РАЗРАБОТКИ
|
Работа с терминами как инструмент формирования ОУУ в преподавании естественных наук( из выспупления учителя)
Титова В.М. ГОУ СОШ №1293 ЗАО г. Москвы
Преподавание и изучение естественных наук невозможно представить без использования терминов (слов или словосочетаний, являющихся точным обозначением понятия в пределах специальной сферы). Терминов наши учебные пособия содержат в таком количестве, что возникает желание уж если не подменить учебник словарем терминов, то выпускать таковой в комплекте с учебником. Неудивительно, что нежелание читать различного рода научно-популярные статьи (или, например, инструкции по применению лекарственных препаратов или ядохимикатов на садоводческих участках ) возникает, прежде всего из-за сложности понимания специальной терминологии. При чтении инструкций переходим, как правило, к дозировке препарата, так до конца и не осознав, почему и кому данный препарат принесет вред – человеку или вредителям сада и огорода. Поэтому умение понимать различные термины из контекста или определять их примерное значение на основе их анализа является достаточно важным и востребованным в дальнейшей жизни умением. Умение выстраивать иерархию терминов, относящихся к одной области знания, является основой тематического поиска информации, что также востребовано как при дальнейшем обучении, так и в жизни. Учащиеся, заканчивая начальную школу, имеют достаточный запас терминов, умеют анализировать их. На этой базе учителя предметники основной школы продолжают формирование умений по работе с терминами. Например, учащиеся 5-6 классов успешно дают объяснение и усваивают термины с частью слова «логос», как «зоология», «геология» и т.п. Легко дают формулировку терминов «атмосфера», «гидросфера» на основе перевода составных частей этих слов. Умение понимать значение естественно-научных терминов из контекста также успешно продолжается в основной школе. Примеры заданий, используемые при диагностике сформированности умения работать с терминами. Пример 1 Дан перечень понятий: клетка, орган, органоид, ткань. Построить цепочку предложенных понятий от частного к общему. По данным МЦКО только 32% учащихся смогли верно выполнить данное задание, выстроив цепочку: Органоид клетка ткань орган. Это объясняется степенью «отработки» терминов в учебном процессе. Проблема заключается в непонимании одного из предложенных терминов, и ,следовательно, в неверном представлении их иерархии. Пример 2. Очень интересными (как для учителей химии, так и для учителей физики) оказались результаты выстраивания цепочки следующих понятий: Атом молекула газ вещество (34%) Полностью справились с заданием чуть более трети десятиклассников. А из тех учащихся, которые ответил неверно, 12% поставили на первое место молекулу вместо атома. Немного менее трети учащихся (30%) указали в этой цепочке сначала вещество, а затем газ и правильно расположили атом и молекулу. Хочется порекомендовать в рамках курсов физики и химии обратить внимание на формирование таких основополагающих понятий как «вещество», «материя», «энергия». Пример 3. (с выбором ответа) Среди естественнонаучных терминов часто встречаются слова, в состав которых входят корни, имеющие греческое происхождение. Ниже приведено значение некоторых греческих слов. homos - равный, одинаковый heteros - другой, иной genos - род, происхождение morphe – форма monos - единственный Выберите утверждение, которое объясняет значение слова гетероморфоз. Гетероморфоз — это свойство 1) некоторых животных выбирать для продолжения рода единственную пару на всю жизнь (например, наблюдается у лебедей) 2) образования при регенерации вместо исчезнувшего органа совершенно другого (например, у ракообразных - усиков вместо глаз) 3) некоторых веществ при одинаковых условиях нагревания приобретать различное электрическое сопротивление 4) образования у разных веществ при кристаллизации одинаковых типов кристаллических решеток
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены