивительное, они находят альтернативный путь выполнения задания, до которого учитель не догадывался. 3. Обычный ребенок, получив образец и алгоритм выполнения задания выдает копию рисунка или текста, который учитель дал в качестве образца. Очень редко производятся какие-либо изменения. Выполнив все как положено, получают заслуженную отличную отметку. Одаренный ребенок с этим никогда не согласен, он найдет кучу объяснений, чтобы сделать по-другому, но ничуть не хуже, просто не так, как сказали! Привожу примеры работ одаренных детей, в основном это дети с общей одаренностью, но встречаются и историки, и художники, и математики. Работы детей , созданные по образцу учителя Работы одаренных детей Ребенок работает изначально с противоположными цветами. Говорит, что ему так легче, виднее. Создает работы в зеркальном отражении при наличии лежащего перед глазами образца. Не видит недостающих элементов. Сравнивает с образцом и говорит, что закончил работу. Находит свое собственное решение проблемы там, где не знает, как поступить. Добавляет и располагает элементы так, чтобы было похоже на образец. Индивидуально-творческий подход в создании рисунков. Часто дети даже не замечают разницы с образцом или говорят, что «так красивее». Создание рисунков не по образцу не всегда показатель одаренности, возможно, ребенок просто не понял задание или не успел выполнить, но такое происходит не часто. Одаренные дети каждый урок ко всем своим работам подходят творчески. Ведь говорят же, что у таких детей немного другое видение мира, именно здесь оно проявляется очень явно. И никаких алгоритмов, все спонтанно и индивидуально-творчески. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового. Ни в коем случае не следует такого ребенка переучивать, загонять в рамки, которые взрослым кажутся правильными. Ребенок может потерять свою индивидуальность, от этого он не перестанет быть одаренным и видение мира не изменится, просто он будет прятать свою индивидуальность от окружающих, стесняться ее, замыкаться в себе, а такие дети и так не слишком общительные. Если оценивать их рисунки, то можно сказать, что одаренные дети тоже справились с заданием, хоть их работа и не соответствует образцу. Нельзя сказать, что они упростили себе задачу, в некоторых случаях даже усложнили. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость. Их мысли часто заняты чем-то своим, часто можно заметить, что они что-то бормочут или говорят вслух сами с собой, они «на своей волне», поэтому часто их рисунки и получаются такими индивидуальными. Часто уже после звонка, хоть работа и закончена, ребенок продолжает что-то прорисовывать, фантазировать, добавлять свои детали, составлять из частей рисунка сюжет. Ему все время кажется, что работа не окончена, что еще можно внести какие-то важные изменения. Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков – независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование и отзывы об этих детях как о крайних индивидуалистах, что усиливается еще и из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков. Учителя и родители должны понимать и учитывать такие особенности личности одаренного ребенка, и тогда и самому ребенку, и окружающим его людям будет намного комфортнее. Такой ребенок обязательно проявит себя и его успехи порадуют окружающих.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены