РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе "Чему учат в школе?" Часть четвёртая.

Снова вспоминаю слова песни Владимира Шаинского на стихи Михаила Пляцковского:

"По слогам читать слова... Книжки добрые любить... учат в школе, учат в школе, учат в школе...".

Весьма вероятно, что умение читать будет востребовано до тех пор, пока существует человеческая цивилизация. Но книги в бумажной форме останутся, видимо, только в библиотеках, музеях и антикварных лавках. Какое-то время будут еще востребованы подарочные издания, которые можно использовать для украшения интерьера.

Во времена моего школьного детства книга тоже была не только «источником знания» (М.Горький), но, зачастую, и предметом роскоши. Ограниченные тиражи, которыми издавалась художественная литература, превращали книги в дефицитный товар, которым было престижно обладать.

Наличие в доме большой библиотеки еще не гарантировало большой начитанности ее владельца. Но дети, которые росли в доме, наполненном книгами, все-таки в основной массе приобщались к чтению. Помню, как взрослые сокрушались, что их дети читают запоем, поэтому портят зрение и мало гуляют. Все это знакомо современным родителям, только чтение теперь вытеснено компьютерными играми и общением в Интернете.

В настоящее время место домашней библиотеки занял компьютер. Практически любую книгу за несколько минут можно найти в Интернете и скачать ее, причем, как правило, бесплатно. Если же и придется заплатить какие-то деньги за электронную книгу, то она все равно обойдется в несколько раз дешевле, чем книга в бумажном виде. На смартфоне можно хранить тысячи томов, обладание которыми было немыслимо во времена моей молодости. Аудиокниги занимают больше места, чем тексты, но они тоже могут храниться и прослушиваться на смартфонах в условиях, когда чтение невозможно.

Существование в информационном пространстве позволяет сформировать неограниченный круг чтения на любой вкус. Школа тоже имеет возможность варьировать список книг для изучения на уроках литературы. Если бы она еще имела на это право!

В Интернете на запрос «книги, которые должен прочитать каждый человек за свою жизнь» любой поисковик выдает большое количество ссылок, например: «100 лучших книг которые должен прочитать каждый», «65 гениальных книг, которые надо прочесть в своей жизни», «15 книг которые должен прочитать каждый», «9 книг, которые должен прочитать каждый образованный человек», «Книги, которые должен прочитать каждый уважающий себя человек» и.т.п. Можно еще вспомнить серию книг «Библиотека всемирной литературы» (200 томов), которая была выпущена издательством «Художественная литература» в 1967-1977 годах. Сомневаюсь, что кто-нибудь действительно прочитал все эти книги даже из самого минимального списка.

Но это, как мне представляется, и не обязательно.

В детстве я с трудом одолел книгу Д.Дефо «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанного им самим». А мои товарищи с удовольствием прочитали эту же книгу в пересказе К.И.Чуковского, который переложил ее для детского чтения, как и другие известные произведения. Вероятно, что без усилий К.И.Чуковского эти книги навсегда остались бы непрочитанными для многих детей.

Большое количество фильмов, снятых по литературным источникам, тоже могут приобщить к чтению. Но и того представления о книге, которое формируется ее хорошей экранизацией, как правило, оказывается достаточным. В любом случае лучше знать содержание литературного произведения, даже не читая его, чем, однажды прочитав по принуждению, проникнуться отвращением к нему на всю оставшуюся жизнь.

А что касается подробного изучения отдельных текстов, то для этого можно организовать в Интернете серию онлайн-семинаров (вебинаров) под руководством литературоведов. Наверняка в нашей стране найдется несколько специалистов, которые смогут интересно представить каждое программное произведение. Естественно, что участие школьников в таких семинарах должно всячески рекламироваться и поощряться.

Я уверен, что новейшие информационные технологии в ближайшем будущем до неузнаваемости изменят школьное образование, которое будет ориентировано на личность каждого отдельного ученика. При этом учитель станет проводником в мире знаний, навсегда утратив функции дрессировщика, надсмотрщика и контролера.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены