РАЗРАБОТКИ
|
Взаимодействие учителя с родителями
МОКУ «Тюкалинскийлицей»
Тюкалинского муниципального района Омской области ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ Чередова Надежда Михайловна, учитель начальных классов МОКУ «Тюкалинский лицей» Г. Тюкалинск, ул. Первомайская, 7 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ. Ребенок идет в школу – это самое важное событие для него, для родителей, для первого учителя, который его встретит. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества и становится первый учитель. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование. В период младшего школьного возраста родители и семейная атмосфера являются для ребенка наиболее важным фактором, а работа учителя в классе не принесет желаемых результатов без активного участия родителей. Сотрудничество учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности. Активные формы взаимодействия учителя с родителями – важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников делает для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья». Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями в классе позволяет детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело совершает настоящий переворот в сознании мам и пап, раскрывает в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей. Непринужденная праздничная атмосфера, доброжелательность, теплота, душевность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают свою помощь. Учитель приобретает не только единомышленников, но и помощников. Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе, равноправие способствует развитию и становлению личности ребенка, а общение ДЕТИ - РОДИТЕЛИ - УЧИТЕЛЬ приносит ребенку радость. Творческое сотрудничество школы с семьей дает положительный результат семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. За 35 лет педагогической деятельности в начальной школе, у меня сформировался свой стиль работы с родителями. Говоря «родители», я подразумеваю и папу, и маму, и бабушку, и дедушку, и других родственников, которые общаются с малышом. Находить общий язык с родителями теперь уже просто, так как половина класса родителей мои бывшие ученики. В работе использую следующие принципы взаимной деятельности: . обращение к чувству родительской любви и уважение ее; . доброжелательность и дипломатичность в общении; . позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности. Сотрудничество с родителями осуществляю по следующим направлениям: 1. Изучение условий семейного воспитания. Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы, организация родительского всеобуча, индивидуальные консультации, организация встреч с врачами, психологами, работниками библиотеки. Формы работы: беседы, анкетирование, сочинения детей о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», формирование банка данных о семье и семейном воспитании. 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. В классе обеспечен свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в Дни открытых дверей. Это позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания. Формы учебного взаимодействия с семьей. Урок-наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы используются, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, со сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Предоставляя право прийти в школу на урок в любое время, а не по приглашению, вызывает у родителей чувство доверия, взаимопонимания. Многим родителям приходится пересмотреть свое отношение к ребенку. Информированность о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка вызывает интерес к учебной работе, мамы и папы отмечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда учились они сами, как изменилась технология урока, как самостоятельно учатся добывать знания их дети. Урок-практическое участие родителей знакомит родителей с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса, ненадолго возвращаясь в детство, часто заново отмечая, каким нелегким может быть процесс обучения. Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют искреннюю заинтересованность в своих успехах знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители Они видят лучше узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые, может быть, не заметил учитель, а затем предлагают свои предложения улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуют в оказании практической помощи ребенку, классу, школе. После посещения уроков родителями, провожу анкетирование. Анкета для родителей: Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: . деятельностью учителя на уроке . оформлением кабинета . отношениями между детьми в классе . взаимоотношениями ребенка с учителем . получили ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка? . укажите характер его затруднений . в какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь? Что, по Вашему мнению, хорошо? Что можно было бы улучшить? Спасибо за ответы. Анализ родительских анкет помогает проанализировать свою деятельность, своевременно заметить проблемы и наметить пути их устранения. Урок-соревнование детей и родителей: Эту форму работы очень любят дети, так как она создает ситуацию успеха в учебной деятельности детей, стимулирует их познавательные интересы, стремление к самостоятельному углублению имеющихся знаний. Открытый урок- эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района. День открытых дверей – это праздник класса, на котором демонстрируются только положительные достижения каждого ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей и учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строится процесс обучения, как ребенок адаптируется к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители отмечают для себя, на что следует обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников. Родители – мои помощники и союзники и во внеклассной деятельности. Важнейшим направлением во внеурочной деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни, родители показывают пример своим воспитанникам, принимая участие семьями в школьных и городских соревнованиях. Совместно с родителями в классе проходят праздники, новогодние театрализованные представления, когда в роли артистов выступают и родители, и дети. Это помогает ребятам перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает успешному обучению; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А когда рядом родители и друзья, самое главное – какая ты личность. В нашей школе ежегодно проводятся выставки из природного материала: «Природа и фантазия», где ребята представляют не только индивидуальные работы, а коллективные; традиционными стали семейные творческие проекты. В классе проходит конкурс «Моя семья – мое богатство». Номинации: Семейная фотография. Семейная традиция. Наши увлечения. Моя родословная. В рамках конкурса в детской библиотеке прошел праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, «Связь трех поколений», где выступали дедушки, папы и сыновья. Изучив интересы детей в классе, организовали кружок «Мир профессий» на базе нашего класса. Руководя кружком, доношу до учащихся, с учетом возрастных особенностей и познавательной активности, ощущение нужности и важности каждой профессии. При проведении занятий в кружке используются следующие формы: мини- исследования, поисковая работа, экскурсии на предприятия, устные журналы. В организации работы и проведении занятий активными помощниками являются родители. В результате совместной деятельности родителей детей и учителя в 4 классе создан хороший дружный коллектив, ребята в классе активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им все интересно, они желают участвовать во всех делах, желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Поэтому дети с огромным желанием принимают участие в олимпиадах школьного уровня, в различных городских и районных конкурсах. Интерес к предметам из года в год повышается. Изменяется и позиция родителей: если в начале они слушатели, потом союзники, затем участники творческих дел. Работаем с увлечением Внеклассное занятие «Материки и океаны»
Всего комментариев: 1
1
asja • 21:34, 17.12.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены