РАЗРАБОТКИ
|
Возможности педагога-психолога в сопровождении личностного и профессионального роста учителя
МОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Казачинско-Ленского района Иркутской области Т.Б.Шаманская Возможности педагога-психолога в сопровождении профессионального и личностного роста учителя. методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений , 2010 Введение Наша школа является частью экспериментальной площадки института содержания и методов обучения РАО по программе «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». По программе работаем второй год. В настоящее методическое пособие вошли разработки практических мероприятий психолого-педагогического содержания, используемые автором во взаимодействии с учителями. Актуальность предложенных приемов работы подтверждается тем, что ведущей образовательной стратегией 21 века, по мнению одного из руководителей эксперимента, члена-корр РАЕН, доктора биологических наук, профессора Дзятковской Е.Н. является непрерывное образование личности. Выступая перед слушателями Летней экологической школы - 2009, Елена Николаевна обратила особое внимание на то, что эта стратегия, направленная на предоставление каждому человеку возможности учиться в течение всей жизни и обеспечивающая его готовность к решению будущих проблем «человек-общество-природа», является ключевой в образовании для устойчивого развития, что введение стандартов нового поколения предусматривает применение системно-деятельностного подхода к проектированию всех ступеней школьного образования. Следовательно, деятельностный подход внедряется во все звенья профессиональной деятельности педагога: постановку ее целей, отбор средств, оценку результатов. Применение сказкотерапевтических приемов в работе с учителями позволяет решать задачи по развитию ключевых психолого-педагогических компетентностей современного учителя с учетом требований деятельностного подхода. Пособие адресовано школьным психологам, учителям, руководителям методических служб образовательных учреждений. Зачем учителю психолог? Учитель! Пусть тебя стократ Восславят, возблагодарят И вознесут на трон из песен, Чтоб, с каждым поколеньем впредь, Тебе волшебно молодеть В труде, который так чудесен! Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога сегодня, в период реформирования современной школы, становится психолого-педагогическая поддержка оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива. Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со все увеличивающимися объемом и требованиями к качеству педагогической работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь грамотно выполнять обязанности классного руководителя. Нужно владеть инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах, уметь строить отношения с родителями, которые часто в силу занятости или попустительства практически не занимаются воспитанием детей. И все это в условиях, когда престиж профессии падает все больше и больше, благодаря антирекламным программам и публикациям современных СМИ. Многих из педагогов трудовая деятельность привела к эмоциональному выгоранию и как следствие от него: хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и повышенная ранимость - снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол, игрушки в чужих руках. Потребность в психологической помощи не всегда осознается учителем, предложение психолога принять участие в тренинговой программе воспринимается иногда как посягательство на свободное время и дополнительная методическая нагрузка. Поэтому грамотно подобранные интерактивные методы работы с педагогами очень эффективны. Они позволяют учителю освободить «внутреннего ребенка», позволяют получить практическую, значительную, эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения и за счет получения обратной связи. Позволяют освежить запас собственных сил и пополнить свою методическую копилку (за счет приобретения опыта проживания психологических ситуаций, который можно перенести в свою практическую деятельность с детьми), кроме того, формируют умение сходить с «позиции красного карандаша» и обновляют информационное поле педагога путем расширения психологических знаний, побуждают учителя к творчеству. А педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона. Этим объясняется, почему одни и те же приемы и методы у одних учителей имеют различные эффекты. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и не образовывает, а транслирует знания. Личностное и профессиональное развитие учителя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития. Участие в тренингах и психологически насыщенных занятиях вместе с учителями членов администрации школы способствует сближению и сплочению коллектива, показывает возможности практической деятельности психолога как специалиста, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии. Кроме того, существует определенная связь между отношением учителя к ученику, на которого возложены определенные ожидания, и чувством собственного достоинства ученика. Многие школьники используют поведение учителя как зеркало, в котором видят себя. Если отражение говорит: «Ты, наверное, не сможешь этого сделать», страдает самоуважение ученика, снижается его самооценка. Чем младше школьник, тем больше он зависит от взглядов и мнений учителя. Подобное отношение можно выразить цепочкой: Ожидания учителя - Поведение учителя - Самооценка учеников - Поведение учеников. Таким образом, учителю важно найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе. Установки учителя проявляются во время опроса через виды задаваемых вопросов, время для ответа и поддержку. Если ученик научится видеть в себе первопричину своих действий, поймет, что он сам влияет на ситуацию (благодаря поддержке и пониманию учителя), он овладеет стилем поведения «источника», а не «пешки», т.е. не будет чувствовать себя человеком, которым вертят. Центр тяжести переносится на ученика, он становится субъектом учения в истинном смысле. Учитель, имея систему ценностей фасилитатора, «источника», способен к взаимодействию с учеником на принципах открытости, поощрения, эмпатического понимания, к оказанию помощи в формулировании целей и задач, стоящих перед группой и перед каждым. Он исходит из того, что у школьников есть внутренняя мотивация к учению (каждый – учитель, ученик, родитель, рассчитывает, что ему в школе будет комфортно, он будет иметь признание, будет иметь успех, каждый в школе хочет видеть второй дом, а не первую тюрьму). Зачастую без помощи психолога разрешить эту проблему сложно. Для реализации психолого-педагогической поддержки оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива нами используются следующие виды деятельности: 1.Диагностика: -психологического климата коллектива, -индивидуального стиля учителя, -готовности учителя к инновационной деятельности, -креативности. 2.Разработка рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований. 3.Внедрение инновационных и психокоррекционных методик оказания психологической помощи учителям. 4.Профилактическая работа с целью повышения психологической культуры педагогов. Базовыми для применяемых психокоррекционых и развивающих методов и приемов психологической работы с учителями являются разработки М.Р.Битяновой и возглавляемого ею центра «Точка ПСИ», авторская комплексная сказкотерапия Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, методические пособия М.Кипниса, музыкальная психотерапия В.И.Петрушина. Приоритетность этих авторов объясняется тем, что их идеи близки нам по духу, есть опыт личного участия в организованных Битяновой (Всероссийская психолого-педагогическая мастерская Грани развития-2008) и Зинкевич-Евстигнеевой (Комплексная сказкотерапия, «Иматон», Санкт-Петербург, 2002-2003 год, пять ступеней семинара) мероприятиях, участие в мастер-классе В.И. Петрушина на Летней экологической школе -2009 в Б.Голоустном, на базе отдыха «Нерпенок». Приводим несколько разработок занятий с педагогами. Вчера. Сегодня. Завтра. В наших сегодняшних достижениях - наши будущие успехи. Материалы мастер-класса на ЛЭШ-2009. Технология командообразования Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой приносит хорошие плоды в работе со старшеклассниками и педагогическим коллективом школы. Сегодня я предлагаю уважаемым слушателям ЛЭШ-2009 окунуться в мир сказки, чтобы ее уроки помогли нам приобрести опыт применения сказкотерапевтических приемов в повышении мотивации педагогического коллектива, а также увезти с собой (не только в памяти) чудесную атмосферу байкальских летних дней. Цели: • Обеспечить эмоциональную включенность педагога в процесс расширения собственного информационного поля; • Инициировать педагогов к поиску недостающей психологической информации, к педагогической рефлексии, самоанализу своей профессиональной деятельности; Материалы к занятию: Музыкальный фон, коробки с пластилином, набор зубочисток, горшок для комнатных растений емкостью 8-10 литров, камни небольших размеров, песок, сухие ветки, клубки цветные нитей, цветные ленточки длиной 15-20 см, салфетки для рук. а/Разминка (5-7 минут) Задача: создать атмосферу возврата в детство, непосредственности, растопить лед официальности. Уважаемые слушатели, чтобы попасть в сказку, нам нужно преодолеть перевал. Пересечь его можно только оригинальным способом, не повторяя движения других. Те, кто перебрался, получают аплодисменты в подарок, если же кто-то повторит движения другого, будет освистан. б/Капельки солнца и голубого Байкала (узелки на память) (20-25 минут) Задача: выразить чувство благодарности и признательности друг другу за общение и опыт, приобретенный на ЛЭШе.. Нас собрал здесь и объединил Байкал, объединили общие интересы и увлеченность работой, объединило стремление к новым впечатлениям и к новым свершениям. Каждый из нас внес вклад в наше общее дело – летнюю экологическую школу. Мы подружились, мы узнали много интересного и щедро делились друг с другом опытом. Сейчас я держу в руках два клубка – оранжевого и голубого цветов. Мне хочется, передавая их по кругу, передать вместе с ними тепло наших отношений, согреть их щедростью наших сердец, наполнить их добрыми воспоминаниями об этих днях, проведенных здесь, в Голоустном, на базе «Нерпенок». Держа по очереди в руках эти клубки, пусть каждый из нас подумает обо всем хорошем, что произошло с нами на ЛЭШе. Когда клубки пройдут по кругу, каждый возьмет и оторвет по одной длинной(70-80 см) оранжевой нити, свяжет ее в кольцо и оденет на шею. Затем, взяв много коротких(10-15 см) голубых нитей, подойдет к каждому, и сказав ему слова признательности за общение, за все приятное, повяжет голубую ниточку на оранжевую (а может быть и несколько голубых ниточек) всем, кто работает с нами в группе. Пусть эти нити будут нам добрым напоминанием о днях, проведенных на ЛЭШе-2009. в/Письмена о моих достижениях (15-20 минут) Задача: обобщить собственный опыт достижений, почувствовать гордость за свои профессиональные победы, которые есть основание новых свершений Каждый учитель имеет багаж собственных достижений, копилку маленьких и больших побед. Какими-то уже поделился со своими коллегами, а какие-то хранятся в глубине сердца, немного призабытые, а может быть и не до конца оцененные. Сейчас мы в мире сказки и нам, как настоящим сказочникам, можно сотворить настоящее чудо. Мы вспомним то, чем мы гордимся в своей профессиональной деятельности, чем дорожим и запечатлеем это с помощью пиктограммы-шифровки. На листе бумаге составьте список своих профессиональных побед. Затем для каждого победного случая придумайте символ, шифровку, пиктограмму, который будет его обозначать, нарисуйте его здесь же. Потом вы должны выбрать для себя кусочек пластилина любого понравившегося вам цвета, размять его и сделать дощечку – пластину, на которую маленькой волшебной палочкой (зубочисткой) вы перенесете символ своего достижения. Каждый сказочник, выполнив эту работу, решает сам – рассказать в круге о том, что у него получилось или сохранить тайну. г/Дерево наших общих свершений. Задача: рефлексия приобретенного опыта и обратная связь участников летней экологической школы, получение обобщенного результата совместного творчества. Дни, проведенные здесь, на ЛЭШе, не прошли даром. Мы занимались проектированием социального партнерства, мы работали на мастер-классах и знакомились с проектом новых государственных стандартов, мы делились опытом и путешествовали. Во многих культурах существует обычай, чтобы сохранить атмосферу события, чтобы оставить о себе добрую память и чтобы сбывались зародившиеся здесь помыслы и желания, оставлять тесемки, повязывая их на ветках дерева. Мы тоже сегодня создадим свое чудо – дерево, дерево наших общих свершений здесь, на Байкале-2009. Для этого у нас есть все необходимое – горшок, в который мы посадим наше дерево, укрепим его в горшке камнями и песком. Затем мы уложим в основание нашего дерева те письмена, которые говорят о наших личных достижениях. Это укрепит наш общий успех и даст прочность тем планам, которые зародились здесь, на Байкале. Затем мы украсим наше дерево цветными ленточками, каждая ленточка будет напоминать о том, что полезного и интересного получил каждый из нас здесь, на Байкале и о том, что нас здесь всех сдружило и объединило. Сейчас каждый, кто хочет, пусть возьмет ленточку любого понравившегося цвета, расскажет о том, в знак какого события или чувства повязывается ленточка и завяжет ее на ветках нашего чудо-дерева. Можно, я буду первой и повяжу первые ленточки.. Я хочу повязать эту желтую ленточку в знак того, что увезу с собой приятные воспоминания о путешествиях по Байкалу в приятной компании единомышленников и надежду на новые встречи, а эту красную ленточку я хочу повязать в знак благодарности за опыт, приобретенный на мастер-классе по музыкальной психотерапии. д/Рефлексия занятия. 1. Каково ваше впечатление от занятия? 2. Что пригодится Вам в Вашей профессиональной деятельности? «Совет АСОв». Сценарий ролевой игры разработан для участников конференции по экологизации образования в рамках форума «Образование Приангарья -2009» Посвящается романтикам, влюбленным в школу, тем, кто стремится вперед, тем, кто в работе, на ниве образования, добрых плодов ждет! Общая длительность игры: 50-60 минут. Идея: Единство в понимании подходов к достижению общей цели крайне важно! Цель: Тренировка способности работать на общий результат, развитие креативности, открытости. Количество участников: от 10 и …. человек. Инструментарий: скотч, ножницы, кашпо, семена, пакет с землей, бутылка с водой, совочек, клеенка, бумага для записей, стулья, шкатулка с камнем мудрости, звездочки по количеству участников с пожеланиями, музыкальное сопровождение, презентация об особенностях ролевой игры. Ход игры: Уважаемые дамы и господа! Только что вы прибыли в замок Королевы Экологии. Сегодня вам улыбнулась удача принять участие в королевском совете АСОв (активных, современных, образованных). Совет должен рассмотреть вопрос о том, что необходимо сделать для достижения успеха во вновь созданном королевском отряде и вынести об этом вердикт. Пусть мудрость (камень мудрости будет с вами) поддерживает вас в этом важном деле. В ходе Совета вы должны общими усилиями разрешить несколько поставленных перед вами проблем, а потом совместно принять решение, т.е. вынести вердикт. Сейчас каждый из АСОв имеет возможность, заняв свое место на Совете, представить себя, назвав свое имя и дело, которому он служит. Какие правила необходимо соблюдать на Совете для того, чтобы достигнуть решения поставленной задачи? (Выбор нескольких правил из предложенных организатором и участников игры). В народе говорят, что каждый уважающий себя человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. С этим трудно спорить. Поэтому сегодня на Совете ваши общие проблемы ассоциируются с этой истиной. В течение 10минут вы должны согласованно и слаженно построить красивый дом из всего, что есть под рукой, включая и самих себя. Дом должен быть просторным, функциональным, удобным. В нем должно найтись место каждому из вас. Это может быть загородный дом, городской коттедж или деревенская изба, а может быть, сказочный дом. В состав дома входят: Фундамент; Стены; Крыша; Дверь; Окна; Внутреннее убранство: комнаты, мебель, интерьер; Небольшой садик возле дома. До начала строительства у вас есть пара минут, определите, кто возглавит строительство, распределите обязанности. Успехов вам. Через 10 минут ваш дом будет готов! Дом построен. Хорош ли он? Всем ли комфортно в доме? Первая цель достигнута и теперь, уже имея достаточный опыт взаимодействия, вы вместе приступите к выполнению второго дела: посадке дерева. Правда, сажать вы будете комнатное растение, которое в будущем принесет много радости людям своим цветущим видом. Перед вами: горшок для цветов, пакет земли, вода, все, что нужно. И самое главное – семя. Мудрейшие говорят, что прежде чем посадить семя в землю, важно отстраниться от суеты, поразмышлять о высоком, напитать семя своей любовью, держа его в руках. Посадите все же вместе дерево! Вместе решите, где для него будет место, кто будет ухаживать за ним, как. Растить и наставлять молодежь также важно, как и ухаживать за ростком. И дети, и растения нуждаются в заботе. Сейчас, по примеру родителей, которые рассказывают своим детям поучительные истории, вам предстоит: Договориться, какую поучительную историю вы выберете, чтобы рассказать ее молодой смене, это может быть притча, анекдот, небольшая сказка или история из вашей жизни. Выбрать главного «отца» - он же будет главным режиссером постановки спектакля. Выбрать жанр постановки: пантомима, драма, трагедия, комедия или смешанный жанр. Дать название спектаклю. Осуществить театральную постановку вашей истории в выбранном вами жанре. Теперь, когда приобретен опыт взаимодействия, Асы готовы принять вердикт о том, что важно для достижения успеха. У вас есть несколько минут для принятия решения, а затем мы приступим к обсуждению игры. Возможный вариант вердикта: Для достижения успеха в общем деле крайне важно: Услышать и понять задачу; Оперативно распределить функции между членами команды (кто руководит, кто в чем помогает); Каждому подготовить свой участок работы; Совершать общие действия, учитывая то, что результат можно достигнуть общими усилиями. После оглашения вердикта, АСЫ, используя камень мудрости, по очереди делятся своим мнением о взаимодействии, о том опыте, который был приобретен, о том, какие уроки дало участие в этой ролевой игре. В ходе обсуждения обратить внимание на следующие моменты: Впечатления от игры. Что необходимо для достижения общего результата? Что мешает достижению общего результата? Как можно вместе противостоять тому, что мешает достижению общего результата? Организатор игры предлагает в качестве варианта рецепт повышения качества учительского труда( найден на одном из сайтов Интернета), который можно будет предложить переработать для родителей или учащихся на следующем этапе работы по развитию компетенций. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству! Рецепт качества учительского труда: 12 порций мудрости, 11 порций терпения, 10 порций храбрости, 9 порций работоспособности, 8 порций оптимизма, 7 порций преданности своему делу, 6 порций вольнодумия и свободомыслия, 5 порций доброты, 4 порции отдыха и заботы о здоровье, 3 порции юмора, 2 порции такта, 1 порцию веры в каждого своего ученика. В пропорциях ингредиентов возможны варианты на Ваше усмотрение. Дамы и господа! Вы прекрасно поработали, давайте друг другу поаплодируем (упражнение «Аплодисменты» К.Фопеля). В знак благодарности и на добрую память получите королевскую звезду (из фольги маленькая звездочка со словами благодарности). Совет АСОв успешно завершен. Хочешь быть здоровым – иди к нам! Материалы к психолого-педагогической мастерской. Бодрое и веселое расположение духа – не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера. С. Смайлс Говорят, что в жизни человека есть то, без чего не бывает ничего. Здоровье психологическое складывается из трех аспектов – физического, социального и психического. Психологически здоровый человек успешно адаптируется к условиям внешней среды, имеет адекватную самооценку, умеет управлять своими поступками и поведением, владеет способностью к разумному целеполаганию. Другими словами, психологически здоровый человек, как утверждает А .Маслоу – «человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, с социумом и не ощущающий внутреннего разлада». Каждый из нас стремится к тому, чтобы быть здоровым и чтобы наша собственная жизнь была достойной, но всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что достойная жизнь складывается из осознания своих «могу – хочу – буду - есть»? Могу - реализация субъектности, хочу – реализация потребностей, буду – выбор успеха и проживание его, есть – осмысление и осознание удовлетворенностью жизнью. Сегодня весьма актуально понимать причины, которые негативно влияют на нашу жизнь: эмоциональные перегрузки, усталость, неудовлетворенность результатами профессиональной деятельности и т.д. Наша профессия отличается тем, что мы ведем очень интенсивное общение, нам много приходится помогать другим людям и тем самым мы растрачиваем собственные силы, т.е. риск профессионального выгорания очень высок. Ролевой репертуар учителя огромен, можно перечислить хотя бы несколько позиций: наставник, лидер, просветитель, воспитатель, информатор, консультант, инструктор, тренер, контролер, эксперт, руководитель, организатор, советник, утешитель, оратор, проповедник, опекун, критик, товарищ, друг, кумир, исследователь, ученый, артист… Мы нуждаемся в хорошем здоровье и в выносливой нервной системе, если хотим сохранить себя в профессии. Кроме того, учителя рискуют здоровьем и вследствие того, что имеют высокий уровень интернальности - готовности брать на себя ответственность за все происходящее. В 1981 году А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки», который возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Первая стадия профессионального выгорания характеризуется следующим изменением в личности человека: снижается уровень самооценки. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!». Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Вторая стадия профессионального выгорания характеризуется нарастающим чувством одиночества, которое проявляется в том, что возникают недоразумения с учениками и родителями, в кругу своих коллег профессионал начинает говорить с пренебрежением о некоторых из них. Возникает неприязнь в отношении к ученикам – еле сдерживаемая антипатия, вспышки раздражения. Учитель, страдающий от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Третья стадия профессионального выгорания характеризуется эмоциональным истощением и соматизацией, притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, гипертонии, синдрому хронической усталости и т.д. Повышение психологической культуры служит одним из выходов из кризисного угрожающего нашему здоровью состояния. Если мы хотим работать, нам нужно минимизировать издержки нашей замечательной профессии. Наша задача – научиться не болеть, принять душой и телом здоровый образ жизни. Базовым для нас должна стать вера в то, что очень многое в этом зависит от нас. Мы можем влиять на то, чтобы в полной мере использовать и в тоже время вносить вклад в охрану для будущих поколений природных ресурсов: воздуха, воды, солнечный света. Мы можем контролировать наши движения, их характер и объем, мы можем регулировать правильность нашего питания, умеренность во всем и отдых. Психологи советуют нам не зацикливаться на плохом, считать только удачи, чаще улыбаться, начинать каждый день с нового листа, стремиться к сотрудничеству, транслировать дружелюбие. Нам нужно научиться заботиться о себе, как говорится, много думай о Родине, и всегда – о себе! Мы должны быть сильными, чтобы быть успешными. Успешный человек гордится своими достижениями - «у меня все получается», успешный реализует свои способности, чувствует удовлетворенность жизнью. Такие черты личности, как оптимизм и пессимизм играют существенную роль в реализации профессиональной педагогической деятельности, т.к. являются вариантами определения человеком причин своих успехов и неудач. В качестве примера оптимистичного либо пессимистичного взгляда на жизнь можно использовать оценку количества воды в заполненном наполовину стакане. Оптимист считает успехи следствием своего труда, а неудачи воспринимает скорее как случайные, поэтому не сильно огорчается в отношении них. Пессимист же рассматривает свои достижения как случайные, а вот ответственность за неудачи полностью приписывает себе, чувствует себя виноватым и очень переживает из-за поражений. Имеет склонность к обобщениям, считает, что если что-то не получается, то не получится никогда. Пессимистом владеет чувство беспомощности и отказ от преодоления трудностей. Известный французский политик и историк Ф.Гизо утверждал, что мир принадлежит оптимистам, пессимисты – лишь зрители. Роль зрителя совсем не подходит для педагога, оптимизм – наша профессиональная обязанность. Успешность тесно взаимосвязана с оптимизмом, ее составляющие хочу (мотивация достижений + оптимизм), могу (знания, умения, необходимые для достижений +оптимизм) и верю, что получится (уверенность в себе +оптимизм). Позитивный фон настроения, большая стрессоустойчивость и позитивное отношение к жизни (не могу изменить обстоятельства – изменю отношение к ним) позволяют оптимистам меньше болеть. Кроме того, оптимистичный учитель воспитывает и оптимистичных учеников. Хотя в данном случае не все зависит от педагога (многое зависит от родителей и социума, СМИ), но многое. Учитель должен понимать степень своей ответственности за то влияние, которое он оказывает на учеников. Успешный учитель взращивает успешных учеников. Меняя свое отношение к жизни, человек способен изменить и внешние аспекты этой жизни. Поэтому фундаментальным условием предупреждения профессионального стресса является осознание педагогами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира. В каждом человеке заложен потенциал для личностного роста, для активизации внутренних ресурсов. Своевременный выбор может сделать каждый в соответствии со своими актуальными потребностями. Сегодня время сделать этот выбор. Мы многим рискуем, особенно те, кто буквально «горят» на работе. Не зря ведь говорят, что учитель – это не профессия, а диагноз… Замечательно, если у нас есть крепкий тыл, так как те, кто счастлив в семье, меньше подвержен эмоциональному выгоранию. Хобби также помогает справляться с восполнением внутренних ресурсов. Все это дает понять, что жизнь больше, чем работа. Педагогический оптимизм можно повысить, пройдя определенные ступеньки. На первой ступени мы учимся способам оптимистичного мышления, стремимся к пониманию того, что выход есть из любого тупика, на второй - развиваем способность грамотно поощрять учеников (вижу потенциал в них сейчас, верю, что завтра будет и надеюсь, что будет и в будущем), на третьей – грамотно реагируем на ошибки учеников – сопереживаем (ошибка - это повод постараться больше) и ищем обучающее воздействие, подходящее для данного конкретного случая. Как же начать восхождение к сохранению и развитию педагогического оптимизма и профилактике стрессов? Начнем с физиологической саморегуляции, так как спутник стресса – это мышечный зажим, остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. Если мы не умеем отдыхать, у нас может и мышечный панцирь образоваться. Чтобы этого избежать, постарайтесь выполнять какие-то физические упражнения. В качестве примера приведем несколько несложных, но эффективных упражнений, направляющих энергию на использование потенциала мозга без напряжения: 1. «ПОТЯГИВАНИЕ» - руки в замок, вверх, улыбнуться, сладко-сладко потянуться. 2. «РАСТЯЖКА» - Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх. Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею. Затем начинайте вытягивать позвоночник. Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки. 3. СКОРАЯ ПОМОЩЬ. коррекционно - развивающая техника НЛП абвгд ежзик лмноп рстуф хцчшя лппвл влпвл лпллп вплпв лввпл Цель: • снятие психоэмоционального напряжения; • улучшение работоспособности; • развитие межполушарных связей; • развитие мышления и внимания. Инструкция: Верхняя буква проговаривается вслух, а нижняя обозначает движения руками: Л- левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону. В – обе руки поднимаются вверх. Порядок выполнения – слева направо и в обратном порядке. 4.СПОСОБЫ, связанные с воздействием слова: Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. Хорошим лекарством от стресса является творчество. Любимые занятия пробуждают сознание; выделите время для хобби, и вы вернетесь к своей работе с новыми силами. Очень интересным творческим направлением оздоровления представляется музыкальная психотерапия В.И.Петрушина, профессора Московского государственного педагогического университета. Музыка во все времена считалась хорошим лечебным средством. Еще Авиценна говорил, что хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее. Аль-Хорезми говорил: «Я предпочитаю ножу и словам как лекарству, музыку, т.к. она в руках хороших специалистов более эффективна и менее вредна». Античные греки устраивали в лечебницах помещения для певцов и музыкантов, чтобы облегчать страдания больных. У сербов есть поговорка «Музыкант сыграет – вся хворь пройдет», а у армян говорят о музыканте: «Ты всем даешь веселый вид, с тобой опять здоров больной». Физиолог Тарханов экспериментально доказал, музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти. Мелодии, приятные для человека, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, увеличивают активность белых кровяных шариков. С целью лечения рекомендуется составлять музыкальные программы не более, чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Выступление районного методического объединения специалистов социально-психологической службы Казачинско-Ленского района Иркутской области. Большая признательность моим коллегам Тыщенко Н.Н.Мильвит Т.В.Морозовой И.Е.,Кривоноговой Л.И., Зуевой М.А., Бужинской С.В., Антипиной М.В., Мироновой Е.В. за участие в разработке этого выступления. Парад-конкурс методических достижений - 2010 Казачинско-Ленского районного отдела образования. Визитка «Это мы, а это - наша работа». В основе программы выступления – метод эффективного мышления Эдварда де Боно. Каждому РМО всегда, а сегодня особенно, ради парада-конкурса методических идей, хочется быть здравомыслящим, дальновидным, беспристрастным, владеющим полной информацией, в меру эмоциональным и позитивно мыслящим. Это присказка, сказка впереди будет. В некотором царстве, в некотором государстве, на берегах несравненной Киренги, в образовательном пространстве Казачинско-Ленского РОО жили-поживали учителя, психологи да социальные педагоги. Жили не тужили, деток учили, родителей вразумляли, методический совет держали, опытом делились да инноваций набирались, по Интернету прогуливались, с коллегами в сети общались. Размеренную гладь методического житейского моря взбудоражил, в преддверии объявленного президентом России года Учителя, громогласный клич: «Все на парад – конкурс!» Оторвались от кучи своих текущих дел мудрецы - специалисты социально-психологической службы (и мы не лыком шиты), собрались, одев шесть цветных шляп эффективного мышления, думу думать: «Как родное РМО лицом показать, дать ему качественную разностороннюю оценку, рассказать о своих свершениях и замыслах?» Собрались… и дело в шляпе!!! Слово взял Мудрец в белой шляпе: Моя белая шляпа делает меня восхитительным и изящным, заявляет о моем непростом происхождении, позволяет мне быть беспристрастным и объективным. Цифры и хроника для меня важнее всего. Я изложу события становления социально-психологической службы района хронологически верно и точно. 10 ноября 2004 года состоялось первое заседание РМО. С тех произошло многое в развитии службы: встречи коллег регулярно проходят на базе разных школ района, мы организуем мастер-классы, семинары, тренинги личностного и профессионального роста. Обобщен опыт работы по подготовке выпускников начальной школы к обучению в среднем звене «Поступаем в пятый класс – это класс!» Шаманской Т.Б. на уровне ИИПКРО, шесть коллег повысили свою квалификационную категорию. Заседания РМО стали школой повышения квалификации и профессионализма. Специалисты СПС – и защитники, и посредники, и консультанты, и новаторы, и эрудиты, и просто друзья. Два мира есть у человека – один, который нас творил, Другой, который мы от века творим по мере наших сил! Мудрец в черной шляпе был строг и представителен, категоричен и немногословен: Моя шляпа не менее изящна, чем белая, она роскошно выглядит, но в ней я все происходящее вижу в черном негативном свете. В районе до сих пор не хватает специалистов СПС, а именно психологов, логопедов. В многих школах нет специализированного кабинета социально-психологической службы для проведения групповой работы с детьми. Условия работы социальных педагогов и психологов часто оставляют желать лучшего: им приходится штурмовать подвалы, теплотрассы и закрытые двери, они подвергаются газовым атакам со стороны родителей-алкоголиков, на них обрушиваются внезапные вызовы, полчища микробов-возбудителей инфекционных заболеваний, ураганы нецензурной брани. Всегда приходится быть в полной боевой готовности, не зная покоя ни днем, ни ночью, рискуя собственным здоровьем. Мудрец в красной шляпе сразу привлек внимание всех ее ярким цветом: «Благодаря своей шляпе я просто неотразим, я всем любуюсь и восхищаюсь! В этой шляпе я живу во власти эмоций. Какая радость видеть моих замечательных коллег, вечно занятых разрешением почти неразрешимых проблем. Мы радуемся и восхищаемся каждым нашим профессиональным успехом, маленьким и большим. Особо горды и счастливы мы от того, что среди нас работает социальный педагог Потапова А.Г., Почетный работник общего образования, что 8 наших специалистов имеют 1 и 2 квалификационные категории, что среди нас работает педагог-психолог ВКК, руководитель нашего РМО Шаманская Т.Б. Награждены правительственными наградами Кривоногова Л.И. и Щанкина Р.Н., Потапова А.Г и Смакотина Л.А. Какие интересные, загадочные, непосредственные, живые люди окружают меня! У каждого из нас в работе присутствует и радость, и грусть, удовольствие и разочарование, которые несут нам наши ученики, наши любимые, такие разные и очаровательные дети. Каждый из них проходит через наше сердце, каждого мы любим таким, каков он есть и каждому помогаем по мере наших сил и возможностей и даже сверх того. «Чуть – чуть актрисы мы, чуть –ч уть волшебницы, и детства нить храним в своих руках, в учениках своих мы отражаемся и повторяемся не раз». Продолжил дискуссию мудрец в желтой шляпе. Желтый цвет – цвет солнца, радости и богатства. А мне это так необходимо! Владея желтой шляпой, я счастлив в кругу коллег, я получаю поддержку и оптимизм через профессиональное и личностное общение, делясь опытом и успехами. Совместно с коллегами разрешаю сложные ситуации, прилагаю усилия для совершенствования психологической культуры среди участников образовательного процесса, устанавливаю положительные межличностные контакты. Наша профессия дарит нам много интересного, общение с детьми дает положительный заряд, стимулирует профессиональный рост. Душой мы молоды и энергичны. Освоение информационных технологий позволяет совершенствоваться и двигаться вперед, не отставая от наших продвинутых ребят, помогает нам расширять границы профессионального взаимодействия в виртуальном пространстве. Пришла пора сказать свое слово мудрецу в зеленой шляпе. Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, широкое и бескрайнее, которое дарит возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над прекрасной зеленой землей. Быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте. Одев зеленую шляпу, я оказываюсь в удивительном мире творчества. Сколько выдумки, изобретательности проявляют мои коллеги, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка, подобрать нужные слова для родителей и увлечь педагогов своими новаторскими идеями. Поле для творчества просто огромно. Наши специалисты создают и реализуют авторские развивающие и психокоррекционные программы, программы тренингов, разработки классных часов, внеклассных мероприятий, программ летней занятости. Свой опыт публикуют на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», в Интернете, на портале «Завуч-инфо», в районной газете «Киренга». Потапова А.Г. ,человек с открытой поэтической душой, опубликовала свои стихи в сборнике местных авторов «Перекаты Киренги моей». Творческий подход в работе со школьниками выражается в использовании новых форм работы и выборе содержания деятельности: социальное проектирование и волонтерское движение, психолого-педагогические мастерские, мастер-классы на уровне района и области, возможности Интернета и информационных технологий. Наши специалисты, социальный педагог Бужинская С.А и педагог-психолог Кобцева Е.Н., участвовали в профессиональных районных конкурсах, показали хороший уровень профессиональной подготовки и незаурядность собственной личности. Мы - независимые, самостоятельные, ответственные, креативные, волевые, яркие, оригинальные, обаятельные и исключительно талантливые. Какую песню придумали про наш парад-конкурс: Конкурс вдруг в тишине постучался в двери, То ли к нам, то ли нет – верим и не верим… Падал снег, был мороз, нас вдруг осенило - Столько дел и забот, а нам тут привалило!!! Вдруг как в сказке скрипнула дверь, все нам ясно стало теперь. Много лет работаем мы - тренинги детям очень нужны. Радует очень работа моя, знаю, что это было не зря. Все в работе было не зря, не напрасно было. Закончил обсуждение мудрец в синей шляпе. Синяя шляпа досталась мне и я это очень рад. Синий цвет - цвет бескрайних морских и небесных просторов. Постичь глубину и высоту есть мое призвание. Мой философский взгляд - взгляд надежды на реалии сегодняшнего дня и на будущее: Сегодня служба СПС очень востребована, психологи и социальные педагоги выполняют работу по психологической поддержке и сопровождению всех участников учебно-воспитательного процесса, особое внимание уделяют тем, у кого есть трудности разного характера, вселяя в них веру и надежду на успех. Родители, учителя, школьники часто благодарны нам за заботу, поддержку, консультации, готовность придти на помощь. Завтра, надеемся, в каждой школе будет: 1.полный штат молодых специалистов социально-психологической службы; 2.современный, оборудованный всеми необходимыми информационно- технологическими ресурсами, кабинет для выполнения всех многочисленных функциональных обязанностей; 3.достойная оплата труда; 4.к каждому празднику – награды и поощрения со стороны РОО; 5. каждый отпуск – на Канарах, а может и на Черном море, в крайнем случае – на Талой (база отдыха районного масштаба). Социально-психологическая служба – нужна всегда, социально-психологическая служба работает, мы верим в свое профессиональное будущее. Список использованной литературы: 1.Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития: Задачи постдипломного образования педагогов. 2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.,Грабенко Т., Технология создания команды. СПб.: Издательство «Речь», 2002 3.Кипнис М. Апельсиновый тренинг, М.:»Ось-89», 2008 4.Селье Г. Стресс без болезней. С-Пб, ТОО “Лейла”, 1994 Интернет – ресурсы: http://www.health-muzic-psy.ru http://zavuch.info http://it-n.ru http://www.tochkapsy.ru/index.php
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены