РАЗРАБОТКИ
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ.
Сахарова Эльвира Станиславовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Захарова Елена Ильинична
Воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №127» города Владимира
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ГРУППЕ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.. Здоровьесберегающая педагогика предполагает формирование у каждого ребенка умений и навыков здорового образа жизни, а также воспитание культуры здоровья .
Поэтому особое место, с нашей точки зрения, должны занимать гендерные здоровьесберегающие технологии, позволяющие учитывать особенности созревания психического и физиологического развития мальчиков и девочек. Особое место в здоровьесбережении детей занимают гендерные здоровьесберегающие технологии, которые учитывают особенности развития мальчиков и девочек.
В нашем дошкольном учреждении существуют группы параллельно-раздельного воспитания, т.е. группы девочек и мальчиков. Мы уже много лет работаем на группе девочек. За это время накоплен большой опыт, который был обобщен на региональном уровне, представлен в печати. Результативность работы доказывает эффективность наших усилий.
Здоровьесберегающая среда – совокупность условий, содержания, форм, методов в образовательном учреждении, направленных на всестороннее развитие личности в гармонии нравственного, духовного и физического начала.
Наличие групп параллельно-раздельного воспитания в нашем ДОУ создаёт благоприятные условия для построения взаимоотношений между мальчиками и девочками. Этому способствуют положительные эмоции, возникающие во время праздников, прогулок, игр, утренней гимнастики, чаепитий, концертов, экскурсий, различных видов деятельности.
Проведение занятий с учётом особенностей мальчиков и девочек ведёт к лучшему усвоению детьми знаний. Мы считаем необходимым анализ педагогом собственной деятельности с точки зрения её влияния на здоровье детей, т.е. возможны корректировка и изменение процесса обучения и воспитания детей.
В своей работе мы используем следующие правила для сохранения, укрепления здоровья ребёнка, которые советует использовать доктор медицинских наук
В.Ф. Базарный в книге «Здоровье и развитие ребёнка»:
- Ребёнок должен как можно больше двигаться! (Беспокойство педагогов и родителей должны вызывать дети, которые не хотят много двигаться).
- Не усади! (необходимо предоставить ребёнку возможность жить в режиме телесной вертикали). «Образ счастливого свободного человека – человека разогнувшегося, несгибаемого, волевого».
- Никакой преграды глазу ребёнка! (Ребёнку необходим режим дальнего зрения).
- Да здравствует рукотворчество! (Ребёнок должен творить свой мир своими руками – лепка, рисование, конструирование, вышивка и т.д.).
- Нам песня строить и жить помогает! (пусть ребёнок как можно чаще поёт – речевые дефекты будут исправлены им самим без помощи логопеда).
- Образы управляют миром! (Ребёнок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи – диалоговой, чтении стихов, участвовать в театрализованных постановках). Так формируется уверенное и свободное мышление.
У нас в группе развитию речи девочек уделяется большое внимание, причём, используются нестандартные формы общения с детьми и обработки полученной информации и достижений наших девочек в речевом развитии. Мы собираем элементы стихотворчества, словотворчества, записываем высказывания детей, интересные образованные девочками слова и объяснения этих слов. Выпустили и дарим родителям сборники высказываний и стихотворные сборники их дочек. Считаем, что развитие речи детей, и как следствие, их эмоциональность и психологическое здоровье, приводит к положительным результатам в состоянии общего здоровья наших детей.
С нашей точки зрения возможности параллельно-раздельного воспитания и обучения дошкольников позволяют максимально полно сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье девочек, формировать у них основы женского начала, активизировать их познавательные интересы, развивать творческие способности, эстетический вкус, способствовать жизненному самоопределению девочек.
Организация предметно- пространственной среды для девочек в ДОУ:
- настольные игры с мелкими деталями (шашки, шахматы, домино, пазлы, различные виды лото), т.к. у девочек есть склонность к внешнему упорядочению.
- Игровые зоны: «Малый Эрмитаж», салон «Маленькая принцесса», т.к. стремятся к прекрасному.
- Мини-зоны: «Маленькая хозяюшка», «Рукодельница», «Будущая мама», «Бизнес-Леди», т.к. интересуются человеком и сферой его деятельности.
- использование компьютера с соблюдением всех требований СанПиНа в учебной и воспитательной деятельности для просмотра презентаций, познавательных программ, знакомства с различными видами искусства.
- наглядное оформление на уровне глаз ребёнка, т.к. девочки ориентированы на ближайшее зрение.
- красочное оформление наглядных материалов, использование аудиоматериалов, театрализованная деятельность, т.к. движутся от эмоционального восприятия к логическому осмыслению.
- спортивный уголок с атрибутами для гимнастики (ленты на палочке, косички, мешочки, вязаные мячики, скакалки, мячи, обручи, флажки и др.), т.к. стремятся к красоте и совершенству.
Для успешной реализации психолого-педагогической поддержки развития девочек дошкольного возраста, сохранения их соматического здоровья в группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая потребностям, интересам и возможностям девочек.
При построении среды учитывались следующие принципы:
- принцип эмоциогенности среды, дающий ребёнку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. (Уголок психологической релаксации: специально отгороженное место для уединения).
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребёнку определить своё отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению. (Всё оборудование в уголках в свободном доступе для любого ребёнка).
- гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребёнка. (Широкий спектр: разнообразная литература, книги, игры на развитие разных способностей, специально созданный «уголок исследователя», включающий в себя разные виды коллекций, природного материала, бросовых материалов и т.п.).
В группе для сохранения и укрепления здоровья девочек осуществлён особый подбор мебели, оформлены уголки: «Тропа здоровья», «Уголок чистюли», «Салон красоты», «Зелёный уголок», «Уголок хорошего настроения». Одной из главных задач деятельности педагогов является воспитание желания и умения девочек заботиться о своём здоровье.
Элементами пространственно-предметной среды выступают мини-среды женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования женских умений (фрагменты кухонного блока, столы для приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток), куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами для выполнения различных социальных ролей.
Чтобы сохранить психологическое здоровье девочек, т.е. уверенность в себе, умение сохранять уравновешенность в конфликтных ситуациях, умение управлять своими чувствами и мыслями, необходимо соблюдать некоторые правила:
- эмоционально поддерживать детей, использовать похвалу с обозначением дальнейшей перспективы.
- изучать художественную литературу, где даны образцы женского поведения в жизненных ситуациях.
- соблюдать осторожность в критических оценках, особенно в присутствии других детей и взрослых.
Распорядок дня строится так, чтобы у мальчиков была потребность общения с девочками, и наоборот. Для реализации этого требования разработан план взаимодействия мальчиков и девочек в специально организованной деятельности. Параллельно-раздельное воспитание и обучение необходимо для проектирования ситуаций, которые возникают при встрече двух миров – мужского и женского.
Залог психического здоровья детей – положительные эмоции. Для их достижения в речи воспитатели используют шутки, юмор, малые жанры фольклора, различные словесные игры и т.д.
Дети любят различные игры, направление и характер которых определяется большей частью полом играющих. Известно, что по наблюдениям психологов, с которыми согласна большая часть педагогов и родителей, девочкам свойственны игры мирные, тихие, не требующие большого напряжения сил и отличающиеся хозяйственным и воспитательным содержанием. Девочкам для игр не нужно большой территории: достаточно угла в комнате или небольшого места на улице, чтобы продолжительное время играть, например, в «Дочки – матери». Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат жёстких правил.
Девочки в целом более усидчивы, трудолюбивы, поэтому их любимыми занятиями являются: рукоделие, рисование, лепка, аппликация. Он любят уединяться с куклами, могут долгое время сидеть неподвижно. Следовательно, им просто необходимы подвижные игры, физкультминутки, любая двигательная активность.
(Русские народные подвижные игры для девочек: «У Маланьи», «Селезень и утка», «Жмурки» и др.)
Наша работа включает в себя изучение культурологического компонента, истории традиций и обычаев русского народа, поэтому мы знакомим наших девочек с трудом женщин, их жизнью и обязанностями в семье. Большая часть этой жизни посвящена рукоделию.
Рукоделие в группе девочек развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, вызывает положительные эмоции. Мы предлагаем своим девочкам заниматься вязанием крючком. Этот вид рукоделия достаточно прост и доступен уже детям дошкольного возраста. Девочки быстро научились вязать цепочки из воздушных петель, а потом стали выполнять разные изделия из них – закладки, поясок и т.д. Также мы научили наших девочек пользоваться иглой, они хорошо пришивают пуговицы, умеют делать разные виды стежков на картоне, ткани, используют технику «изонить» для изготовления поделок, подарков.
Мы даём девочкам представления о том, что в будущем, став мамами, они усвоят определённые правила поведения, возьмут на себя различные заботы.
В группе девочек благоприятный психологический микроклимат, нет ссор, слёз, дружелюбные отношения друг к другу. Когда девочкам комфортно в той обстановке и атмосфере, которая для них создана, это и есть психологическое здоровье наших детей.
Нравственная сторона здоровья, т.е. стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить своё поведение без ущерба для собственного здоровья и благополучия других людей как важная часть общего здоровья включает в себя воспитание будущей женщины, хозяйки. Мы в группе девочек проводим эту работу на основе изучения родословной своей семьи, создаём банк семейных традиций, «кулинарный банк», копилку семейных обычаев и традиций, используем при этом помощь родителей. Мы наладили тесный контакт с семьями наших девочек. Привлекаем родителей к проведению мероприятий группы с целью передачи опыта девочкам и другим родителям.
У девочек достаточно высокий уровень потребности в самообслуживании,
в хозяйственно-бытовом труде, следовательно, педагоги должны создавать условия для закрепления навыков с помощью необходимого оборудования, предметов для подобной деятельности. Мы придерживаемся принципа воспитания, при котором дети должны почувствовать естественные последствия своей деятельности. Наши девочки, например, пролив на пол какую-либо жидкость, уже в четыре года самостоятельно бежали и брали швабру, а сейчас, в семь лет заплетают косы друг дружке. Параллельно с воспитанием трудолюбия, идёт закрепление положительного отношения к другим людям и чувство симпатии. Дети находятся в атмосфере дружелюбия, поэтому можно говорить
о психологическом здоровье наших девочек.
Всё перечисленное способствует сохранению и укреплению психического и тесно связанного с ним физического здоровья.
Потребность в движении у девочек в 4-6 раз меньше, чем у мальчиков. Тем не менее, ребёнок должен находиться в движении как можно больше. Для этого воспитатели девочек должны знать, как добиться увеличения двигательной активности девочек. ….
Наряду с такими видами физкультурных занятий как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, существуют и дифференцированные занятия для мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте. Занятия физическими упражнениями играют большую роль в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт гендерных особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиваться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.
Физкультминутки или «Минутки здоровья» дают максимальный эффект при минимуме затрат – 1 минута. Для девочек используется специальная тематика, интересная девочкам, а движения отличаются пластикой.
Значение физкульминуток велико:
-предупреждение снижения работоспособности
- повышение эффективности деятельности
- получение положительных эмоций
На занятиях и в других видах специально организованной деятельности в нашей группе применяется режим динамических поз – чередование положений (сидя, стоя, переходя на другое место, разный уровень наклона, зависящий от высоты столов). Таким образом, снижается напряжённость и утомляемость детей, повышается уровень работоспособности на всём протяжении занятия.
Используются также сенсорные тренажёры - это угловые картинки разнообразных объектов живой и неживой природы, подвешенные к потолку. В группе девочек это изображения птиц, цветов, насекомых, листьев, снежинок, звёзд, солнышек и т.д. Это один из видов гимнастики для глаз, цель которой:
- общая двигательная активность детей.
- поисковая деятельность.
- получение комплекса эмоций.
Сенсорные тренажёры развивают скорость ориентации в пространстве, а в дальнейшем – скорость реакции в различных жизненных ситуациях.
Для профилактики зрительных нарушений детям необходим режим дальнего зрения. Для этого применяются наблюдения за естественным природным ландшафтом (Шторы подняты для улучшения видимости, большей доступности естественного освещения).
Зрительный тренажёр – «Стадион» - разноцветная схема под потолком, имеющая стрелки, указывающие направление для перемещения глаз детей. Также используется для снятия напряжения и расслабления глазных мышц. Способствует улучшению межличностных отношений, т.к. выполняется коллективно.
Нельзя не сказать, что ребёнок не вырастет здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, если у него не развивают художественно-творческие, спортивные, музыкальные способности. Дети нашей группы посещают разнообразные кружки, студии, секции и т.п., участвуют в различных конкурсах и выставках, имеют спортивные и танцевальные достижения.
Параллельно-раздельное воспитание благотворно влияет на развитие социальной компетентности дошкольников, их физического, умственного и речевого развития.
Воспитатели группы на протяжении всей своей работы ведут контроль и наблюдение за уровнем заболеваемости и посещаемости детей групп мальчиков и девочек, анализируя ежемесячно причины заболеваний, количество и причины пропуска в посещаемости ДОУ. Анализ заболеваемости свидетельствует о её снижении, причём эти показатели выше в группе девочек, но продолжительность заболеваний у мальчиков короче.
К выпуску детей в школу, т.е. за четыре года общения и работы с детьми важным является ещё и то, что на сегодняшний день нам удалось сохранить здоровье девочек на том же уровне, с каким они пришли в нашу группу. Этому, несомненно, способствовало то, что с детьми осуществлялся полный набор закаливающих и оздоровительных мероприятий, необходимых для проведения в ДОУ.
Результатами работы по здоровье сбережению являются:
- низкая заболеваемость детей
- высокая посещаемость ДОУ
- высокий уровень творческих способностей детей.
- дружелюбные, доверительные отношения между детьми и взрослыми.
- как следствие: лёгкая адаптация в начальной школе и высокий уровень успеваемости в школе.
- заинтересованность родителей в параллельно-раздельном воспитании.
Используемая литература:
1. Базарный В.Ф Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. – Красноярск, 1989
2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. // М.- «Аркти».- 2005.
3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – вместе тесно, а врозь скучно.
// Учительская газета. – 2002. - №8.
4. Ерофеева Н.В. В классе – мальчики и девочки Как их учить?
// Народное образование .- 2001.- №2 -. с.169-171.
5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: -2005.
6. Здоровьесберегающие возможности гендерной педагогики: материалы межрегиональной конференции. – Ярославль: -2006.
7. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: 2000.
Июль 2011года
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|