РАЗРАБОТКИ
|
О национальном и патриотическом воспитании
Психологи рекомендуют раз в четыре года менять работу, а по возможности и место проживания. В моей жизни так получилось, что не раз пришлось сменить и место работы, и местожительства.
В 2005 г. из тёплого южного Ставрополья попала на Чукотку. Как человек толерантный и проживший большую часть в многонациональном Ставропольском крае, была удивлена, что в маленьком северном посёлке, состоящем из 500 человек, иногда возникают разногласия между чукчами и эскимосами, а мне в свой адрес не раз приходилось слышать злобный крик «Понаехали!» В г. Надым Ямало-Ненецкого округа приехала совсем недавно и опять была неприятно удивлена. Узнав, что я приехала из Чукотского автономного округа, некоторые восьмиклассники, которых я должна была учить русскому языку и литературе, в моем присутствии и ничуть не испытывая стыда, говорили: «Приехали гастарбайтеры с Чукотки». А одна, исколотая пирсингами девица, встретив меня в уютном парке г. Надым с группой подобных себе подруг и друзей, начала кричать в мой адрес: «Чукотка! Чукотка! Фу!» Понятно, что вышеперечисленные поступки идут не от большого ума и образованности, но они имеют место быть в нашей замечательной России, где разработана на государственном уровне программа по патриотическому воспитанию, а мы, учителя, добросовестно её пытаемся реализовать на уроках и внеклассных мероприятиях. Не терять веры в высокие национально-патриотические чувства мне помогают слова Джоржа Сантаяны: «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир». Верю, что смогу воспитать людей, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине, благодаря русскому языку, отечественной литературе. Поэтому уроки свои я стараюсь строить на основе пробуждения духовности, в каждом ученике стараюсь активизировать национальное сознание, содействую становлению личности, способной отдавать себе отчёт в том, какую жизнь она предпочитает, а, следовательно, обязываю нести полную ответственность за свой выбор, получая поощрения и наказания за содеянное. Беседуя с пятиклассниками о патриотизме, проявленном героем стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста», услышала странный, с моей точки зрения, вопрос: «А кто такой патриот?» Современные дети, воспитанные детективами, телеканалами СТС, НТВ, говорящие языком СМС иногда не понимают значения самых простых слов. Поэтому часто уроки русского языка начинаю со словарно-лексической работы, знакомлю с этимологией слова. Многое пятиклассникам стало понятным, когда они узнали, что слово патриот имеет латинское происхождение и «патрия» - это родина. А ещё пишем словарные диктанты, основанные на этимологии слова: ребята должны записать слово, узнав его по этимологической справке. Обучаю ребят создавать собственные тексты различных стилей и жанров: небылицы, сказки, юмористические рассказы, стихотворения. На уроках развития речи по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой учащиеся познакомились с такими понятиями, как: метафора, художественный стиль. В учебнике «Русская речь» Никитиной Е.И. в упражнении № 105 дано стихотворение Ф.И. Тютчева «В небе тают облака…» После выразительного чтения данного произведения я спросила пятиклассников: «Что вам видится, когда читаете данное стихотворение?» Кто-то сказал: «Просторы России», но другие возразили: «Нет, это Америка». Мне почему-то стало грустно, оттого что некоторые ребята не узнали свою родину. И тогда я провела урок, на котором мы описывали «Лицо России». Школьники учились выражать свои мысли в традиционно-поэтическом стиле, используя широко распространенные фольклорные образы-символы. Приведу для примера некоторые отрывки из получившихся творческих работ детей: «Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт. Глаза её прекрасные, как бездонные голубые озёра. Лицо белее снега белого с румянцем багряной зари. Волосы цвета золотых колосьев пшеницы заплетены в тугую косу. Идёт она стройная, красивая, гордая, как берёзка. И нет ничего краше нашей России на всём белом свете». (Югунхак В. 5 класс). «Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт. Как долог и тернист её путь! Сколько слёз выплакали эти синие глаза! Скольких замечательных сыновей потеряла, похоронила Россия! Какая грусть в её взгляде! Кто же в ответе за эту грусть и печаль в твоём лице?» (Пономарёв И. 5 класс) Воспитать добрые чувства, развить творческие способности ребят помогает создание сказок на лингвистическую тему. Вот отрывок из сказки ученицы 5 класса Решетовой А.: «Ласковый и добрый -Чик. Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такими, как теперь. Отличались особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были Барабаны, Колокола, Огурцы… Но вот появился суффикс –Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он приближался, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как сам суффикс, или становились очень маленькими, потому что –Чик обладал такой особенностью. Вместо мощного колокола получался нежно звенящий колокольчик. Даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик». Развить чувство национальной гордости и самосознания могут различные внеклассные мероприятия, олимпиады, предметные недели. Мне очень нравится конкурс переводчиков, подразумевающий перевод литературного текста с древнерусского языка на русский. Вот пример одного из подобных заданий: В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного: «Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Приедет возмездия час, Писанием нам предреченный, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьёю предстану» (Так Курбский писал Иоанну.) Что же именно писал Курбский к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский. Что же именно писал Курбский к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский. А совсем недавно по телевидению показали фильм «Иван Грозный», в котором цитировался именно этот отрывок из письма боярина Курбского. Важно, что восьмиклассники его услышали и узнали, так как конкурс прошел в школе раньше, чем был показан фильм. Лингвистическая конференция о заимствованиях в русском языке, которую проводила с учениками 9 класса, убедила школьников, что не стоит злоупотреблять заимствованными словами, которые в последнее время заполонили наш язык. Главное, что я преследую, - это вызвать интерес к родной стране, научить ребят уважать себя, свою семью, свой край. Современный урок литературы особенно труден, потому что учитель должен предстать как исследователь, художник и воспитатель. А современные дети, мягко говоря, не очень любят читать. Иногда предлагаю ребятам нарисовать рекламу прочитанной книги, устраиваю выставки иллюстраций, прошу прочитать речитативом рэпа стихотворение или на фоне соответствующей музыки. Учу ребят уважительному отношению друг к другу, не замечать национальных различий, а находить и перенимать у другого народа положительное. Много интересного и полезного узнали пятиклассники, изучая спецкурс «Культура народов Ямала»: об игрушках и играх, о танцах и песнях, о быте и промыслах малочисленных коренных народов Севера. Хотя еще есть один мальчик, упрямо утверждающий, что данный предмет ему учить нет необходимости. Надеюсь в следующем учебном году переубедить его в этом, ведь планирование данного предмета буду делать с учётом детских пожеланий. Большинство ребят желает знать историю появления народов Севера, значения некоторых слов, о религии, об обрядах и шаманах. А раз появился интерес, значит, работа моя имеет смысл и все возникающие непонимания и трудности мы совместно преодолеем. А риторический вопрос в названии статьи я оставлю без ответа. Пожелаю помнить строки стихотворения А. Барто: Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, Пускай по рецептам врачей Появится в каждой, в каждой аптеке Лекарство для грубых детей!
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены