РАЗРАБОТКИ
|
Эссе "Чему учат в школе?" Третья часть.Современная наука без ложной скромности относит человека к биологическому виду Homo sapiens, т.е. «Человек разумный». В общем случае, наверно, это – справедливое определение, хотя в частностях разумность отдельных людей представляется весьма сомнительной. К сожалению, название Homo sapiens не отражает то важное обстоятельство, что человек становится разумным только после продолжительного процесса обучения. Это подтверждают дети-маугли, в раннем возрасте оказавшиеся среди животных, Такие дети после их возвращения в человеческое общество не всегда осваивают даже прямохождение и членораздельную речь, не говоря уже о социальных навыках. Поэтому, наверно, название «Человек обучаемый» было бы более уместным для нашего биологического вида. Человеческий мозг не меняется тысячелетиями, дети по-прежнему рождаются с нулевым интеллектом, а человеческая цивилизация, наука и техника развивается ускоряющимися темпами. Эти соображения позволяют сделать предварительный вывод по первым двум частям данного эссе. Школа берет на себя колоссальную ответственность, когда определяет, чему следует учить детей. Объем и структура знаний, которые необходимы современному человеку, постоянно меняются, а время на их освоение остается практически постоянным. Конечно, не стоит отвлекаться на выработку бесполезных или устаревших умений и навыков. С небывалой легкостью придумываются новые предметы. Если бы только новые! Одна из последних новостей: президент Российской академии образования профессор Людмила Вербицкая призвала подумать над идеей о включении уроков церковнославянского языка в школьную программу. Интересно, как по-церковнославянски называется компьютер или Интернет? С самого детства нас учат все, кому не лень. Впрочем, те, кому лень, тоже нас учат при всяком удобном случае. Я наивно полагал, что Российская академия образования для того и существует, чтобы процесс обучения базировался на научном фундаменте, чтобы в школах учили самому важному, не пытались всех научить всему, причем обучая всех одинаково по одним и тем же программам и оценивая всех едиными экзаменами. Понимаю тех пожилых людей, которые рассказывают о том, как хорошо их учили в детстве, как им это пригодилось в жизни. Но время не стоит на месте. Не только сам первоклассник, но даже его родители не представляют, каким станет мир к моменту окончания школы. Постоянно составляются различные списки исчезающих профессий, в некоторых из них присутствуют даже бухгалтеры и библиотекари, юрисконсульты и нотариусы, журналисты и переводчики. Для успешной работы учитель должен быть уверен, что он делает полезное дело, что знания, которые он дает учащимся, будут непременно использованы. Да и для самих обучаемых важность и полезность изучаемого предмета является основным стимулом учебы. Не думаю, что красивый почерк может быть привлекательной целью. Хотя допускаю, что каллиграфия развивает мелкую моторику и способствует умственному развитию детей. Хотелось бы увидеть результаты научных исследований, подтверждающие или опровергающие это мнение. Но даже если это так, я не верю, что в XXI веке для умственного развития человека необходима чернильница. Как учить в школе? Над этим вопросом бьются тысячи учителей и методистов. Более сложный вопрос – чему учить в школе? – зачастую мгновенно решается политиками, руководствующимися конъюнктурными соображениями. Надеюсь, что такая практика останется в прошлом. Так чему же учить в школе? Все чаще и чаще нам приходится задаваться этим вопросом, и каждый раз мы должны найти новый ответ, который от нас требует новое время.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены