Личное отношение к патриотизму
Патриотизм…Любовь к своей Родине…Готовность отдать за нее жизнь... Эти понятие у меня всегда ассоциируется с подвигом солдат и офицеров Великой Отечественной войны. Почему? Наверное, потому, что мне посчастливилось на протяжении 10 лет заниматься розыском ветеранов 9-ой гвардейской Полтавской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова воздушно-десантной дивизии, возглавлять работу поискового отряда «Гранит», неоднократного победителя Всесоюзного смотра-конкурса красных следопытов «Поиск-9». Итогом этой работы стало сначала создание в школе Комнаты боевой славы, а потом и Музея боевой славы.
Именно, в то время, я поняла, что усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. И включение подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам ребенок, ощущает себя участником истории, «дает свои плоды».
Я до сих пор помню, как волновались мои «гранитовцы», да и я сама, когда мы впервые участвовали на приме в Советском комитете ветеранов войны и встречались с там с Героями Советского Союза П.И. Батовым, А.П. Маресьевым. Многие ребята, именно тогда, на вручении Знаков СКВВ, осознали, что делают нужную работу, они восстанавливают неизвестные страницы истории, собирая воспоминания ветеранов, участвуя во всесоюзных встречах, совершая походы по местам боевой славы дивизии.
Я видела, как взрослели на глазах мои поисковцы, когда открывали памятную доску на знаменитом поле, под Прохоровкой, когда склоняли головы над могилами павших, в каждом населенном пункте, во время походов по местам боевой славы дивизии. Когда ежегодно удостаивались чести стоять на посту №1, у памятника погибшим в годы войны 9 мая, в своем городе. А с каким чувством гордости за своих земляков, ребята рассказывали ребятам Украины, Молдавии, Башкирии о том, что первый трамвай в России прошел по рельсам, крепления, к которым были изготовлены на Салдинском металлургическом заводе, что «русская бессемеровская фабрика» была построена в Салде.
Сегодня мои «гранитовцы» - состоявшиеся в жизни взрослые люди, из которых пять человек связали себя с преподавательской деятельностью, а это значит, что семена патриотизма, посеянные в детстве, дают новые всходы.
С того времени, я утвердилась в мысли, что, действительно, патриотами не рождаются, ими становятся. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Краеведение – основа патриотизма.
В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.
Многие мои коллеги считают, что внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучающего историю Родину только по книгам.
Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но я все-таки остановилась на утверждении, что как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться? Кажется, чего проще – есть программы: российские, региональные, районные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Но требования времени заставляют искать новые подходы в развитии патриотического воспитания, совершенствовать собственное методическое творчество.
Верно, подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно, сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. На мой взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании» и связана с национально-региональным компонентом школьного образования.
Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.
Возникает вопрос: надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся старшеклассникам МОУ СОШ №10.
Вот какие ответы я получила.
- это интересно;
- это важно знать, чтобы уважать историю предков;
- всегда интересно, откуда ты родом;
- просто удивительно как люди могли освоить этот суровый край;
- уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена;
- история края помогает почувствовать себя частицей Родины;
Из этого можно сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.
В настоящее время, в нашей школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли элективные краеведческие компоненты «История Урала», «История литературы Урала», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
Несколько лет назад мною была разработана программа краеведческого кружка «Нижняя Салда – история и судьбы». (см. Прил.1)
Основная цель программы:
Основные задачи:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
- расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
Программа действует четвертый год, так что уже можно говорить об определенных наработках и результатах:
Во-первых, я пришла к выводу, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации»
Во-вторых, изучение краеведения необходимо выстраивать на основе следующих принципов:
- концентризма,
- маятника,
- спирали,
- связи с общественными событиями.
Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческой программы. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.
- Мой дом.
- Родословная семьи.
- Родная школа. Ее история и традиции.
- Родной город(село): прошлое, настоящее, перспективы развития.
- История области (края).
Принцип маятника – важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому. Например, изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны. Изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего района, города, области, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам истории родного района, города, семьи.
Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. От уровня к уровню расширяется спектр изучаемых вопросов, осуществляется выход на новые аспекты прошлого и сегодняшнего дня родного города. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего.
В-третьих, при организации краеведческой работы необходимо создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Так содержание моей программы предусматривает ряд занятий, направленных на развитие умений самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства. Я попыталась обобщить и систематизировать часть материала (приемы и методы), который предлагает нам система образования, поделилась своими результатами на личных веб-сайтах в Интернете:
- http://www.proshkolu.ru/user/semkowa50/
- http://metodisty.ru/-semkowa50-
- http://pedsovet.org/forum/member95445.html
- http://pedsovet.su/load/0-0-140331-0-17
- http://nsportal.ru/semkova-natalya-vladimirovna
В процессе изучения местной истории, обучаю ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашим городом в музеях, архивах, библиотеках, прививаю навыки работы со статистикой и после её изучения, делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени. Обучение идет от простого к сложному. Мною разработаны определенные алгоритмы работы с тем или иным источником.
Во время работы объясняю ребятам, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.
В-четвертых, опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий краеведческой работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Чем этот метод лучше?
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения
И, наконец, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Поэтому, в разработанной мною программе по краеведению, вводные занятия посвящены обучению детей навыкам КТ. На своих уроках и в организации краеведческой работы я использую мультимедийные презентации, которые позволяют поддерживать интерес учащихся к теме урока. В своей практической работе я остановилась на программе POWER POINT из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется распространенностью этого пакета, а также тем, что он может быть быстро освоен любым преподавателем, было бы желание. POWER POINT позволяет любому учителю, владеющему на¬выками работы с программами входящими в пакет Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку препо¬давания своего предмета. Применение информационных, компьютерных технологи, как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами. Обучающиеся используют мультимедийные пособия по истории, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события, выполняют работу с исторической картой.
Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, крае, на федеральном уровне. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.
Таким образом, система моей работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ:
- дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
- предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
- гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";
- способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
- повышает мотивацию учения;
- развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.
Использование информационно – коммуникационных технологий в краеведческой работе позволяет усилить воспитательные эффекты, поскольку дает мне, как учителю, дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
POWER POINT позволяет мне, как любому преподавателю, стать разработчиком программных продуктов в поддержку препо¬давания своего предмета.
За три года мной создан банк данных компьютерных презентаций проектов по патриотическому воспитанию учащихся. Вот некоторые из них.
В-пятых, систематизации краеведческого материала должна быть направлена на эффективное использование его в учебном процессе, на уроках истории, географии, экономики и др.
Привлечение мною краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе.
Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны.
Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.
Собираемый материал по местной истории классифицируется, обрабатывается, систематизируется по блокам, для дальнейшего его использования его на уроках истории.
Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Такие формы работы имеют просветительскую направленность. Это определенный социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками.
В-шестых, программа по краеведению должна носить деятельностный характер, способствовать пониманию ребенком своего причастия к созданию истории. И в этом помогает партнерское взаимодействие с общественными организациями, с Советами ветеранов города и предприятий, с краеведческим музеем. Выполнение заданий партнеров стимулирует ребят в поисково-исследовательской деятельности, они приобретают такие качества, как целеустремленность, ответственность. Кроме того, участие подростков в совместных мероприятиях формируют у них систему современных знаний о российской политической и социально-экономической системе и месте гражданина в ней. Одной из форм организации краеведческой работы является метод социального проектирования.
Краеведческая работа, т.о. дает возможность школьникам представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации историко-краеведческого образовательного процесса в школе.
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
В данной работе я сделала попытку описать и систематизировать педагогическую деятельность по патриотическому воспитанию в общеобразовательном учреждении, посредством краеведения. Я считаю, что формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.
Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области его воспитания является организация краеведческой работы. Дети должны знать, что Отечество-это «земля отцов».
Используемые источники:
- http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm
- http://festival.1september.ru/articles/532695/
- http://festival.1september.ru/articles/532695/
- http://festival.1september.ru/articles/522501/
- http://festival.1september.ru/articles/522501/