РАЗРАБОТКИ
|
Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе на пришкольном учебно-опытном участке
Касьянова Людмила Викторовна
учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ – Ордынская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза А.Д.Гаранина Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе на пришкольном учебно-опытном участке Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Он стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония ребенка. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. С доброжелательных отношений мы начинаем работу на учебно-опытном участке нашей школы. Ученики под руководством учителя создают прекрасное. Так летом 2010 года руками ребят была создана ландшафтная площадка. На месте клумб, напоминающих грядки выросло чудо – с прудиком и плетнем, с царством Берендея из старых коряг, с извилистыми дорожками и типиарным уголком. Ребята трудятся на свежем воздухе, с удовольствием наблюдают, как развиваются растения, как хорошеет наш пришкольный. Я выступаю в роли консультанта и советчика, создаю условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем. И как результат по итогам трудового лета 2010 ребята нашей школы стали победителями областного этапа Всероссийского конкурса «Юннат» в номинации «Ландшафтный дизайн и архитектура». Семиклассницы Юлия Гуляева и Ксения Колтачихина занимались топиарным уголком. Топиар – это древнее искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Деревья и кустарники в суровых условиях Сибири растут долго, а ребятам хочется поскорее получить результат. Вот и стали выращивать летний кипарис или кохию и стричь из нее различные фигуры: это и лабиринт и огромный питон и крохотное сердечко. На пришкольном участке, как и на уроке, ученики взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны и разнообразны Физическая - меняют орудия труда , место работы на участке, много двигаются ; говорят , слушают, и т.д. Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д. Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Работа детей на пришкольном участке помогает решить эту проблему. Моя задача разнообразить виды деятельности, при этом объяснить, ребятам какие группы мышц задействованы при прополке, поливе, перекапывании почвы. Как менять положение тела, чтобы мышцы не затекли, не занемели. Получается так, что активные двигательные упражнения очень разнообразны. Учащихся на деле убеждаются, что строение опорно-двигательной системы это не абстрактное понятие, и значении физических упражнений очень велико для ее развития. Время, проведенное, на открытом воздухе увеличивается, а следовательно происходит тренировка дыхания, развивается дыхательная система. Не забываем мы и пищеварительную систему. Обсуждаем пищевую ценность продуктов, говорим о сбалансированности питания, о его соответствии физическим затратам, о гигиенических навыках. Как относительно самостоятельные средства оздоровления на участке можно выделить такие: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, когда позволяет погода мы идем купаться на Обское водохранилище. Особый разговор о цветотерапии на пришкольном участке. Красные и оранжевые цинний колендулы, сальвии - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый цвет эшольции, шафранов - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; сохранять зрение. Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов не только в классе, но и на участке. Синий цвет васильков, ипомеи и агератума способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности. Я учу ребят понимать язык цветов, создавать себе, друзья, близким людям хорошее настроение. Нередко ребята уносят мама букетик цветов или молодые кабачки А какой замечательный самомассаж , когда ребятишки босые бегают по песчаным дорожкам участка они восстанавливают правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшается циркуляция крови, активизируются биологические точки, снимается усталость. Эмоциональный климат в бригаде, которая пришла для прохождения практики во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбки, искренний смех учеников во время работы - с позиций здоровьесбережения – дорогого стоит. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение работы, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой. Большую роль в нравственном здоровье играет и радость побед. Мощный заряд положительных эмоций получили ребята, участвовавшие в выставке «Дары земли Ордынской 2010», когда были награждены грамотой за первое место в номинации «Овощи, ягоды, плоды» и различными призами. Детский труд не пропал даром, его оценили взрослые. Гордость переполняет и семиклассников, которые во главе с Кирилловым Николаем стали победителями областного этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Практическая природоохранная деятельность» Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Всегда стремлюсь подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни. По выражению академика Н.М. Амосова ": чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем". Работа на учебно- опытном участке способствует становлению и развитию психически, соматически, физически и нравственно здоровой личности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены