РАЗРАБОТКИ
|
Здоровьесберегающая деятельность школы
«Здоровьесберегающая направленность
образовательного процесса» [b] Цель – организационная деятельность, направленная на поддержание и улучшение состояния здоровья детей, подростков, педагогов в условиях мегаполиса, активное противодействие факторам, влияющим на ухудшение здоровья детей и подростков в школьный период. Задачи : 1.Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; 2. Обеспечение учащихся необходимой информацией для сохранения и укрепления своего здоровья; 3. Развитие двигательных способностей; 4. Приобретение необходимых знаний в области физкультуры и спорта; 5. Применение физических упражнений в целях отдыха, повышения работоспособности; 6. Разработка механизма взаимодействия семьи и школы по вопросам укрепления здоровья; 7. Создание условий для сочетания обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха; 8. Повышение иммунитета; 9. Снижение заболеваний и обращений в медкабинет; 10. Создание условий для развивающего и укрепляющего здоровье детей досуга во 2-й половине дня. Прогнозируемый результат:[/b] • Снижение заболеваемости гриппом и ОРЗ. • Повышение успеваемости учащихся • Рост стрессоустойчивости подростков • Положительные изменения в поведении учащихся • Повышение способности концентрации учащихся • Повышение интереса детей и молодежи к здоровому образу жизни. Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ Проблема сохранения здоровья детей и подростков, обучающихся в школе, стоит остро в силу ряда объективных и субъективных причин. Это критическое состояние окружающей среды, социальные факторы развития экономики, уровень жизни семьи как первоначального звена развития ребенка. Примечательно также, что 90% инновационных процессов сводится к углублению и расширению содержания образования и только 10 % - к разработке здоровьесберегающих медицинских оправданных технологий обучения. Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни. «Здоровое поколение – будущее государства» Именно эту цель преследует новый тип школы – школы здоровья, для достижения которой были определены следующие приоритетные задачи: 1. Реализация целевых программ по формированию здоровой личности в условиях образовательного пространства. 2. Улучшение качества образовательного процесса и формирования устойчивого интереса и потребности в приобретении навыков здорового образа жизни. 3. Получение качественного базового образования, включающего предметные и общие учебные умения и навыки без ущерба для здоровья детей. 4. Осуществлять комплексный характер взаимодействия педагогического, психологического направлений в условиях единого целеполагания. 5. Обеспечение в условиях экспериментально-инновационного пространства школы мониторинга новейших педагогических технологий и их апробация в рамках образовательного учреждения. 6. Широкое внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Непрерывное повышение профессиональной компетентности учителя. 7. Разработка здоровьесберегающих технологий для обучения детей, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем. 8. Формирование физически здоровой личности, культуры здоровья. 9. Организация методического обеспечения индивидуальной карты здоровья учащегося для внедрения в образование с учетом межведомственной интеграции (здравоохранения, санэпиднадзора, социальной защиты). 10. Развитие личности учащихся, создание потребной мотивации быть здоровым, воспитание стремления к здоровому образу жизни, сохранению индивидуального здоровья и здоровья окружающих. 11. Обеспечение школы необходимым оборудованием для осуществления непрерывного образования и оздоровления учащихся. Но реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Образовательная программа школ и учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. Это требует особенного бережного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса, внося коррективы в привычную организацию управления. Особого внимания требует роль директора школы в работе с педагогическим коллективом. Только там, где директор действительно направляет и координирует усилия всех педагогов, возможно подлинное единство педагогического коллектива и система формирования здоровой личности учащегося. Директор школы – центральная фигура в работе по оздоровлению учащегося. Через классных руководителей и педагогов он направляет деятельность всех органов оздоровительной системы школы по единому плану. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает: - учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления); - учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность); - наличие эмоциональных разрядок на уроках; - чередование позы с учетом видов деятельности; - использование физкультурных пауз на уроках Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Гигиенические показатели, характеризующие урок. -- Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски) -- Смена видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и др.) -- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности -- Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. (не менее трех) -- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся -- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами) -- Физкультурные минутки и другие оздоровительные моменты – их место, содержание и продолжительность -- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (демонстрация, прослеживание этих связей) -- Психологический климат на уроке -- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений, музыкальных минуток -- Темп и особенности окончания уроков Для планирования и осуществления здоровьесберегающей деятельности в школе создана психологическая служба . Задачи службы: • создать психологически комфортный климат в школе, • сформировать систему работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса. • индивидуальные медицинские консультации и рекомендации; • обеспечить положительную динамику по уровню заболеваемости и состоянию здоровья в ученическом коллективе, • обеспечить коррекцию отрицательной динамики в формировании коммуникаций в детской среде от ступени к ступени. • стабилизировать показатели по группам здоровья, физкультурным группам, травматизму, инфекционным, хроническим и простудным заболеваниям; • стабилизировать показатели по адаптации учащихся 1, 5, 10 классов; • стабилизировать показатели по уровню тревожности учащихся. В рамках данного направления разрабатываются методы индивидуального подхода учащихся в процессе обучения и воспитания на основе психологических рекомендаций. Для учащихся психологами и логопедом проводятся индивидуальные и групповые занятия. С детьми проводится комплекс оздоровительных мероприятий, тщательная диагностика со стороны медработников и психологов школы. Для родителей регулярные встречи с медицинскими специалистами позволяют квалифицированно отвечать на вопросы, возникающие у родителей, и знакомить их с элементарными способами саморегуляции физического и психического здоровья, как самих родителей, так и детей. Работа школьного психолога включает в себя развивающую работу со школьниками и помощь детям группы риска. С детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся коррекционно-развивающие занятия по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Психолог много работает индивидуально и с детьми, и с родителями, и с педагогами. Кропотливая работа в этом направлении тоже дает свои результаты, может быть, не всегда сразу заметные. В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению. Без внимания не остаются учащиеся подросткового и старшего школьного возраста. Психологами проводятся тренинги, на которых часто используются приемы релаксации и аутотренинга. Учащиеся 9-11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии. В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся Дни Здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки в заповедники, прогулки по микрорайону, прогулки по Москве и Московской области. Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру. Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами. Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях. Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный руководитель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям. Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. • Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; • Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью; • Повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни; • Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни; Развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни. Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе. В медицинском направлении в "Школе здоровья" проводится большая работа по сохранению физического здоровья, укреплению имеющегося здоровья без отрыва от занятий, профилактике сезонных заболеваний. Специалистами-медиками по плану осуществляется диспансеризация учащихся, по необходимости проводятся прививки и витаминизация. Все учащиеся обследованы и получили помощь в стоматологическом кабинете. Учащиеся в соответствии с медицинскими показателями получают сеансы массажа, различные физиотерапевтические процедуры. В школе создана целостная система образовательного процесса .Целям охраны здоровья обучающихся будет отвечать применение в школах педагогических технологий, построенных с учетом не только учебно-познавательных, но и функциональных возможностей, зависящих от состояния здоровья детей. Модель выпускника «Школы Здоровья»[/b] Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья. «Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский автор: Директор ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404 Тишковец Лидия Петровна [color=red]
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены