РАЗРАБОТКИ
|
Классный руководитель и воспитательная система класса«Классное руководство – это не просто обязанность.
Это бесконечное творчество!!!» (из высказываний коллег) Моё педагогическое кредо. Утверждение, заключенное в эпиграфе, спорное. Так как к классному руководству можно относиться по-разному: как к ненужной нагрузке; как к возможности реализовать себя не только как учителю-предметнику, но и как педагогу; как тяжелому бремени; как к общению с детьми и родителями в удовольствие. Должностные инструкции трактуют классного руководителя как педагога, осуществляющего организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе. Довольно сухо, но вполне ясно. Принципы в работе. Моя квалификация – учитель физической культуры – повлияла на выбор приоритетов при определении принципов в моей работе классного руководителя. Таковыми являются:
Следование этим принципам обеспечивает право каждого ученика моего класса на необходимую и возможную долю внимания и педагогической поддержки с моей стороны; право проявлять «свое Я» со стороны ребенка. Достижению этой цели способствуют задачи:
Направления работы классного руководителя определены требованиями воспитательного стандарта. В нем классный руководитель представлен многоруким «Шивой». Он должен вести:
Ориентируясь на особенности контингента учеников своего класса, социальной среды и, учитывая собственный опыт и возможности, я определила, что составляющими элементами моей воспитательной системы будут только четыре направления. Они довольно широко распространенны, и, пожалуй, традиционны в деятельности многих классных руководителей:
Очевидно, что деятельность по этим направлениям предполагает и мою работу – классного руководителя, и деятельность учеников, а также родителей. Таким образом, мои ученики не являются «центром вселенной», они – часть большего, чем их класс сообщества! Выбор системообразующих направлений моей воспитательной системы был не случаен, он обоснован проблемой, над которой работает педагогический коллектив МОУ СОШ №3 – формирование устойчивой учебной мотивации школьников с задержкой психического развития к учебной деятельности. Познавательная деятельность для учащихся моего класса очень важна, но не для каждого из них она является простой. Поэтому в моем педагогическом арсенале, возможно не новые и не уникальные, но очень разнообразные формы и методы организации деятельности ребят. В подборе организационных форм мне очень помогло издание С.А.Щурковой «Собрание пестрых дел». Характеристика класса. Как уже становиться понятным проблемы в организации учебной деятельности или в поведении не мешают моим ученикам быть активными в социальном смысле:
В классном коллективе ярко выражен актив, созданный, в соответствие с программой воспитания, в течение уже первого года моей работы с классом, т.е. в 5 классе. Сформировать актив мне удалось достаточно легко, так как удалось выявить лидерские и организаторские качества у нескольких ребят. Труднее воспитать в лидерах ответственность за коллективные дела и готовность взять на себя «удар», без всякого зазнайства, а просто потому, что «я это могу». Эта задача более отдаленного времени, но уже сегодня актив оказывает неоценимую помощь и мне и всему классу при организации классных часов, при подготовке к участию в общешкольных мероприятиях. Это неравнодушные ребята, они внимательно относятся к рейтинговому положению класса среди других классных коллективов школы в общешкольной игре-соревновании «Класс-лидер». В 2009-2010 году класс занял 2 место в этом соревновании. Большинство учащихся класса стараются выполнять требования, предъявляемые к учащимся школы, соблюдают Устав школы (за исключением 28% - «трудных» - членов нашего классного сообщества). Но особенностью детей с диагнозом «Задержка психического развития» является то, что они очень подвержены внешним и внутренним факторам поведения без выработанного мотива, поэтому очень часто приходиться иметь дело со стихийным поведением, отношением к людям, к делу. Они взрывные, более 50% имеют преобладание холерических тенденций в темпах реакции. Но они все обладают психической особенностью – быстро выбрасывая энергию, гасят негатив и через некоторое время уже готовы к контакту или к делу. Мои шестиклассники сегодня решают для себя трудную задачу – справляться с собой, сдерживаться, а ещё более трудная задача повиниться за вспышку гнева или затеянную ссору. Зная их психологические особенности, я вполне осознаю насколько трудная это для них задача. При всем этом в классном сообществе складываются нейтрально - доброжелательные межличностные отношения. Результаты мониторинга показали, что в классе нет отвергнутых детей. Эмоциональный климат в классе характеризуется как благоприятный для каждого члена коллектива. Конфликтные ситуации не исключены, как и в любом коллективе, но возникают редко и разрешаются методами диалога и компромисса. Я не ставлю перед собой задачу сформировать и сплотить коллектив (в педагогическом понимании этого слова по Лутошкину). Мой практический опыт и работа школьных педагогических консилиумов показывают, что это невыполнимая задача на этом возрастном этапе детей с диагнозом ЗПР. Но взаимодействие внутри класса, построенное на принятых Законах класса, нацеленное на доброжелательный контакт сплачивает ребят, помогают преодолевать возникающие трудности, нацеливает на успешную учебу. Отношения в коллективе доброжелательные, дети готовы помочь друг другу. Четыре Д: доверие + доб¬рожелательность + диалог + добросовестность – эта формула, по моему мнению, характеризует отношения в коллективе между детьми и взрослыми. Отношения между учащимися класса и учителями осуществляются по принципу сотрудничества.
Взаимодействие с родителями и воспитателями учащихся. Организация воспитательной работы в классе не может и не должна заменять роль воспитания учащихся в семье. Но не всегда родительский подход к воспитанию грамотен и эффективен. Поэтому мною уделяется большое внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи и воспитателей детского дома к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи в решении проблем воспитания. Мои принципы общения с родителями. Сегодня не многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка и не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения. К сожалению, жизнь и поведение ребенка в школе не всегда могут быть оценены положительно. Поэтому важно при взаимодействии с родителями:
Мои партнеры в работе с детским сообществом. Воспитательная система класса, главным вдохновителем которого является классный руководитель, позволяет обрести детскому сообществу свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания - вот основные черты класса и каждого ученика в нем. Не менее важно и то, что дети в своемколлективе чувствуют себя комфортно; онистремятся познать, помочь, поучаствовать, пообщаться. Не перестают удивляться и удивлять!
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены